Мы в соцсетях

RU   EN

print

Ответственность онлайн-агрегаторов

Евгения Ломакина о последних изменениях законодательства и судебной практики.

Новые обязанности владельцев онлайн-агрегаторов товаров и услуг: изменения в законодательстве, которые вступят в силу с 1 января 2019 года.

Интернет-торговлю сегодня невозможно представить без сайтов-агрегаторов (или, другими словами, маркетплейсов, market place). Пока маркетологи спорят, чем же всё-таки товарный агрегатор является для интернет-магазина – злом или благом, государство не отстает и берет маркетплейсы под свой контроль.

За последние несколько лет агрегаторы набрали огромную популярность, однако их деятельность долгое время не подчинялась каким-либо специальным правилам. В частности, на практике неоднозначно решался вопрос о том, вступает ли агрегатор в какие-либо правовые отношения с потребителями (покупателями интернет-магазинов, клиентами такси), а главное – несет ли перед ними ответственность.

«Быть» или «казаться»: когда агрегатор отвечает за продавца

В январе 2018 года всеобщее внимание привлекло дело, рассмотренное Верховным Судом РФ, в котором родственники погибшей клиентки такси обратились к агрегатору такси с требованием о возмещении вреда. Суды двух инстанций отказали истцам в удовлетворении требований к агрегатору, указав, что он не является стороной договора перевозки с клиентом. Отправляя дело на новое рассмотрение, Верховный Суд определил критерии, которые суды должны учитывать при решении вопроса о том, кто отвечает перед пассажиром – агрегатор или непосредственный перевозчик (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 января 2018 г. №5-КГ17-220).

Хотя вопросы об ответственности товарных агрегаторов обсуждались и раньше, принятие Верховным Судом этого определения стало своеобразным «переломным» моментом. 26 июня 2018 года Верховный Суд дал разъяснения, в которых указал, что лицо, к которому клиент обращается для заключения договора перевозки (имеются в виду, прежде всего, агрегаторы такси), отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если договор перевозки заключен этим лицом от своего имени или если «из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети «Интернет», переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке» (пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. №26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»).

Приведенное разъяснение касается договоров перевозки и, соответственно, агрегаторов такси, однако есть все основания полагать, что эта же позиция будет применяться и в отношении прочих агрегаторов товаров и услуг. Вопрос о том, кто отвечает перед потребителем за ненадлежащее качество товара или оказанной услуги, будет разрешаться в зависимости от того, с кем потребитель заключил договор и при каких обстоятельствах. Если «добросовестный гражданин-потребитель» из обстановки мог бы решить, что заключает договор не с продавцом, а с самим агрегатором, то и ответственность за проданный товар (оказанную услугу) может быть возложена на владельца агрегатора.

Владелец агрегатора получил самостоятельный статус (изменение законодательства о защите прав потребителей)

В продолжение «атаки на сайты-агрегаторы» 29 июля 2018 года были приняты изменения в Закон «О защите прав потребителей», которые закрепили легальное понятие «владельца агрегатора» и возложили на владельцев агрегаторов ряд специальных обязанностей (Федеральный закон от 29 июля 2018 г. №250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»). Изменения вступят в силу с 1 января 2019 года, поэтому у существующих сайтов-агрегаторов ещё есть время, чтобы скорректировать свои пользовательские соглашения и порядок работы с клиентами.

Кого коснутся новые правила?

В преамбуле Закона «О защите прав потребителей» появится понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)» («владелец агрегатора»): это организация или индивидуальный предприниматель, являющиеся владельцами программы (приложения) или сайта, которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) одновременно следующие возможности:

  • ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг);
  • заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг);
  • произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора.

Из буквального смысла приведенного определения следует, что действие новых правил об агрегаторах не коснется следующих категорий сайтов и приложений:

  • во-первых, сервисов, которые не предоставляют пользователям одновременно все три перечисленные возможности (например, предлагают только заключить договор с продавцом, но не позволяют произвести оплату);
  • во-вторых, сервисов, которые сотрудничают только с частными лицами в качестве продавцов и исполнителей.

В чем состоят новые правила?

Во-первых, владелец агрегатора должен довести до сведения потребителей информацию о себе и о продавце или исполнителе (наименование, адрес, режим работы, регистрационные данные).

Информацию о продавце можно разместить прямо на сайте агрегатора или в виде ссылки на сайт продавца. За предоставление недостоверной или неполной информации о продавце владелец агрегатора несет ответственность перед потребителями.

Во-вторых, владелец агрегатора отвечает перед потребителем за предоставление недостоверной или неполной информации о товаре, если владелец агрегатора самостоятельно изменяет информацию, предоставленную продавцом.

В-третьих, ответственность за ненадлежащее качество товара (услуги), по общему правилу, несет продавец (исполнитель), а не владелец агрегатора. Однако владелец агрегатора, получивший от потребителя предварительную оплату, должен будет вернуть её по требованию потребителя, если товар не был передан (услуга не была оказана) потребителю в установленный срок, и потребитель отказался от договора с продавцом (исполнителем). Закон предусматривает возможность владельца агрегатора отказаться от возврата предоплаты лишь в случае, если в его распоряжении имеются доказательства принятия потребителем товара (услуги).

С учетом новых правил и судебной практики, любым товарным агрегаторам (в том числе таким, на которые не распространяется действие новых правил о владельцах агрегаторов) можно дать следующие рекомендации:

  • Внимательно проверьте информацию на сайте. Для любого покупателя должно быть очевидно, с кем он заключает договор – с агрегатором или непосредственно с продавцом (исполнителем, перевозчиком и т. п.). Причем имеет значение не только текст пользовательского соглашения, но и общая информация на сайте.
  • Проверьте наличие на сайте обязательной информации и обеспечьте её актуальность.
  • Пересмотрите отношения с продавцами (исполнителями), информация о которых размещается в агрегаторе. С учетом новых правил, стоит либо отказаться от получения платежей от покупателей, либо детально продумать условия и порядок оплаты, чтобы исключить риски при предъявлении покупателями претензий.

Статья написана специально для сайта ИНТЕЛЛЕКТ-С

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности