print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Штраф за вакансию

Каждый работодатель, размещающий в Интернете информацию о вакансиях, может «попасть на деньги».

Работодателям нежелательно игнорировать обязанность по информированию Службы занятости. Оспорить штрафы будет крайне затруднительно.

Штраф грозит всем без исключения работодателям, которые открыли вакансию, но не сообщили об этом в Службу занятости населения (далее по тексту – Служба). Правда, знают об этом далеко не все, а потому требование выплатить штраф зачастую становится сюрпризом. Неприятным.

Обычно предприниматели, попавшие в такую ситуацию, молчат, некоторые высказываются, но голос их почти не слышен. Но 16 июля 2019 года в Фейсбуке буквально поднялась волна возмущения: ульяновский бизнесмен опубликовал пост о «странной истории», приключившейся с его другом-предпринимателем. «Предприниматель хотел дать кому-то работу, а получил штраф (административное правонарушение). Оказывается, есть государственный орган, в который вы обязательно должны сообщить, перед тем как кого-то ищете на работу (а то вдруг без них найдете, и их придется сократить)», – пишет автор поста.

В комментариях посту люди не только негодуют, но и рассказывают о своем опыте столкновения с органами занятости населения. Все случаи схожи в одном: требование Службы сообщать о вакансиях или выплатить штрафы явилось для каждого предпринимателя полной неожиданностью.

Анна Устюшенко, партнер юридической фирмы INTELLECT, руководитель практики «Трудовое право», в настоящей статье подробно разъясняет, какой закон регулирует взаимодействие работодателей и Службы и какие требования бизнес обязан исполнять, чтобы не нарваться на штраф.

Что делает Служба занятости: просматривает ресурсы, размещающие объявления о вакансиях, видит объявления, в которых работодатели пишут о наличии вакансий, проверяют, уведомлял ли работодатель Службу о том, что у него имеется потребность в работниках, если нет – привлекает к административной ответственности. Штраф составляет от 3000 до 5000 рублей для юридического лица и до 500 рублей – для должностного.

Казалось бы, совершенно немыслимое требование, вызывающее возмущение: почему я, работодатель, не могу свободно искать себе сотрудников и размещать объявления о вакансиях, не ставя кого-либо в известность?! Но, как говорится, dura lex sed lex: «ноги» у этого требования растут из п. 3 ст. 25 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (далее по тексту – Закон).

Игнорирование этой обязанности влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 19.7. Кодекса об административных правонарушениях РФ. И на практике органы занятости все чаще и чаще пользуются этим инструментом пополнения бюджета. Представляем вашему вниманию «катехизис» предпринимателя, не желающего платить штраф за объявления о вакансиях.

Обязательно ли уведомлять о вакансиях Службу?

Да, обязательно. Никаких исключений Закон не содержит. Эту обязанность надлежит выполнять и малым предприятиям, и даже микро. Под действие Закона подпадают работодатели всех форм собственности.

Каков порядок подачи информации о вакансиях?

Из Закона следует, что такая информация подается ежемесячно. Но конкретные дедлайны, до которых работодатель обязан отчитаться, устанавливаются каждым субъектом РФ по-своему.

Например, в Свердловской области действует Приказ Департамента по труду и занятости населения от 05.03.2015 г. №59 «Об утверждении Положения о представлении работодателями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области, информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах». Согласно документу, информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (а также о локальных нормативных актах, содержащих сведения об этих рабочих местах) представляется ежемесячно, не позднее 1 числа месяца, следующего за отчётным.

Нужно ли отчитываться перед Службой, если вакантных должностей в текущем месяце нет?

Закон этого не требует. Однако Верховный Суд РФ, рассмотрев этот вопрос, пришел к выводу о необходимости изучать нормативные акты субъектов РФ: если в них прописана обязанность подавать «пустую» отчетность установлена, то отчеты обязательны.

К слову сказать, в приведенном выше Положении, действующем в Свердловской области, таковой обязанности не предусмотрено.

В какой форме Служба осуществляет прием информации?

По этому вопросу тоже следует обратиться к местным нормативным актам. Как правило, к ним прилагается форма отчета. Кстати, во многих регионах налажена система электронного информирования, позволяющая подавать отчетность онлайн, через личный кабинет.

Резюмируя вышесказанное, отмечу, что работодателям нежелательно игнорировать обязанность по информированию и ждать штрафов. Оспорить их будет крайне затруднительно. Добавьте себе в план еще один отчет, каким бы нелепым он ни казался.

Лайфхак вместо заключения

Коль скоро в ст. 25 Закона речь идет о свободных рабочих местах и вакантных должностях, это означает, что наказывать Служба может только за неинформирование о той вакансии, которая отражена в штатном расписании. А вот искать работников на будущее, до момента расширения «штатки», Закон не запрещает.

Отсюда рекомендация: при размещении объявления сделайте оговорку о том, что планируете расширять штат и вводить новые должности, а потому осуществляете поиск сотрудников. При таком изложении работодатель всегда сможет сослаться на то, что открытых вакансий на момент размещения объявления в штате еще не было. Доказать обратное при привлечении к ответственности – задача органа занятости населения.

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

кадровое делопроизводство, трудовое право, трудовые споры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности