

Профессиональное развитие
Стажировка «Юридический бизнес в США. Управление юридической фирмой» - один из наиболее интересных образовательных проектов INTELLECT. Стажировка проводится ежегодно, начиная с 2009 года.
Стажировка проводится по инициативе INTELLECT. Программа стажировки разрабатывалась Анастасией Махнёвой, директором по развитию INTELLECT, и Евгением Шестаковым. Фирма обеспечивает всю организационную работу по проекту в России: продвижение проекта, формирование группы участников, организацию поездки, взаимодействие с принимающей стороной. Соорганизаторы стажировки в США: Школа права Линкольна г. Сан-Хосе (Lincoln Law School of San Jose, CA, USA) и адвокатские фирмы Кремниевой долины.
За период 2009–2017 гг. опытом управления юридическим бизнесом с российскими коллегами поделились представители 21 американской юридической фирмы. Причем организаторы так подобрали состав фирм, чтобы участники стажировки смогли познакомиться с опытом работы фирм, отличающихся и по количеству юристов в штате, и по степени развития офисной сети, и по количеству консалтинговых практик. В ходе проекта мы смогли увидеть как глобальные юридические фирмы с офисами в нескольких странах мира и штатом адвокатов, превышающим 1000 человек (в частности, Wilson Sonsini Goodrich & Rosati, Greenberg Traurig), так и фирмы «средней руки» со штатом до 70 адвокатов (в частности, Berliner Cohen, Hopkins & Carley), и даже небольшие семейные фирмы и команды из 2-3 адвокатов. Кроме того, в программу стажировки вошло несколько визитов в суды разных уровней, юридические колледжи и университеты (в частности, в Стэнфорд).
Программа образовательных мероприятий включает 2 блока. Первый блок — классические лекционные занятия, которые ведут партнеры юридических фирм, бизнес-консультанты и преподаватели калифорнийских университетов. Второй блок — посещение офисов юридических фирм, в рамках которых проходят мастер-классы и круглые столы с топ-менеджерами компаний, знакомство с повседневной работой офисов.
В числе обсуждаемых вопросов: организационно-правовые формы ведения юридического бизнеса в США, институт партнерства, организационная структура юридической фирмы и принципы управления, грейдинговые системы и кадровый менеджмент в юридических фирмах, ценообразование и биллинг юридических услуг, компенсационная политика и распределение прибыли между партнерами, контроль качества и управление юридическим проектами, маркетинг, реклама и PR в юридической фирме, профессиональная этика юриста и этические принципы ведения юридического бизнеса, IT в юридическом бизнесе и профессии, управление юридическим офисом, современные тренды на рынке юридических услуг, практика и способы решения клиентских задач в различных отраслях права.
Проект изначально задумывался как возможность обучения для сотрудников INTELLECT. Но мы понимали, что такой проект, во-первых, требует большого финансирования, во-вторых, будет интересен многим коллегам. Поэтому была избрана концепция эксклюзивного мероприятия с ограниченным предложением. Каждый раз на стажировку едут несколько сотрудников INTELLECT (партнеры и лучшие ассоциаты), кроме того, мы «продаем билеты» небольшому количеству человек (от пяти до десяти). Мы не ждем финансовой прибыли от этого проекта, цена участия в нем для наших коллег – на уровне себестоимости.
За 7 предыдущих проектов обучение по программе прошли 75 партнеров и топ-менеджеров юридических фирм и адвокатских образований, руководителей юридических департаментов. Теперь «знатоки юрбизнеса по-американски» работают в 17 городах России, а также в Польше и Украине.
INTELLECT разработал и ведет сайт стажировки — LawFirmManagement.Ru. Главная задача сайта — аккумуляция опыта и знаний по вопросам ведения юридического бизнеса, полученных на стажировке в США (отчеты и аналитика участников проекта), а также любых полезных текстов по указанной тематике (публикации по вопросам управления юридическим бизнесом); продвижение стажировки. У сайта есть оригинальная фейсбук-версия, участниками этого сообщества в соцсети сегодня являются почти две тысячи человек.
