print

Где должны ездить электросамокаты

Почему (электро)самокатчики – пешеходы и как это исправить.

С наступлением теплого времени снова начались активные обсуждения электросамокатов: должны они ездить по тротуарам или по велодорожкам, а с учетом того, что последних по России совсем немного, – то, может, и по проезжей части?

Надо признать, что электросамокатов развелось столько, что они действительно начинают мешать пешеходам. При этом их скорость (а значит, и потенциальная энергия) такова, что при столкновении с пешеходом создает угрозу здоровью последнего, а то и жизни. Не говоря уже о здоровье и жизни таких "несознательных" (но имеющих на то полное право) пешеходов, как дети.

Согласно отечественным Правилам дорожного движения (далее – ПДД), средства индивидуальной мобильности, к которым относятся и электросамокаты, и моноколеса, и гироскутеры, и много еще чего, не признаются транспортными средствами, а потому использующие их люди рассматриваются как пешеходы и должны ездить на них на тротуарах. На них не распространяются даже нормы ПДД о велосипедистах, а значит, недоступны даже велодорожки, а также не применяется п. 24.2 ПДД о движении велосипедистов по проезжей части. Хотя, как представляется, по своей природе положение самокатчиков ближе всего именно к положению велосипедистов.

Почему так? Ведь если посмотреть на содержащиеся в ПДД определения транспортного средства и их разновидностей, то электросамокаты к ним вполне подходят:

"Транспортное средство" – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

 

"Механическое транспортное средство" транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

 

"Велосипед" транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

 

"Мопед" – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

 

"Мотоцикл" двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Технические характеристики многих электросамокатов позволяют отнести их велосипедам, а то и к мопедам или даже мотоциклам – если мощность их двигателей превышает 4 кВт.

Однако, оказывается, причина того, что самокатчики отнесены к пешеходам, кроется в весьма своеобразной юридической технике ПДД и не менее своеобразном прочтении их полицией. Смотреть, как выясняется, нужно в определение пешехода:

"Пешеход" – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Вот оно! Оказывается, из-за того, что в определение пешехода включены "лица, использующие для передвижения самокаты", под которыми в момент составления ПДД со всей очевидностью понимались обычные самокаты, приводимые в движение мускульной силой человека, те, кто пользуется самокатами намного более скоростными и тяжелыми, чем иные велосипеды и мопеды, оказались выведены из-под адекватного им регулирования.

Сейчас появляются предложения включить в ПДД отдельное определение средств индивидуальной мобильности (которое, по недоброй традиции отечественного нормотворчества последнего времени, оказывается обычно просто чудовищным). Но, как представляется, решить проблему можно бы было намного проще.

Вариант первый. Правоохранительные органы могут наконец-то перестать делать вид, что они ничего не могут сделать, прямо заявить, что к самокатам, упоминаемым в определении пешехода, не относятся моторные самокаты, и применять к ним, соответственно, нормы о велосипедах или мопедах, которые к ним вполне применимы.

Вариант второй. В определении пешехода после слова "самокаты" добавить в скобочках: "кроме оснащенных двигателем".

Наконец, вариант третий (наверное, самый правильный): просто исключить слово "самокаты" из определения пешехода. И не надо придумывать новые определения  вполне хватит уже имеющихся.

P.S. И совсем непонятно, почему и самокаты, и велосипеды не признаются в судебной практике источниками повышенной опасности. В плане гражданско-правовой ответственности за причиненный ими ущерб вообще не должно быть никакой связи с признанием их транспортными средствами.

Источник: блог Александра Латыева, INTELLECT, на сайте Zakon.ru

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности