Иностранные компании защищают свои бренды
Они вернутся? Зачем IKEA, McDonald's, Hyundai, и другие иностранные гиганты защищают свои бренды в РФ.
04.05.2025 | Деловой Петербург | Дмитрий Маракулин
В апреле этого года стало известно, что Роспатент принял к рассмотрению заявку американской компании McDonald's на регистрацию товарного знака «Макдоналдс», поданную в декабре 2024-го.
Это далеко не первый пример подобных действий компании, ушедшей с российского рынка в 2022 году. Так, The Coca-Cola Company ещё в прошлом году получила в Роспатенте защиту в России для своего товарного знака Coca-Cola. Срок действия регистрации этого бренда продлён до августа 2034 года.
В апреле 2025-го южнокорейский автоконцерн KIA зарегистрировал в России товарные знаки, защита на которые будет действовать следующие десять лет. Аналогично поступил и Hyundai. Как ранее сообщал «ДП», новое руководство бывшего завода этой марки находится «в перманентном напряжении», ожидая истечения срока опциона для возврата корейцев — это произойдёт в начале осени. Есть разные версии того как будут развиваться события. Например, корейцы могут вернуться частично — не забирая завод обратно, но выступив в качестве технологического партнёра.
В апреле этого года официально зарегистрировал новый товарный знак в России со сроком действия до июля 2033 года шведский производитель товаров для дома IKEA. Владельцем активов шведской компании в Новгородской области стала компания «Слотекс». Она в 2024 году заявляла о намерении расширить своё мебельное производство и инвестировать в развитие двух площадок — арендуемых площадях завода Ford во Всеволожске Ленинградской области и завода IKEA в Новгородской области. А в середине апреля этого года президент России Владимир Путин принял участие в открытии нового завода компании «Слотекс» в Ленобласти.
На днях снова зарегистрировали свои торговые знаки в России американские Intel и Microsoft.
Наш комментарий:
Максим Лабзин, INTELLECT, специально для портала «Деловой Петербург»:
«Зарубежные компании, которые ушли с российского рынка и перестали использовать свои товарные знаки в России, рискуют потерять их на основании неиспользования», — поясняет партнёр юридической фирмы INTELLECT, руководитель группы практик «Интеллектуальная собственность», патентный поверенный РФ Максим Лабзин.
Почему иностранцы регистрируют бренды в России
Так, согласно ст. 1486 Гражданского кодекса РФ, после трёх лет неиспользования товарного знака любая компания вправе подать иск о досрочном прекращении правовой охраны такого бренда. Если владелец торговой марки не докажет, что всё-таки использовал её, то суд удовлетворит иск претендента на товарный знак. При этом обычно в этот момент в Роспатенте уже лежит заявка заинтересованного лица о регистрации такого товарного знака на его имя, и он получает его в свою собственность.
«Но допустимый трёхлетний срок неиспользования, до истечения которого иск подавать нельзя, начинает течь с даты регистрации товарного знака, — обращает внимание Максим Лабзин. — Потому-то иностранные компании и подают новые заявки на свои товарные знаки с небольшими отличиями, чтобы запустить по ним новый трёхлетний срок и защитить свой бренд от риска его потери».
Партнёр юридической компании Comply Максим Али поясняет, что в такой ситуации российской компании потребуется больше действий, чтобы прекратить охрану иностранных брендов. Следовательно, расходы и длительность процедуры возрастают, что может в теории отсечь часть российских компаний. «Но такие «вечнозелёные» заявки на товарные знаки суды считают злоупотреблением, и их можно тоже оспаривать», — говорит Максим Али.
Каковы затраты на регистрацию
Поскольку бренды уже существуют, то компании фактически необходимо оплатить работу только по регистрации. И стоимость этих услуг очень сильно варьируется. Например, у некоторых компаний есть свои собственные подразделения по обслуживанию интеллектуальной собственности, и расходы заложены в бюджет.
Стоимость услуг на рынке консультантов по защите товарных знаков стартует от 30 тыс. рублей, но если в регистрации помогает лидирующая фирма, то и 150 тыс. рублей не являются чем-то экстраординарным.
«Иностранцы часто работают с экс-ильфами (российские «дочки" иностранных юрфирм — Ред.), которые традиционно занимают верхний ценовой сегмент рынка, — уточнил Максим Али. — Справедливости ради, может отличаться и подход. Механически подать заявку может и первокурсник, вопрос в том, закончится ли регистрация успешно и помогает ли это решить стратегические задачи защиты бренда».
Общий размер всех государственных пошлин, которые нужно уплачивать на разных этапах делопроизводства по заявке на товарный знак, составляет 35 тыс. рублей + 3,5 тыс. рублей за каждый класс товаров/услуг свыше одного (товарные знаки регистрируются не вообще, а в отношении конкретных товаров, работ и услуг, сгруппированных по 45-ти классам Международной классификации товаров и услуг). А если таких классов в заявке больше пяти, то на завершающем этапе процедуры ещё добавляется 2 тыс. рублей за каждый класс. Стоимость услуг патентных поверенных — примерно столько же или чуть больше.
«В общем, если округлять, то можно сказать, что регистрация каждого товарного знака обходится в сумму порядка 100 тыс. рублей», — резюмировал Максим Лабзин.
Вернутся ли иностранцы в Россию
Вовсе не факт, что новая заявка говорит о возвращении IKEA, считает Максим Али. По его мнению, подача заявки на регистрацию товарного знака свидетельствует о том, что крупные иностранные компании играют вдолгую. То есть резонно предположить, что иностранный бизнес допускает возвращение через несколько лет.
«Товарные знаки рассматриваются как must have глобальной стратегии, поэтому к их регистрации иностранные бренды прибегали даже во времена СССР», — напомнил партнёр юридической компании Comply.
Вместе с тем, хотя зарубежные компании и ушли с российского рынка, но их оригинальные товары ещё пользуются популярностью у россиян и попадают на рынок страны, что влияет на общий объём продаж иностранного правообладателя и его выручку. «Если же бренд будет захвачен конкурентом, то любой импорт оригинальных товаров может быть тут же заблокирован. Россияне перестанут их покупать и исчезнет та часть выручки, пусть и небольшая, которую правообладателю давали их импорт и реализация в России», — подытожил Максим Лабзин.
Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>