print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Взаимодействие граждан и ФССП

В Думу внесен законопроект, направленный на ускорение процесса уведомления сторон в исполнительном производстве.

23.04.2018 | Новая адвокатская газета | Виктория Велимирова

Эксперты неоднозначно оценили предлагаемые изменения. Так, один из них считает, что они будут полезны как для самого ведомства, так и для граждан, а другой уверен, что инициатива скорее направлена на упорядочение работы государственного органа, чем на защиту интересов граждан. Третий эксперт склонен считать, что эти предложения гражданами вовсе не будут востребованы.

В Думу внесен проект поправок в Закон об исполнительном производстве (законопроект № 442313-7), которые направлены на регулирование порядка взаимодействия граждан и представителей Федеральной службы судебных приставов.

В пояснительной записке указано, что проект подготовлен в целях совершенствования деятельности ФССП и направлен на реализацию предвыборной программы партии «Единая Россия» в части создания системы персонального электронного кабинета для взаимодействия гражданина с приставом и повышения подотчетности судебного пристава гражданам, интересы которых он обязан защищать.

В соответствии с предлагаемой концепцией законопроекта любая информация, в том числе процессуальные документы, получаемые в ходе исполнительного производства, будут доступны сторонам исполнительного производства в форме электронных документов на Едином портале государственных и муниципальных услуг. При этом подчеркивается, что взаимодействие пристава и сторон исполнительного производства через ЕПГУ возможно лишь при согласии гражданина. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность направления извещений лицам, участвующим в исполнительном производстве, путем отправки им с их согласия СМС-сообщения.

По мнению авторов поправок, их принятие позволит упростить и сделать более оперативной всю систему обмена информацией и взаимодействия гражданина с судебным приставом, что, безусловно, будет способствовать повышению эффективности деятельности ФССП и уровня реализации прав и законных интересов граждан.

Наш комментарий:

Вадим Стеценко, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для «Новой адвокатской газеты»:

Введение дополнительных средств информационного обеспечения является вполне логичным шагом на пути развития современного законодательства.

Стеценко Вадим Владимирович

Стеценко Вадим Владимирович


Комментируя проект закона, юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Вадим Стеценко отметил, что предложенные нововведения, в первую очередь, ориентированы на снижение нагрузки ФССП РФ. «Согласно ведомственной статистической отчетности за февраль 2018 г., остаток исполнительных производств на конец отчетного периода составлял 31 515 098 единиц. Подобное количество исполнительных производств свидетельствует о том, что система и должностные лица внутри нее не справляются с теми объемами, с которыми вынуждены работать. В свою очередь, появление возможности уведомлять лиц, участвующих в исполнительным производстве, о его возбуждении, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения, действительно, способно освободить массу времени, которое обычно затрачивается на подготовку и отправку почтовой корреспонденции», – отметил он.

Эксперт добавил, что в настоящий момент с развитием технологий сложно представить человека, например, не имеющего мобильного телефона, в то время как значимость и актуальность почтовых отправлений заметно снизилась. Поэтому введение дополнительных средств информационного обеспечения является вполне логичным шагом на пути развития современного законодательства, считает Вадим Стеценко.

Однако он добавил, что заявленная цель – «повысить подотчетность судебного пристава гражданам» представляется лишь красивой декларацией: «Действительно, согласно п. 5 рассматриваемого законопроекта, должен появиться механизм обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, однако подобная возможность скорее направлена на упорядочение работы государственного органа, чем на защиту интересов граждан».

Юрист Арбитражной практики VEGAS LEX Станислав Матюшов также считает, что законодательная инициатива вызвана прежде всего высокой нагрузкой судебных приставов-исполнителей, из-за которой нередко нарушаются сроки, предусмотренные Законом об исполнительном производстве.

Эксперт отметил, что при этом бездействие сотрудников ФССП и затягивание сроков исполнительного производства не отвечают задачам защиты прав и законных интересов граждан: «Так, согласно официальным статистическим данным ФССП России за 2017 г., в производстве судебных приставов-исполнителей, численность которых составляет чуть более 24 тыс. на всю страну, находилось свыше 86 млн исполнительных производств, т.е. примерно по 3,5 тыс. на одного сотрудника в год».

В связи с этим Станислав Матюшов убежден, что возможность использования портала Госуслуг и СМС-информирования позволит гражданам оперативно узнавать о совершаемых приставом-исполнителем действиях, сделает ход исполнительного производства более прозрачным. А взыскатели смогут оперативно получать необходимые документы и реагировать на бездействие сотрудников ФССП. «Изменения будут полезны и для самого ведомства, поскольку смогут в некоторой степени снизить нагрузку, связанную с делопроизводством и направлением корреспонденции, сократят почтовые расходы, значительно ускорят процесс уведомления сторон в исполнительном производстве», – считает Станислав Матюшов.

Председатель Ассоциации профессиональных взыскателей Вадим Супрун сказал, что ему непонятен путь, выбранный для сближения власти и граждан. Он отметил, что, согласно законопроекту, граждане могут взаимодействовать с судебным приставом посредством регистрации на Едином портале государственных услуг, и проект лишь расширяет возможность этого взаимодействия через СМС-информирование, электронную почту и т.д.

«На мой взгляд, эти предложения не будут востребованы: граждане, желающие взаимодействовать с приставом, уже будут это делать через свои учетные записи ЕПГУ и получать установленное почтовое и СМС-информирование, а при отсутствии данного желания необходимость введения новых форм взаимодействия стоит под вопросом. Тем более что для организации предлагаемого взаимодействия от гражданина необходимо получить согласие, оформленное в виде расписки», – подытожил Вадим Супрун.

Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

исполнение решений, коллекторские услуги

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности