print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Коронавирус и «закон о фейках»

Чем опасно распространение недостоверной информации для СМИ, блогеров и обычных людей, решивших репостнуть громкую новость.

Информация о китайском коронавирусе распространяется гораздо быстрее самого вируса. Чего мы только не видели за эти дни: и сообщения о зараженных бананах в WhatsApp, и фейковые видео людей в костюмах биозащиты, и посылки с AliExpress и даже размышления о том, что с помощью вируса китайские власти пытаются улучшить свое экономическое положение... Отмена рейсов, отмена спортивных мероприятий, реклама лекарств от вируса... список можно продолжать до бесконечности.

Большинство вышеперечисленных новостей попадают под определение недостоверной информации – то есть не соответствующей действительности. А с 2019 года, как вы, возможно, помните, в России работает так называемый «закон о фейках».

На самом деле это изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, предусмотрен статьей 15.3, которая гласит:

«В случае обнаружения <...> в сети «Интернет» <...> недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, <...> Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию».

Как видно из этого определения, информация о распространении коронавируса и вероятных последствиях этого может считаться общественно значимой. Некоторые чиновники уже давали комментарии о необходимости применения «закона о фейках» к этому событию.

А поскольку тема коронавируса еще только набирает обороты, то вам следует знать о процедуре блокировки сайтов и необходимых мерах предосторожности.

Блокировка сетевых изданий

Если фейковая информация размещена на сайте, зарегистрированном в качестве сетевого издания, т.е. обладающем статусом СМИ, то Роскомнадзор на основании требования Генпрокураторы незамедлительно уведомляет редакцию сетевого издания о необходимости удаления указанной информации и фиксирует дату и время направления такого уведомления.

Редакция должна отреагировать как можно более оперативно и удалить фейк. Срок реакции на уведомление Роскомнадзора в нормативных актах отсутствует, но, судя по практике блокировок сайтов по аналогичным основаниям, – не более одного часа.

Если редакция не отреагирует и не удалит недостоверную информацию, то Роскомнадзор направит требование операторам связи для блокировки страницы с фейком или всего сайта.

Снятие блокировки возможно только после удаления фейковой информации.

Блокировка сайтов, не являющихся СМИ

Процедура блокировки для всех иных сайтов, не обладающих статусом СМИ, несколько иная.

Роскомнадзор после получения обращения от прокуратуры сразу направляет требование об ограничении доступа оператору связи. И только затем требование будет направлено хостинг-провайдеру.

Оператор связи должен заблокировать сайт или отдельную страницу незамедлительно, а провайдер хостинга должен уведомить об этом владельца сайта в течение суток. Разблокировка – только после удаления недостоверной информации.

Обратите внимание: «блок» ставится незамедлительно, а срок обратной процедуры в нормативных актах не прописан.

Теоретически после получения от владельца сайта уведомления о том, что информация удалена, Роскомнадзор должен это проверить и исключить сайт из списка запрещенных.

Но по факту файл выгрузки, т.е. реестр заблокированных страниц, отправляемый Роскомнадзором операторам связи и провайдерам хостинга, может глючить или поступать к операторам с задержкой, плюс внутренние инструкции оператора... Все это может затруднить оперативное возобновление работы сайта.

Иная ответственность за публикацию недостоверных сведений

Части 9, 10 и 11 статьи 13.15 КоАП предусматривают немаленькие штрафы как для СМИ, так и для всех остальных любителей шера и репоста. В зависимости от последствий распространения это:

  • от 30 000 до 400 000 руб. для граждан;
  • от 60 000 до 900 000 руб. для должностных лиц (главредов, например);
  • от 200 000 до 1 500 000 руб. для юридических лиц.

Нижние границы штрафов предусмотрены в случаях, если фейковая информация создала угрозу возникновения неблагоприятных последствий, т.е. была просто распространена, а верхние – если эти угрозы реализовались...

Рекомендации и важные напоминания

Единственная возможность обеспечить работоспособность вашего ресурса – удаление информации по требованию Роскомнадзора. Оспаривание действий Роскомнадзора и Генпрокуратуры оставьте на потом: для этого нужно обращаться в суд, с предоставлением доказательств достоверности распространяемой информации.

Что рекомендуем сделать немедленно:

  • проверьте наличие на своем сайте и в личном кабинете хостинг-провайдера электронных адресов и телефонов, по которым с вами можно связаться,
  • обеспечьте мониторинг поступления писем на эти адреса в режиме 24/7.

В этой ситуации сетевые издания находятся в более выгодном положении по сравнению с иными сайтами, ведь их сначала предупреждают о блокировке.

Важно! Обратите внимание:

  • «Фейк ньюс» для СМИ – это злоупотребление свободой массовой информации (статья 4 Закона о СМИ); быть уличенным в этом два раза в течение года – повод для прекращения статуса СМИ.
  • Норма статьи 57 Закона о СМИ, освобождающая редакцию от ответственности за распространение недостоверной информации, которая получена от другого СМИ, не работает в случае с фейковыми новостями.
  • Под «распространением информации» в практике Роскомнадзора понимается даже проставление гиперссылки или внедрение html-кода с YouTube на ваш сайт.

Так что прежде чем распространять информацию, проверяйте ее в нескольких источниках, которым вы лично доверяете. И не болейте!

В видеоформате материал размещен на авторском YouTube-канале Михаила Хохолкова, ведущего юриста INTELLECT:

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

COVID-19, медиа

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности