*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Знаешь как – держи в секрете
Анна Холобудовская: "Право на ноу-хау существует, пока информация хранится в тайне".
Журнал «Венчурный инвестор» | №7 (12), 2011, стр. 46-48 | Евгения Шадрина
Изобретателям, выбравшим в качестве способа защиты своей интеллектуальной собственности режим ноу-хау, недостаточно просто держать язык за зубами, нужно еще ввести режим коммерческой тайны на предприятии. Если же секрет производства все-таки выплывет наружу, воспользоваться им смогут все.
Доступ по спискам
Секреты производства, иначе называемые ноу-хау (от англ. know how – знаю как), являются одним из видов интеллектуальной собственности. «С юридической точки зрения, в качестве ноу-хау может выступать информация практически любого характера: от рецептуры всем известной «Кока-колы» или секретов иллюзиониста Дэвида Копперфильда до алгоритма действий оператора службы заказов пиццерии, обеспечивающего более эффективную организацию доставки пиццы», – рассказывает ведущий юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Анна Холобудовская.
«В режиме ноу-хау защищаются сведения любого характера, которые представляют ценность для предприятия именно тем, что о них неизвестно третьим лицам, – добавляет руководитель регионального центра интеллектуальной собственности, главный эксперт экспертно-технического центра «Пермэкспертиза» Пермской торгово-промышленной палаты, патентный поверенный РФ Алла Бутолина. – Для того чтобы они не стали доступны третьим лицам, на предприятиях вводится режим коммерческой тайны». В этом главное различие между ноу-хау и патентованием: информация о запатентованных разработках находится в открытом доступе, а в случае ноу-хау она не выходит за пределы компании. Обычно составляется список лиц, допущенных к коммерческой тайне, сотрудники подписывают соглашение о ее неразглашении. В случае если они нарушают договор и сливают информацию на сторону, с них можно потребовать, например, возмещения убытков, которые понесла компания из-за прекращения права на секрет производства.
Как отмечает Анна Холобудовская, законом предусмотрены определенные виды информации, которые не могут составлять коммерческую тайну. В частности, к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, содержащиеся в учредительных документах, финансовая отчетность, данные о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, о задолженности работодателей по выплате заработной платы и ряд других сведений.
Патент или ноу-хау?
«Право на ноу-хау существует, пока информация хранится в тайне. Единожды доведенная до неопределенного круга лиц, она теряет свою секретность и поступает в общественное пользование. При этом не имеет значения, каким образом информация утратила свойство секретности, правомерно или по вине нерасторопного сотрудника», – подчеркивает Анна Холобудовская.
Коммерческая ценность информации предполагает ее использование исключительно в предпринимательской деятельности. Из этого следует, что обладателями секрета производства могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Многие изобретатели предпочитают получать патенты на свои изобретения. Так, в первом квартале 2011 года Федеральный институт промышленной собственности выдал 7317 патентов на изобретения, во втором квартале – 7479. Статистических данных по секретам производства не существует, для этого они и хранятся в тайне. Чем же режим защиты ноу-хау отличается от патентования, кроме закрытости информации от посторонних?
Во-первых, ноу-хау – более универсальный метод, поскольку под это понятие может попадать самая разнообразная информация, в том числе и непатентоспособные познания, методы, не охраняемые патентом, но имеющие коммерческую ценность. Во-вторых, в отличие от патентов охрана в режиме ноу-хау не ограничена сроком. Кроме того, она не требует официальной регистрации. В-третьих, в отношении ноу-хау Гражданским кодексом установлен уникальный правовой режим, в соответствии с которым исключительные права на секрет производства могут иметь одновременно несколько лиц, получившие их добросовестно и независимо от других правообладателей.
Формально правовые средства защиты, которые находятся в распоряжении владельцев ноу-хау, являются менее эффективными по сравнению с теми, что предоставлены обладателям традиционных объектов интеллектуальной собственности, – защита ноу-хау обеспечивается на основе общих норм гражданского законодательства. Несмотря на это, многие изобретатели все же делают выбор в пользу ноу-хау.
Зона особого режима
«Мы являемся разработчиками программного обеспечения, а в России ПО, как правило, защищается в режиме ноу-хау, – поясняет генеральный директор ООО «Сателлит Инновация» Артем Разумков. – Конечно, наше законодательство позволяет защищать ПО с помощью получения свидетельства о госрегистрации программы для ЭВМ, но фактически это не даст надежной защиты. Лучше оставить разработку в секрете».
«В России ПО относится к объектам авторского права, то есть приравнивается к произведениям науки, литературы и искусства. Это означает, что охраняется только способ изложения программы, но не само содержание (идея, пределенная информация или концепция)», – пояснила Анна Холобудовская.
В отличие от США, где существует возможность патентовать программы, в России это запрещено Гражданским кодексом. В США такие крупные компании, как Microsoft, Facebook, Google патентуют каждый скрипт. В России программу можно зарегистрировать в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Она будет охраняться авторским правом, но объект защиты – это текст кода, а не функция программного обеспечения. По словам экспертов, незначительное изменение кода программы позволит без особого труда обойти такую защиту. Ведь, с точки зрения законодательства об авторском праве, это будут две совершенно разные программы, хоть и основанные на одном алгоритме или функции.
«Единственная возможность получить патент на программу в России, то есть обеспечить более эффективную защиту – проиллюстрировать ее алгоритм на определенном технологическом процессе, либо запатентовать в составе некой технологии или устройства, где функция программы направлена на достижение определенного физического результата (например, программа, позволяющая осуществлять сортировку образцов металла). В этом случае будет защищена сама функция программы», – рассказывает Анна Холобудовская.
Впрочем, и патенты далеко не всегда гарантируют защиту интеллектуальной собственности. «Наивно полагать, что достаточно получить единственный патент на свое изобретение, и оно будет надежно защищено. Стоит только конкуренту внести некоторые изменения, и он получит «патентно-чистый» продукт, – считает Артем Разумков. – Продукты крупных корпораций охраняются тысячами патентов, но даже это не гарантирует 100-процентную защиту. Неслучайно, постоянно приходится слышать о патентных войнах, в рамках которых компании обвиняют друг друга в нарушении десятков патентов. Такие корпоративные войны могут длиться годами».