Результаты стажировки для профессионального развития INTELLECT и его сотрудников
После стажировок INTELLECT смог разработать и внедрить в фирме стандарты и подходы к работе, приближенные к нормам западного юридического бизнеса. В частности, разработка грейдинговой системы INTELLECT, модернизация института наставничества, развитие системы партнерства в компании — все это стало результатом переосмысления увиденного и услышанного в юридических фирмах Калифорнии. После каждой стажировки вносятся определенные коррективы и дополнения в организацию работы компании: ведь каждый год в программе обучения появляются новые фирмы, знакомство с которыми дает новые знания и уникальный опыт.
Анастасия Махнёва, директор по развитию, руководитель практики, ИНТЕЛЛЕКТ-С (из интервью для журнала «Юридический бизнес»):
Что, с вашей точки зрения, даст поездка партнеру юридической фирмы? На кого она вообще ориентирована?
Конечно же, не стоит рассчитывать, что поездка к американским коллегам даст готовые решения, которые без каких бы то ни было поправок можно будет быстренько реализовать в России. Все потребует переосмысления и адаптации к особенностям отечественной бизнес-культуры, законодательства, менталитета.
Но полагаю, что можно выделить два очень важных результата стажировок. Первый – это знакомство с новыми подходами к работе, с принципиально иной философией бизнеса, которая заставляет нас задуматься о том, насколько правильно мы работаем и что надо еще создать, сделать или, наоборот, сломать или изменить.
А второй, не менее важный, – это впечатления и эмоции, которыми заряжаешься во время поездки и которые помогают по возвращении в Россию находить силы и желание круто менять жизнь своей компании. И этот заряд сил мы получаем благодаря личному общению с первыми лицами юридических фирм. Точно так же как в России, в США сами юристы любят говорить про себя, что они в основной массе – плохие предприниматели, поэтому успех юридической фирмы – это заслуга ее топ-менеджеров, которые, обладая волей к успеху, постоянно ищут новые бизнес-решения и внедряют новые технологии. Зачастую при этом им приходится преодолевать сопротивление сотрудников, учить, убеждать, мотивировать и, как следствие, – учиться самим, развиваться, не стоять на месте.
Вообще, ничто и никто не сможет заменить живого общения с коллегами – партнерами юридических фирм – и рассказов об опыте построения бизнеса, услышанных из первых уст. Ведь наши лекторы не стесняясь делятся с нами не только своими достижениями, но и рассказывают об ошибках и провалах, разрушая в том числе и стереотипы об идеальном устройстве юридических фирм США.
В стажировке принимают участие представители разных фирм – не вредит ли это конкурентоспособности ИНТЕЛЛЕКТ-С? Зачем усиливать чужой бизнес? Для чего нужен проект вашей компании?
Проект изначально задумывался как возможность обучения для сотрудников ИНТЕЛЛЕКТ-С. Но мы понимали, что такой проект, во-первых, требует большого финансирования, во-вторых, будет интересен многим коллегам. Поэтому была избрана концепция эксклюзивного мероприятия с ограниченным предложением. Каждый раз на стажировку едут несколько сотрудников ИНТЕЛЛЕКТ-С (партнеры и лучшие ассоциаты), кроме того, мы «продаем билеты» небольшому количеству человек (от пяти до десяти). Мы не ждем финансовой прибыли от этого проекта, цена участия в нем – на уровне себестоимости. Для нас эта стажировка – одно из мероприятий в нашем проекте «Бизнес-школа ИНТЕЛЛЕКТ-С», в рамках которого реализуются образовательные программы для наших сотрудников, а также коллег и друзей по профессии. Тот факт, что организация стажировки стала приносить нам репутационные дивиденды, повысила нашу узнаваемость и известность в профессиональных кругах, стал для нас приятным бонусом.
Что же касается конкуренции и усиления чужого бизнеса, то я надеюсь, что наша стажировка помогает российским юристам улучшать качество бизнеса и оказываемых услуг, пусть мы и вносим в это свою очень скромную лепту. Но я искренне полагаю, что постепенное повышение качества работы отдельных фирм сыграет на руку всем игрокам рынка, в том числе и ИНТЕЛЛЕКТ-С. Чем больше хороших юридических компаний будет в России, тем выше станет ценность юридической услуги для наших клиентов, а также авторитет юристов в обществе. А далее, по законам классической экономики, должна возрасти и стоимость юридических услуг.