*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
«Пакет Яровой» бессилен перед мошенниками
Риску быть обманутыми телефонными мошенниками каждый день подвергаются тысячи людей.
29.10.2020 | УралБизнесКонсалтинг
Традиционно считается, что основу мошеннического бизнеса составляют колл-центры, созданные из заключенных прямо в местах лишения свободы. Впрочем, в последнее время многие схемы реализуются и людьми, находящимися на воле и нуждающимися в быстром заработке. Проблема достигла таких масштабов, что на нее обратили внимание, пожалуй, все — государство, банки, правоохранители и общественники. Но побороть волну опасных звонков пока не получается ни у кого.
Кризис на руку
По статистике МВД РФ, число преступлений, связанных с телефонным мошенничеством, резко выросло в России с января по сентябрь 2020 года.
«В отчетном периоде случаев мошенничества и краж, связанных с применением IT-технологий, совершено на 77% больше, чем год назад, в том числе с использованием сети Интернет — на 93,2%, при помощи средств мобильной связи — на 97,7%», — сообщают в МВД РФ.
В прокуратуре Свердловской области сообщили, что за 9 месяцев 2020 года из 44295 зарегистрированных на Среднем Урале преступлений 22% было совершено с применением информационно-телекоммуникационных технологий. Показатель вырос на 61,7% по сравнению с прошлым годом.
В Центробанке отмечают, что в этом году количество звонков от мошенников выросло минимум в три раза, но как отмечают представители регулятора, объем ущерба остался на прежнем уровне.
Одновременно с количеством преступлений растет и их изощренность. В реальность некоторых случаев непосвященному человеку даже тяжело поверить.
Лжебанкиры и лжесиловики
О случаях телефонного мошенничества в Свердловской области правоохранители сообщают с пугающей регулярностью. Телефонные аферисты представляются сотрудниками банка, полиции, прокуратуры и других служб, и под различными предлогами уговаривают доверчивых уральцев перевести деньги на сторонние счета.
Последний громкий случай отмечен 27 октября. Как сообщила пресс-группа городского управления МВД, от действий злоумышленников пострадала екатеринбурженка 1975 года рождения, которая перевела неизвестным более 1,8 млн руб.
Как пострадавшая рассказала полиции, злоумышленники позвонили ей и, представившись сотрудниками банка, сказали, что кто-то пытается оформить на ее имя кредит. Также ей сообщили о необходимости перевести ее сбережения для того, чтобы «обезопасить» их.
По словам горожанки, ее проинформировали о необходимости назвать собеседнику на другом конце телефона данные своей банковской карты и обналичить деньги, а затем перевести их на счета, которые ей укажут. После этого потерпевшей позвонил еще один незнакомец, который под видом сотрудника правоохранительных органов порекомендовал собеседнице выполнять все указания «сотрудников банка». Кроме того, злоумышленники смогли убедить заявительницу оформить кредит на сумму 200 тыс. руб. через online-приложение.
Несколькими днями ранее от подобных действий неизвестных пострадала пенсионерка из Екатеринбурга. Женщина 1957 года рождения перевела лжесиловику более 843 тыс. руб. В этом случае для того, чтобы выманить у потерпевшей деньги, злоумышленники убедили ее оказать помощь «правоохранителям».
Злоумышленник проинформировал собеседницу о якобы успешной операции, проведенной сотрудниками его «ведомства», по предотвращению несанкционированного хищения денежных средств с ее счета. Неизвестный убедил доверчивую женщину помочь в «расследовании» данных преступлений. Потерпевшая согласилась и по указанию афериста оформила несколько кредитов и перевела средства на сторонние счета.
Самой крупной добычей телефонных мошенников за последние месяцы стали 2 млн 850 тыс., которые мошенники выманили у 73-летней пенсионерки.
Мошенники рассказали пенсионерке об утечке данных банковского вклада потерпевшей и убедили ее, во избежание хищения денежных средств, обналичить все имеющиеся накопления и перевести их на «резервный» накопительный счет.
«Далее потерпевшая продиктовала полные данные банковских карт и сообщила секретный код, который пришел ей по sms. А также сама сняла наличные со счетов, закрыла все вклады, ввела указанные мошенниками логин и пароль и через банкомат перечислила все сбережения. После этого звонки прекратились, и горожанка поняла, что стала жертвой обмана», — сообщали в УМВД России по Екатеринбургу.
По всем фактам обращений в полицию правоохранители возбуждают дела о мошенничестве или хищении. Но судя по отсутствию информации в СМИ, раскрываются они плохо: из сотен новостей про обманутых телефонными мошенниками россиян только в единицах из них сообщается о привлечении злоумышленников к ответственности.
Проблема финансовой грамотности
Вопросы о том, как бороться с телефонными мошенниками и повысить финансовую грамотность населения 24 октября в эфире программы «Четвертая власть» телеканала «ОТВ» обсудили эксперты.
По мнению научного руководителя регионального центра финансовой грамотности, д.э.н. Максима Марамыгина, активности телефонных мошенников в этом году способствовала внутренняя неуверенность людей в связи с пандемией и наличие большого количества свободного времени, появившегося одновременно с падением доходов населения.
«Как предотвратить случаи мошенничества? Пока существует человек, всегда найдутся желающие завладеть чужим имуществом, чужими деньгами. Люди должны быть внимательными при разговоре с незнакомцами и главное — не предпринимать никаких действий по входящим звонкам», — считает М. Марамыгин.
Примерно такого же мнения придерживается директор Регионального центра Финансовой грамотности Елена Овсянникова.
«Современные технологии хоть и облегчают жизнь современного человека, но ими можно пользоваться во зло. Если мы говорим про Интернет, когда создается удаленный контакт, у людей создается чувство ложной безопасности, потому что собеседник далеко, если чувство безопасности уйдет, то человек будет осторожней», — объясняет Е. Овсянникова.
