К числу наиболее значимых изменений трудового и около трудового законодательства, грядущие в 2014 г., по моему мнению, можно отнести готовящиеся к принятию законопроекты:
об аутстаффинге (законопроект № 451173-5 «О мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда» или другими способами»),
проект изменения ст. 5.27. КоАП РФ (законопроект №557872-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации»).
Почему именно эти изменения можно назвать значимыми?
О первом из них можно сказать, что он вносит принципиально новый подход к использованию труда, в какой-то мере противоречит существующим нынче основам трудового законодательства.
Действующее законодательство предусматривает две стороны трудовых отношений: работника и работодателя. Иных вариантов нет. Поэтому, строго говоря, на сегодняшний день использование заемного труда запрещено.
Принятый во втором чтении законопроект, пусть и с известными ограничениями, допускает введение заемного труда. Последнее будет означать, что у определенной категории работников в качестве работодателя выступает агентство занятости, при этом условия труда, место работы и другие характеристики труда, которые сегодня оговариваются в трудовом договоре и, по общим правилам, не подлежат изменению в одностороннем порядке, будут меняться по усмотрению формального «работодателя».
Известно, что на Западе заемный труд давно стал нормой, а в настоящее время от него активно отказываются, что объясняется невовлеченностью «заемных» работников в производственный процесс, корпоративную культуру и коллектив компаний.
Наше общество, вероятно, пока не достигло той степени зрелости, чтобы к рядовым работникам (речь не идет о руководителях) предъявлять требования о вовлеченности. Возможно, на данном этапе законопроект, дающий возможность применения заемного труда, окажется полезным нововведением. Однако все будет зависеть от того, в каком окончательном виде законопроект примут, не будут ли связаны идеи проекта сложными административными процедурами.
В отношении законопроекта об изменении ст. 5.27. КоАП РФ нужно отметить, что хотя данные изменения не затрагивают трудовое законодательство, их введение должно иметь большое значение для соблюдения норм ТК РФ, хотя бы в части, связанной с вводимыми санкциями.
На сегодняшний день наличие одной статьи, содержащей общую санкцию за любое нарушение трудового законодательства, не способствует соблюдению работодателями требований ТК РФ. Редкая выездная проверка ГИТ обходится без выявленных нарушений и, как следствие, без оформления протокола об административном правонарушении.
Вне зависимости от того, насколько значимо совершенное нарушение, инспектору приходится применять ко всем нарушителям санкцию ст. 5.27. КоАП РФ.
Принятый в первом чтении законопроект делает попытку дифференцировать санкции, вводя повышенные штрафы в тех областях трудового законодательства, в которых, по мнению авторов, нарушения выявляются наиболее часто (в области охраны труда).
Между тем, на мой взгляд, законопроект мог бы еще больше расширить вариативность ст. 5.27. КоАП РФ. В «рядовой», не связанной с несчастными случаями на производстве, деятельности большое количество нарушений также неплохо было бы подкрепить нормами о повышенной ответственности. Возможно, рассматриваемый законопроект станет этому началом.