print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Кто умеет и учит

Почему партнеры ведущих юрфирм идут преподавать.

21.04.2017 | ПРАВО.RU | Алексей Малаховский

В среднем за рабочим местом российские юристы проводят по 9–10 часов без учета срочных проектов, а переработки в выходные и праздники являются нормой. Учитывая такой напряженный график, у специалистов в области права почти не остается времени даже на хобби. Тем не менее, есть юристы, которые успевают совмещать свою основную профессию с другим любимым делом. Например, один известный юрист оперирует хирургом в городской больнице. Однако юрист-медик — это скорее исключение, чаще всего адвокаты и консалтеры идут преподавать на юрфаки. Кого-то подтолкнул на это высокопоставленный клиент, а кто-то таким образом решил "отдать долг" своим учителям.

"Возврат долгов" и желание "воспитать классных специалистов"

Максим Кульков, управляющий партнер "Кульков, Колотилов и партнёры", автор курса лекций "Dispute Resolution" в ВШЭ, начал преподавать 10 лет назад. Тогда он стал читать лекции в юридическом институте "М-Логос". В 2015 году Сергей Савельев, управляющий партнер "Савельев, Батанов и партнеры", пригласил Кулькова вести занятия на факультете права ВШЭ. Год спустя к этому списку у юриста добавилась еще и Школа мастеров юрфака МГУ. За лекции студентам Кульков не получает ни копейки. Главный мотив преподавать для него — это саморазвитие: "Когда учишь других, то учишься сам. Мысли и идеи лучше кристаллизуются, если их нужно донести до окружающих". Юрист не скрывает, что преподавательская деятельность помогает продвигать персональный бренд и получать новых клиентов из числа слушателей в "М-Логос". Кроме этого, Кульков в университете присматривает потенциальные кадры для своей фирмы: "Чаще всего мы берем ребят на должности стажеров или помощников юристов". Но лекторская практика в прошлом году помогла управляющему партнеру найти уже готового специалиста с большим опытом работы в свою фирму (прим. ред. - речь идет о юристе Алексее Черных, с которым Кульков познакомился, когда читал семинар по повышению квалификации в "М-Логос").

Для Дмитрия Степанова, партнера ЕПАМ, доцента кафедры гражданского и предпринимательского права ВШЭ, преподавательская деятельность — это "возврат долгов" тем людям, которые учили его в свое время. Юрист признается, что по-настоящему ответственная работа со студентами занимает немало времени: "Если читать лекции спустя рукава, рассказывая истории из жизни, то это несложно, но при серьезном подходе к преподаванию один рабочий день в неделю стабильно "вылетает". Наиболее талантливых ребят из числа своих слушателей Степанов рекомендует в крупные юрфирмы. Он мысленно сравнивает себя с нынешними студентами: "Они очень умные и информированные, мне кажется, что я был дурак дураком в их возрасте". По словам Степанова, занятия с молодежью помогают ему держать себя в тонусе, в том числе и эмоционально.

Преподавательская карьера Дмитрия Лизунова, управляющего партнера ЮФ "LL.C-право", основателя кафедры корпоративной юрпрактики ТГУ, началась с совещания в областной администрации. Юрист тогда сказал местным чиновникам о нехватке компетентных кадров для работы с инвестициями. По его словам, выпускники местных юрфаков слабо представляли, как работать с клиентами, что такое юрфирма и какими практическими навыками должен обладать юрист. После такой беседы ректор ТГУ пригласил Лизунова в университет прочитать лекцию о проблемах будущих специалистов в области юриспруденции. Рассказ управляющего партнера в вузе впечатлил многих и привел к инициативе создать курс по практическим навыкам юриста. Вместе с Лизуновым его организовал Алексей Кучин, к.ю.н. замгендиректора по правовым вопросам и корпоративному управлению ООО "Аграрная Группа – Управляющая компания". Программа оказалась востребованной и переросла в совместную кафедру корпоративной юридической практики ТГУ на базе юрфирмы. Сотрудники компании проводят для студентов тренинги по прикладным навыкам, готовят стажеров в крупные холдинги и выбирают специалистов для себя. "Я считаю, что воспитывать юристов — это единственно правильный подбор кадров в фирму", - подчеркивает Лизунов. Кроме того, общение с молодежью помогает понимать новое поколение, их интересы и планы. Юрист говорит, что сейчас его выпускники работают в крупных компаниях по всей стране и не забывают благодарить своего преподавателя. Одна из бывших учениц Лизунова даже написала эссе в его честь, когда сбылась мечта девушки, и она смогла устроиться на работу в крупную петербургскую фирму.