Учредитель агентства «УралБизнесКонсалтинг» Евгений Потапов придерживается мнения, что обманывать население у телефонных мошенников получается в том числе и потому, что люди стали доверять банковской системе. А для снижения числа преступлений нужна политическая воля.
«Противостоять телефонным мошенникам невозможно без вмешательства правоохранительных органов. Давайте скажем честно: есть колл-центр, от него идет безумный трафик на соседнюю сотовую вышку, этот трафик видят все. У нас есть «пакет Яровой», согласно которому все записи хранятся год. Думаю, что при наличии политической воли все колл-центры можно было бы закрыть в течение недели», — считает Е. Потапов.
Пресечь — одно, осудить — другое
Опрошенные УрБК юристы сообщили, что пресечь деятельность колл-центров в исправительных учреждениях действительно не составляет особых проблем. Но даже в этом случае очевидного способа решения проблемы нет.
Наш комментарий:
Михаил Хохолков, INTELLECT, специально для ИАА «УралБизнесКонсалтинг»:
Как рассказал ведущий юрист INTELLECT Михаил Хохолков, из-за особенностей использования технических средств, которыми пользуются мошенники, установить достоверно, кто именно звонил, зачастую невозможно.
«Sim-карты сотовых операторов, как правило, оформляются на так называемые «мертвые души», и отследить, откуда совершался звонок, в теории можно, но установить владельца телефона практически невозможно. Кроме того, очень много звонков проходит через IP-телефонию, могут использоваться и виртуальные АТС, которые также могут иметь номинального владельца», — отмечает М. Хохолков.
Если говорить о правовых нормах, сами по себе записи могут являться доказательством совершения конкретным лицом преступления, считает юрист.
«Из-за технической сложности в определении конкретного субъекта ответственности до сих пор людей звонки и беспокоят. Даже если установлено, что колл-центр находится в колонии, то там сидит несколько сотен заключенных, у которых официально сотовые телефоны запрещены, нужно выяснить, кто именно звонок сделал, кто поручил сделать звонок, откуда информация об абоненте. Безусловно, сам факт того, что звонки осуществляются из колоний, не может служить основанием для привлечения кого-либо к ответственности. Нужны другие доказательства, например, свидетельские показания, результаты экспертизы звукозаписей, — говорит Михаил Хохолков.
Заведующий адвокатской конторы №33 «Перевозкин и партнеры» Вадим Перевозкин также акцентировал внимание на сложности раскрытия случаев телефонного мошенничества.
«Безусловно, случаи телефонного мошенничества участились, и в основном этим занимаются сидельцы в колониях, об этом я наслышан. Но о том, чтобы такие дела были расследованы и дошли до суда, такого в моей практике не встречалось. Для того, чтобы расследовать такие дела, нужна подготовка и современные технологии. Не исключаю, что у полиции нет нужного высокотехнологичного оборудования. Также нет наработанного опыта в расследовании таких преступлений», — считает В. Перевозкин.
По мнению Михаила Хохолкова, желание пресечь противоправную мошенническую деятельность у правоохранителей есть, заинтересованы в этом и банки.
«Активность телефонных мошенников приобрела массовый характер в течение последних полугода-года, и думаю, что этого времени недостаточно для того, чтобы правоохранители выполнили весь комплекс действий для пресечения такой деятельности в масштабах страны и доказательства вины злоумышленников. Банки, в свою очередь, ведут разъяснительную работу и сами заинтересованы в безопасности своих клиентов. Ну, а пока спасение утопающих — дело рук самих утопающих», — резюмирует М. Хохолков.
Управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко приводит в пример громкий случай ликвидации колл-центра в Москве.
«Все наслышаны об истории, когда Сбербанк добился закрытия колл-центра в Матросской тишине. Адекватные люди всегда сообщают в банк номера телефонов, с которых им звонили. Сбер пытался разобраться, и долгое время ничего не мог сделать, уж не знаю почему. Но потом проблему удалось решить», — отметил Алексей Головченко.
В то же время он не считает, что ответственность за организацию подобного незаконного бизнеса должны разделить и сотрудники исправительных учреждений, на территории которых часто организовываются такие подпольные колл-центры.
«Если говорить про поток из тысяч звонков, то установить, откуда они идут — не проблема. Но тут нужно разобраться: это колл-центр, который организовали сотрудники ГУФСИН или сами бандиты. Все знают, что в колонии проносят телефоны. Говорить, что если в учреждении есть колл-центр, то автоматически виноваты сотрудники, нельзя», — считает он.
О том, что для пресечения случаев телефонного мошенничества и раскрытия таких преступлений в России нужна политическая воля, говорит и адвокат Сергей Федоров.
«Весь вопрос действительно в политической воле и распределении полномочий. У одних силовых ведомств есть возможности заниматься этим вопросом, но нет желания. У других есть такое желание, но катастрофически не хватает полномочий, да и технических средств. Если для ФСБ получить доступ к данным операторов и разобраться в них — вполне возможно, то у полиции с этим уже могут возникнуть трудности. Да и полученные сведения еще очень и очень нескоро превратятся в конкретные уголовные дела: понадобятся сотни экспертиз, опросов. У простых сотрудников полиции часто нет ни желания, ни возможностей, ни техники для того, чтобы этим заниматься», — отметил адвокат Алексей Федоров.
Таким образом, остается надеяться, что в ближайшее время государственная машина через свои силовые органы сможет предпринять действия, которые позволят если не раскрыть преступления и осудить мошенников, то хотя бы пресечь или значительно усложнить их деятельность.
Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>