Бессмертный долг
ИНТЕЛЛЕКТ-С взыскал в пользу своего клиента долг, несмотря на смерть должника и отсутствие зарегистрированного за ним имущества.
Суд признал супругу и двоих детей погибшего должника принявшими наследство и обязал погасить долг перед клиентом ИНТЕЛЛЕКТ-С.
Тишковский Андрей Александрович
Эта история началась в далеком 1996 году, когда один предприниматель занял у человека, ставшего впоследствии клиентом ИНТЕЛЛЕКТ-С, 400 миллионов рублей (еще неденоминированных). Возврата долга кредитор не дождался и в 2000 году самостоятельно обратился в суд, получив исполнительный лист. Однако исполнять решение суда должник не собирался. Вместо этого, как было установлено позднее, он заключил со своей супругой брачный договор, по которому любое приобретенное ею в браке имущество совместным не становилось. Шли годы, но взыскать долг не удавалось, поскольку никакого официально зарегистрированного имущества у должника не было.
Спустя почти 15 лет кредитор обратился за помощью в ИНТЕЛЛЕКТ-С. За дело взялся Андрей Тишковский, руководитель отдела коллекторских услуг ИНТЕЛЛЕКТ-С, с командой юристов. После ознакомления с документами стало понятно, что брачный договор был не самой удачной попыткой уйти от возврата долга: по семейному законодательству, супруг обязан был уведомить своего кредитора о заключении брачного договора. А поскольку он этого не сделал, то должен был отвечать по своим обязательствам независимо от содержания брачного договора. К слову сказать, за супругой должника к этому времени было зарегистрировано 5 объектов довольно недешевой недвижимости, и кредитор, по закону, мог рассчитывать на выдел ½ права собственности в этих объектах для последующего обращения взыскания в исполнительном производстве.
Перед подачей иска о выделении доли должника из общего имущества супругов ситуация приняла довольно непредсказуемый оборот: летом 2015 года должник, увлекавшийся мотоспортом, погиб в дорожном происшествии.
Закон в подобных случаях предусматривает возможность обращения кредитора с претензией к нотариусу по месту открытия наследства, что и было сделано. Но по истечении 6 месяцев в наследство никто так и не вступил. Такое происходит, когда наследник совершает действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а к нотариусу при этом не обращается.
Тогда юристы ИНТЕЛЛЕКТ-С подали в суд исковое заявление о признании супруги должника фактически принявшей наследство (½ доли в совместно нажитом имуществе) и взыскании долга наследодателя. Доказательствами принятия наследства послужили ответы из налоговой службы и управляющих компаний об уплате налогов на вышеупомянутые объекты и коммунальных платежей. Суд изучил вопросы о размере долга и стоимости унаследованных долей и, как следствие, определил предел ответственности наследников, принявших наследство.
На момент подачи иска сумма долга с учетом индексации составила более 2 млн рублей (уже деноминированных). Супруга должника возражала против иска, ссылаясь на брачный договор, по которому, с ее слов, все имущество принадлежит ей и доли умершего супруга в нем нет. При этом доказательств уведомления кредитора о заключении брачного договора в суд представлено не было. Суд не счел такие доводы убедительными и удовлетворил иск клиента ИНТЕЛЛЕКТ-С, признав супругу и двоих несовершеннолетних детей должника фактически принявшими наследство и обязанными погасить долг наследодателя.
Ответчица попыталась обжаловать это решение, однако Свердловский областной суд отказал в удовлетворении ее жалобы, сделав в мотивировочной части определения акцент на злоупотребление правами со стороны супругов при заключении брачного договора.
«Эта история наглядно демонстрирует, что кредитор может получить справедливое решение суда, несмотря на все трудности взыскания долга – попытки должника скрыть имущество от обращения на него взыскания и даже смерть должника, – отмечает Андрей Тишковский. – Кроме того, эта история поучительна для должников, не задумывающихся о своих наследниках – супругах, детях и родителях, которые будут вынуждены погашать долги, не прекращающиеся со смертью должника».
Новости Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>