Дмитрий Серёгин, советник "ЮСТа", доцент кафедры конкурентного права МГЮА им.О.Е.Кутафина (МГЮА), вернулся в свой родной университет в новом амплуа спустя 16 лет после окончания альма-матер. На практике ему не раз приходилось сталкиваться с низкой компетентностью юристов на самых разных уровнях, поэтому он решил помогать выращивать квалифицированные кадры. Серегин хочет пробудить у учеников интерес к будущей работе уже на ранних этапах, так как отлично помнит себя в юном возрасте: "Я ведь сам не был образцовым студентом и потом мне пришлось много работать над собой, развивая профессионализм". Преподавание дает юристу и мощный импульс для саморазвития. Кроме того, Серегин подчеркивает, что лектору даже желательно быть практиком: "Ведь мы учим тому, как нужно работать в реальной жизни".

У Кирилла Бельского, партнера АБ "Коблев и партнеры", преподавателя кафедры адвокатуры и нотариата МГЮА, карьера лектора началась неожиданно: один из его высокопоставленных клиентов после успешной защиты адвоката настоятельно порекомендовал юристу делиться своими навыками и знаниями со студентами. После этого он отправился преподавать "адвокатуру" в МГЮА. В силу молодости юриста некоторые ученики отчасти воспринимают Бельского как "своего". Так что рассказы лектора про особый статус адвоката в обществе и профессиональную этику студенты не воспринимают как унылое морализаторство, а искренне проникаются духом адвокатуры. Бельский даже проводит эксперимент: на первом и на последнем занятии он просит поднять руку тех студентов, которые допускают возможность стать профессиональными защитниками. Количество желающих после курса лекций юриста увеличивается в 3-4 раза. Преподаватель-практик любит рассказывать своим ученикам о вариантах эффективного построения карьеры и уже несколько лет по просьбам студентов проводит одноименный мастер-класс. Юрист отмечает, что помимо позитивных эмоций, общение с молодежью дает возможность выявить талантливых ребят для последующей совместной работы в АБ "Коблев и партнеры".

Для Натальи Шатихиной, управляющего партнера CLC, доцента кафедры уголовного права СПбГУ, преподавание — это страсть. Она привыкла делиться с молодыми людьми знаниями, но и они ее чему-то учат в ответ: "Бывает ты решаешь задачу 10 лет одним и тем же способом, а потом к тебе приходит мальчик и говорит, что ответ к этому казусу может абсолютно иной. Он просто посмотрел на условия под другим углом". Одним словом, общение лектора со студентами взаимообогащающее. Студенты своего преподавателя ценят не меньше и один из выпусков даже подарил ей футболку с надписью "Я — лучший в мире семинарист!". Смешных историй у лектора-Шатихиной предостаточно. Например, у нее была группа уже взрослых студентов на втором высшем образовании, которых преподаватель ласково называла "альтернативно-одарённые" на американский манер. Спустя годы, пересекаясь где-то в суде, бывшие ученики ей напоминают о себе: "Здравствуйте! Вы меня помните? Я из группы альтернативно-одаренных!".

Сергей Савельев, управляющий партнер "Савельев, Батанов и партнеры", доцент, завкафедрой практической юриспруденции ВШЭ, пошел преподавать, потому что хотел помогать другим становиться настоящими профессионалами: "Исключительно филантропические мотивы привели меня в университет". Юрист признается, что непросто совмещать практику с педагогической деятельностью, во многом это связано с его подходом к любой работе: "Или делать очень хорошо или ничего". Однако сложнее всего в первый год, уже в следующие 12 месяцев обкатанный материал идет существенно проще. Общение с молодежью заряжает Савельева энергией, по его собственным словам: "У нас на факультете очень много талантливых ребят, и это вселяет надежду, что у юридической профессии хорошее будущее". Вся команда "Савельев, Батанов и партнеры" состоит преимущественно из выпускников ВШЭ, у которых сам управляющий партнер еще недавно преподавал. Некоторые из недавних учеников Савельева уже сами ведут пары в Вышке, например, юрист фирмы Сергей Коновалов.

