*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Трудовые споры переходят в Интернет
Появился новый сервис, который содержит правовую информацию для граждан и позволяет оставить электронную жалобу на работодателя.
08.11.2013 | Dengi59.Ru | Оксана Олейник
Консультации по трудовому праву можно получить в Сети. Появился новый сервис «Онлайнинспекция.рф», который содержит правовую информацию для граждан и позволяет оставить электронную жалобу на работодателя. Эксперты идею оценили, хотя считают, что подобный сервис не заменит обращение к профессиональному юристу.
Повысить правовую грамотность граждан и упростить решение трудовых споров – такая задача стоит перед новым электронным сервисом «Онлайнинспекция.рф». На просторах Интернета он появился 5 ноября. Этот ресурс организовала Федеральная служба по труду и занятости, на нем собран комплекс правовых сервисов для работников и работодателей.
Основное направление нового сайта – консультирование граждан. Кроме того, можно оставить онлайн-жалобу, сообщив о нарушениях на своем предприятии. Вот только ранее говорилось об анонимности жалоб. Однако сейчас в разделе «актуальные проблемы» можно прочитать конкретные ситуации с указанием имен и компаний, которые в них фигурируют.
Как сообщают разработчики сайта, в дальнейшем здесь появятся электронная памятка «Имею право!», Wiki-энциклопедия решения трудовых проблем и заработает сервис «электронный инспектор труда», который позволит контролировать, как соблюдаются права на предприятии.
Наш комментарий:
Алексей Комаров, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для портала Dengi59.Ru:
Комаров Алексей Анатольевич
Корреспондент Dengi.59.ru попросил экспертов оценить новый правовой ресурс. Юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Алексей Комаров отметил, что сайт удобен для восприятия, работает стабильно и быстро и не содержит лишней информации. «На данный момент я могу оценить только информационные материалы этого сайта, его содержание, а не его непосредственный функционал по взаимодействию с инспекцией по труду, – пояснил собеседник. – Но это только потому, что самостоятельного обращения я туда не направлял, а ресурс пока не содержит ни одного описания «решенной проблемы» или ответа по существу задаваемых пользователями вопросов. Думаю, что это изменится». Алексей Комаров отметил, что информация структурирована таким образом, что найти ее легко и справиться с этим может любой человек, даже не обладающий специальными знаниями.
«На сегодняшний день Интернет содержит огромное количество ресурсов, в том числе юридических, на которых можно отыскать ответы на многие вопросы, прочитать закон и скачать образец документа, – рассуждает Алексей Комаров. – Тем не менее, даже обладая юридическим образованием, пользователь затратит немало времени на поиск решения проблемы, а также на то, чтобы отфильтровать разумные решения от интернет-мусора. Здесь же все собрано в одном месте, разделено на темы и часто встречающиеся проблемы». По его словам, квалифицированный юрист, конечно, разберется в ситуации лучше, составит документ грамотнее и соберет нужные доказательства. Однако ресурс, скорее всего, рассчитан на тех, кто столкнулся с проблемой, но не имеет возможности обратиться к профессионалу.
«Находя на сайте ситуацию, похожую на ту, что сложилась у пользователя, можно перейти к пошаговым инструкциям – описание действий, которые надо совершить для устранения своей проблемы», – говорит эксперт. Он также отметил, что представлены образцы документов с комментариями, которые пользователь может скачать и использовать для выполнения указанных инструкций. «Кроме того, весьма полезен и информативен реестр недобросовестных работодателей. Но при условии, что он будет постоянно пополняться и модерироваться», – резюмировал Алексей Комаров.
Юрист компании «Юр-защита» Анастасия Жданова считает, что правовая грамотность населения сегодня не достигает того уровня, когда граждане знают, что нужно и можно предпринять при нарушении своих прав. И поэтому новый ресурс, по ее мнению, может быть полезен как работникам, так и работодателям. «Очень важно структурировать информацию, доступно ее изложить, дать возможность посетителю сайта, не прибегая к посторонней помощи, легко найти то, что ему нужно и быть уверенным в том, что предлагаемые варианты соотносятся с нормой закона. В этом смысле новый ресурс Роструда является прогрессивным инструментом в деле защиты прав работников и работодателей», – отметила собеседница.
При этом Анастасия Жданова говорит, что учесть все особенности трудовых правоотношений на одном сайте невозможно. «У каждой ситуации зачастую множество своих особенностей, которые нужно учитывать при принятии правовых решений и формировании позиций по тому или иному спору, – поясняет эксперт. – Поэтому считаю, что новый сайт должен рассматриваться как некоторая «экстренная помощь» при возникшей спорной ситуации или как предварительное руководство к действию. Тогда как обращение к квалифицированному юристу позволит в конечном итоге с учетом всех обстоятельств дела наиболее эффективно защитить права обратившегося»