*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Штраф за вакансию
Каждый работодатель, размещающий в Интернете информацию о вакансиях, может «попасть на деньги».
Штраф грозит всем без исключения работодателям, которые открыли вакансию, но не сообщили об этом в Службу занятости населения (далее по тексту – Служба). Правда, знают об этом далеко не все, а потому требование выплатить штраф зачастую становится сюрпризом. Неприятным.
Обычно предприниматели, попавшие в такую ситуацию, молчат, некоторые высказываются, но голос их почти не слышен. Но 16 июля 2019 года в Фейсбуке буквально поднялась волна возмущения: ульяновский бизнесмен опубликовал пост о «странной истории», приключившейся с его другом-предпринимателем. «Предприниматель хотел дать кому-то работу, а получил штраф (административное правонарушение). Оказывается, есть государственный орган, в который вы обязательно должны сообщить, перед тем как кого-то ищете на работу (а то вдруг без них найдете, и их придется сократить)», – пишет автор поста.
В комментариях посту люди не только негодуют, но и рассказывают о своем опыте столкновения с органами занятости населения. Все случаи схожи в одном: требование Службы сообщать о вакансиях или выплатить штрафы явилось для каждого предпринимателя полной неожиданностью.
Анна Устюшенко, партнер юридической фирмы INTELLECT, руководитель практики «Трудовое право», в настоящей статье подробно разъясняет, какой закон регулирует взаимодействие работодателей и Службы и какие требования бизнес обязан исполнять, чтобы не нарваться на штраф.
Что делает Служба занятости: просматривает ресурсы, размещающие объявления о вакансиях, видит объявления, в которых работодатели пишут о наличии вакансий, проверяют, уведомлял ли работодатель Службу о том, что у него имеется потребность в работниках, если нет – привлекает к административной ответственности. Штраф составляет от 3000 до 5000 рублей для юридического лица и до 500 рублей – для должностного.
Казалось бы, совершенно немыслимое требование, вызывающее возмущение: почему я, работодатель, не могу свободно искать себе сотрудников и размещать объявления о вакансиях, не ставя кого-либо в известность?! Но, как говорится, dura lex sed lex: «ноги» у этого требования растут из п. 3 ст. 25 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (далее по тексту – Закон).
Игнорирование этой обязанности влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 19.7. Кодекса об административных правонарушениях РФ. И на практике органы занятости все чаще и чаще пользуются этим инструментом пополнения бюджета. Представляем вашему вниманию «катехизис» предпринимателя, не желающего платить штраф за объявления о вакансиях.
Обязательно ли уведомлять о вакансиях Службу?
Да, обязательно. Никаких исключений Закон не содержит. Эту обязанность надлежит выполнять и малым предприятиям, и даже микро. Под действие Закона подпадают работодатели всех форм собственности.
Каков порядок подачи информации о вакансиях?
Из Закона следует, что такая информация подается ежемесячно. Но конкретные дедлайны, до которых работодатель обязан отчитаться, устанавливаются каждым субъектом РФ по-своему.
Например, в Свердловской области действует Приказ Департамента по труду и занятости населения от 05.03.2015 г. №59 «Об утверждении Положения о представлении работодателями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области, информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах». Согласно документу, информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (а также о локальных нормативных актах, содержащих сведения об этих рабочих местах) представляется ежемесячно, не позднее 1 числа месяца, следующего за отчётным.
Нужно ли отчитываться перед Службой, если вакантных должностей в текущем месяце нет?
Закон этого не требует. Однако Верховный Суд РФ, рассмотрев этот вопрос, пришел к выводу о необходимости изучать нормативные акты субъектов РФ: если в них прописана обязанность подавать «пустую» отчетность установлена, то отчеты обязательны.
К слову сказать, в приведенном выше Положении, действующем в Свердловской области, таковой обязанности не предусмотрено.
В какой форме Служба осуществляет прием информации?
По этому вопросу тоже следует обратиться к местным нормативным актам. Как правило, к ним прилагается форма отчета. Кстати, во многих регионах налажена система электронного информирования, позволяющая подавать отчетность онлайн, через личный кабинет.
Резюмируя вышесказанное, отмечу, что работодателям нежелательно игнорировать обязанность по информированию и ждать штрафов. Оспорить их будет крайне затруднительно. Добавьте себе в план еще один отчет, каким бы нелепым он ни казался.
Лайфхак вместо заключения
Коль скоро в ст. 25 Закона речь идет о свободных рабочих местах и вакантных должностях, это означает, что наказывать Служба может только за неинформирование о той вакансии, которая отражена в штатном расписании. А вот искать работников на будущее, до момента расширения «штатки», Закон не запрещает.
Отсюда рекомендация: при размещении объявления сделайте оговорку о том, что планируете расширять штат и вводить новые должности, а потому осуществляете поиск сотрудников. При таком изложении работодатель всегда сможет сослаться на то, что открытых вакансий на момент размещения объявления в штате еще не было. Доказать обратное при привлечении к ответственности – задача органа занятости населения.
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>