Из преподавателей в практики

Есть и те юристы, которые, наоборот, из преподавателей подались в практику. Например, Марина Ивлиева, партнер "Пепеляев Групп", доцент, завкафедрой финансового права МГУ, пришла в консалтинг в 1992 году "из-за голода": "На зарплату преподавателя невозможно было выжить, так я и стала практиком". Юрист признает, что совмещать два вида деятельности тяжело, но подчеркивает: "В нашей специальности это необходимо, иначе падает профессионализм". По ее словам, преподавание очень помогает в адвокатской практике: держать аудиторию из 250 человек в напряжении полтора часа — это отличная школа. Своих студентов Ивлиева берет на работу все реже: "Они сами не идут, потому что хотят сразу и много зарабатывать".

Анастасия Рагулина, директор ЮГ "Яковлев и Партнеры", доцент МГЮА, к.ю.н., мечтала о педагогической карьере с детства. Ей всегда хотелось учить младших тому, что она уже умеет сама. Позже, во время учебы в юридическом вузе, Рагулину настолько очаровало уголовное право, что она захотела стать преподавателем именно этого предмета, для чего и закончила аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию. О практике теоретик долгое время даже не помышляла: не хотела сталкиваться с "уголовно-правовой реальностью". Но жизнь внесла свои коррективы, и Рагулина об этом не жалеет: "Новые знания из практики помогают мне делать занятия для студентов интереснее именно в разрезе соединения теории с реальной жизнью". Студенты МГЮА ежегодно проходят практику в ЮГ "Яковлев и партнеры". Несколько выпускников Рагулиной даже работают вместе с ней в юрфирме. По словам юриста, общение с молодежью — это всегда своего рода "молодильные яблочки".

Наш комментарий:

Александр Латыев, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для ПРАВО.RU:

Наиболее сложная задача при совмещении практики и преподавательской деятельности — это согласовать собственный рабочий график с расписанием занятий.

Педагогический стаж больше профессионального и у Александра Латыева, партнера Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С, к.ю.н., доцента кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии, который начал вести занятия с первого же дня аспирантуры. Юрист признается, что наиболее сложная задача при совмещении практики и преподавательской деятельности — это согласовать собственный рабочий график с расписанием занятий: "Если на одно время назначено судебное заседание и пары, то приоритет очевиден". Хотя работа консалтером позволяет составить график, отмечает Латыев. Юрист говорит, что берет на работу своих бывших студентов, но это совсем не определяющий фактор при выборе человека. Вместе с тем, на последнем корпоративе его коллеги даже сняли шуточный ролик, в котором фраза "студентка Латыева" выступила волшебным паролем для приема на работу. Неожиданные встречи со своими бывшими студентами в практике юриста встречаются нередко, ведь Екатеринбург — не самый большой город. Например, некоторые первые ученики Латыева уже носят судейские мантии.

Александр Ермоленко, партнер ФБК-Право, доцент кафедры Конституционного права зарубежных стран МГЮА, тоже пошел преподавать еще будучи аспирантом в 2001 году. Он признается, что уже тогда понимал: образование — это наше будущее, которое наступает слишком быстро, и хочется сделать свой вклад в него. Способствовал такому решению и характер юриста, который любит давать советы другим людям о том, с чем имел дело сам, даже если это касается ремонта стиральной машины. Ермоленко говорит, что студенты его считают "жестким преподом" и не безосновательно. Например, он может попросить студента на экзамене ответить по нескольким билетам, чтобы убедиться в его знаниях: "Я же вижу, какие знания требует достойная работа от будущего специалиста, потому и требую соответствующего уровня". Юрист отмечает, что в совмещении практики и университетской деятельности кадрового преподавателя немало плюсов: по сути, у человека две параллельных жизни, а это само по себе уже интересно и необычно. Самый комичный случай со своим бывшим учеником у Ермоленко случился на переговорах. Юрист торопился на встречу с представителями крупной корейской фирмы и немного опаздывал. Забежав в переговорную, партнер ФБК-Право поймал на себе ошарашенный взгляд одного из корейцев. Последний уставился на Ермоленко и закричал: "Оооо". Это был один из тех студентов, которого в свое время учил юрист.

Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

бизнес-школа, карьера, партнерство, профессиональное развитие

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности