*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Юридические рейтинги: лайфхаки для начинающих
Как выбрать рейтинг для подачи заявки и на что обращать внимание при заполнении анкет.
Участие в юридических рейтингах давно стало обязательным инструментом маркетинга юридических фирм и продвижения адвокатских образований. По значимости рейтинги не уступают таким средствам, как корпоративный сайт и его продвижение в Интернете, социальные сети, публикации в СМИ, участие в конференциях и форумах. Если ваша компания (адвокатское образование, юридическая фирма) только начинает свой путь к «первым бэндам», то эти рекомендации для вас.
Выбор рейтинга для подачи заявки
Существует достаточно много юридических рейтингов – как международных, так и российских. Как правильно выбрать рейтинг для первых заявок? Начинающим компаниям я рекомендую направить усилия на ведущие российские рейтинги, такие как «Право.ru-300» и рейтинг газеты «Коммерсантъ». Оба исследования юридического рынка охватывают большое количество компаний по широкому кругу правовых практик. Например, в последнее издание «Право.ru-300» вошли 389 компаний в 29 отраслях права, при этом топ-листы делятся на федеральные и региональные. Поэтому даже относительно небольшие юридические фирмы из российских регионов имеют возможность попасть в рейтинг. Бесспорным плюсом российских рейтингов является их «понятность» для обычного клиента юридических фирм: газета «Коммерсантъ» известна любому российскому предпринимателю и не требует дополнительных пояснений.
С иностранными рейтингами (Chambers, Legal-500 и др.) дела обстоят сложнее. Участие в них имеет смысл, если основными доверителями вашей компании являются иностранные или крупные российские фирмы. Именно такие профессиональные заказчики юридических услуг обращают внимание на присутствие юристов в международных рейтингах и даже включают это в качестве требования к поставщикам при проведении коммерческих закупок. Если же основные клиенты вашей компании – средний и малый бизнес и, тем более, физические лица, то участие в международных рейтингах не имеет маркетингового смысла: затраты на проект будут несопоставимы с получаемым результатом. Более того, чтобы попасть в международный рейтинг, компании потребуется продемонстрировать соответствующий портфель клиентов (крупный бизнес, иностранные доверители) и проектный опыт (значимые для отрасли кейсы, большие суммы споров и сопровождаемых сделок). Также стоит учитывать, что иностранные исследователи, как правило, не включают в рейтинг компании в первые 1–3 года подачи заявки, обосновывая это тем, что им необходимо «подкопить» отзывы клиентов и коллег по цеху, посмотреть на развитие практики компании в динамике. Составители же российских рейтингов таких ограничений не вводят.
Лайфхаки: как эффективно подготовить заявку?
1. Начните с посещения обучающего семинара. Каждый год редакция «Право.ru-300» проводит серию обучающих семинаров и вебинаров: раскрывает подробно методику ранжирования, анализирует распространенные ошибки, которые допускают участники рейтинга при подготовке анкет. Кроме того, существует немало других специализированных семинаров, которые проводят консультанты по юридическому маркетингу.
2. Большинство компаний готовят заявки самостоятельно, совместными усилиями руководителей практик и отдела маркетинга (PR-служб). Но какой бы понятной ни выглядела анкета, я рекомендую показать подготовленный вами драфт профессиональному консультанту по юридическому маркетингу. Полагаю, что оценка и комментарии опытного специалиста не будут бесполезны. Вместе с тем важно понимать, что полностью возложить подготовку анкеты на внешнего консультанта или сотрудников внутренней службы маркетинга не получится. Только руководители практик (партнеры и старшие юристы) могут оценить имеющийся проектный опыт компании, отобрать наиболее интересные кейсы, обеспечить корректное описание их правовой сложности и значимости.
3. Планируйте работу по подготовке анкет, начинайте заранее. Заполнение анкет для рейтингов – очень трудозатратный процесс. Не откладывайте заполнение форм ни на последнюю неделю перед дедлайном, ни даже на последний месяц. Неслучайно организаторы рейтингов публикуют календарь исследования за несколько месяцев до дедлайна. Например, составители рейтинга «Право.ru-300» объявили о старте подготовки анкет в апреле, в то время как крайний срок их представления установлен в сентябре.
4. Задавайте уточняющие вопросы исследователям, просите фидбэк. Составители российских рейтингов всегда оперативно отвечают на вопросы юридических фирм, разъясняют требования анкеты и методику рейтинга. Также очень важно после его выхода задать вопросы составителям о том, почему вас включили именно в эту группу рейтинга или почему не включили совсем. Эта информация поможет вам при подготовке анкет в следующем году.
5. При отборе кейсов для анкеты опирайтесь на следующие критерии:
- разнообразие проектного опыта по практике: не должно быть однотипных проектов (например, делая заявку по практике интеллектуальной собственности, постарайтесь по возможности показать и судебные кейсы, и споры в Палате по патентным спорам и в ФАС, и патентную работу, и сопровождение сделок с объектами исключительных прав и т.д.); также некоторые рейтинги, в частности «Право.ru-300», снижают баллы при оценке анкет, если несколько кейсов анкеты относятся к одному и тому же клиенту;
- крупные или уникальные клиенты, высокие суммы споров и сделок;
- большое значение кейса для клиента, его бизнеса;
- масштабность проекта (например, он включает несколько связанных судебных дел, череду дел);
- международный характер проекта (он связан с иностранными юрисдикциями и потребовал соответствующих знаний от команды);
- инновационность проекта (работа с законодательными новеллами, пробелами в праве, применение новых подходов к решению клиентских задач, инновационность сопровождаемого юристами бизнес-проекта);
- правовая сложность проекта;
- прецедентность кейса и его влияние на судебную практику, рассмотрение дела в высших инстанциях;
- влияние проекта на принятие и изменение нормативно-правовых актов;
- публичность проекта (широкое освещение в СМИ, обсуждение в соцсетях, юридических блогах).
6. Тщательно прорабатывайте анкету. Строго следуйте форме и логике подачи информации, которые заложены в анкете ее составителями. Не игнорируйте поля и вопросы анкеты, даже если некоторые из них вам кажутся неважными. Например, в рейтинге «Право.ru-300» существует система баллов, которые присуждаются за определенные показатели (графы), и если вы пропустили какие-то поля, то тем самым уменьшили свою суммарную оценку за анкету.
7. Уделяйте пристальное внимание описанию не только кейсов, но и команды практики, покажите динамику ее развития за последний год (кто присоединился, кто был повышен и почему, какие новые лидеры в команде стали появляться). Развитие команды практики – это также отличный показатель ее успешности, и исследователи обращают на это внимание. Расскажите о новостях практики в целом, аргументируйте, чем ваша практика уникальна и выделяется среди конкурентов. Старайтесь информацию подавать в хорошо структурированной форме (например, в виде маркированного списка).
8. И один из важнейших факторов вашего успеха – отзывы клиентов, которые собирают составители рейтингов. Прежде чем представить список ваших рекомендателей для опроса редакцией рейтинга, заручитесь согласием каждого из них. Важно, чтобы в этот список попали только действительно лояльные к вам доверители, в положительных оценках которых вы уверены. Обязательно напомните клиентам о своей просьбе, когда придет время опроса.
9. Верьте в свой успех и не скромничайте при заполнении анкеты.
Источник: статья Анастасии Махнёвой, INTELLECT, для журнала «Российский адвокат» (№2/лето 2021)
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>