RU   EN

print

Ресторанный бизнес: советы юриста. Часть III

Нанимаем персонал в кафе: о медицинских книжках, трудовых отношениях и внутренних документах.

В продолжение серии публикаций для начинающих и опытных рестораторов - статья о юридических нюансах найма персонала в кафе и работы с кадрами.

Работа с кадрами в сфере общественного питания имеет некоторые особенности. Основная их часть связана с тем, что работники кафе контактируют с продуктами, которые впоследствии попадают на столы посетителям и безопасность которых обеспечить крайне важно.

Медицинские и санитарные требования

Соблюдение медицинских и санитарных требований обязательно для всех работников, так или иначе контактирующих с пищевыми продуктами и посудой, а также имеющих доступ в помещения, в которых готовят пищу.

Медицинские книжки – первое, что спросят у вас при проверке. Медицинскую книжку работодатель должен сделать для каждого из работников. Выдает эти документы Центр гигиены и эпидемиологии (региональный). Если же ваш сотрудник раньше уже работал в кафе или ресторане, то медицинская книжка у него, скорее всего, есть: единожды оформленная, она остается у человека, так что заводить новую нет необходимости.

Медицинские осмотры. Обязанность организовывать и оплачивать медицинские осмотры сотрудников ресторана, а также контролировать их периодичность лежит на работодателе. Существуют разные виды медосмотров:

  • Медосмотр при приеме на работу является строго обязательным и проводится любой медицинской организацией, имеющей соответствующее разрешение (это может быть и районная поликлиника). Осмотр проводится на основании договора с работодателем по его письменному направлению.

    Порою рестораторы применяют следующую тактику: потенциальный сотрудник направляется на медосмотр до приема на работу, причем платит за него сам. Трудовой договор заключается уже после успешного прохождения медосмотра, и тогда работодатель компенсирует понесенные сотрудником расходы. Такой ход для владельца кафе, безусловно, удобен, но несет в себе серьезные риски: если контролирующие органы выявят подобные случаи или сотрудники подадут соответствующие жалобы, то работодатель может быть привлечен к ответственности.
  • Периодический медосмотр должен проводиться ежегодно.
  • Внеочередной осмотр проводится при наличии специальных указаний (например, если при периодическом осмотре врач указал на такую необходимость).

Все медосмотры фиксируются в медицинской книжке. По сути, наличие отметок о прохождении медосмотров и проверяют контролирующие органы.

При определении даты следующего медосмотра конкретного сотрудника нужно учитывать, когда лично у него был предыдущий осмотр. В частности, медосмотр при приеме на работу заменяет собой очередной осмотр, срок которого уже подошел. Например, если у вашего нового работника предыдущий осмотр был 1,5 года назад, то после медосмотра при приеме на работу следующий очередной осмотр будет только через год работы у вас.

В то же время работодатель обязан организовать медосмотр при приеме на работу сотрудника в любом случае, даже срок очередного медосмотра еще не подошел.

  • Кроме того, для работников, непосредственно занятых приготовлением и подачей блюд, СанПин предусматривает ежесменные медосмотры. Для их проведения необходимо назначить ответственного. Таковым может стать, в том числе, сотрудник самого кафе или ресторана, поскольку подобный осмотр предполагает лишь внешнюю оценку горла и открытых частей тела перед началом смены. В медицинскую книжку отметки о ежесменных медосмотрах не вносятся, а проставляются журнале осмотров.

Важно. В производственных помещениях нельзя находиться посторонним. У всех сотрудников, имеющих доступ в производственные помещения, в медкнижках должны быть проставлены соответствующие отметки. Вы имеет право попросить медицинскую книжку даже у представителя контролирующего органа, который пришел к вам с проверкой, и если ее не окажется, вы можете не пропустить его в те помещения, где готовится еда.

Если сотрудник отказывается проходить медосмотр или по каким-то причинам не прошел его своевременно, вы обязаны отстранить его от работы до момента прохождения медосмотра. Заработная плата за период отстранения от работы не начисляется и не выплачивается, если работодатель правильно оформил отстранение — издал приказ и ознакомил с ним сотрудника.

Гигиеническая подготовка и аттестация – это обучение сотрудников заведений общественного питания основным правилам гигиены и проверка усвоения ими этих знаний. Работодатель обязан организовать гигиеническую подготовку и аттестацию для всех сотрудников. Государство контролирует этот процесс, чтобы убедиться в том, что люди, которые «кормят» население, соблюдают необходимые правила.

Гигиеническая подготовка и аттестация проводится Центром гигиены и эпидемиологии на основании договора с работодателем и за его счет. Она обязательна к проведению при приеме на работу (допускается исключение для выпускников учебных заведений в течение года после выпуска). В дальнейшем для сотрудников, работающих с кондитерскими, мясными, молочными продуктами и продукцией для детей, гигиеническая подготовка и аттестация проводится ежегодно, для остальных сотрудников – раз в два года. Отметка о гигиенической аттестации проставляется в медицинской книжке.

Всех работников следует под роспись ознакомить с принятыми в ресторане санитарно-гигиеническими правилами и инструкциями.

Где почитать о медицинских и санитарных требованиях к сотрудникам заведений общепита:

  • Трудовой кодекс РФ.
  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • Приказ министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. №302н.
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (СП 2.3.6.1079-01, Утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. №31).
  • Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. №229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».
  • Также требования к работникам предприятий общественного питания, в том числе и к конкретным должностям, установлены ГОСТ Р 30524-2013 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу». Этот ГОСТ требует наличия должностных инструкций для каждой должности. Однако этим требованием можно пренебречь, если функциональные обязанности сотрудников включить в трудовой договор. При составлении трудового договора и должностной инструкции рекомендуем пользоваться профессиональными стандартами для соответствующих должностей.

Об организационных особенностях работы с кадрами в заведениях общепита

Поскольку некоторые сотрудники ресторана обслуживают посетителей, от действий этих сотрудников зависит соблюдение организацией законодательства о защите прав потребителей. В связи с этим советуем на локальном уровне разработать и принять, к примеру, правила обслуживания посетителей, содержащие требования к порядку обслуживания, а также основные положения законодательства о защите прав потребителей (подробнее о них мы напишем в одной из следующих статей). С этим документом каждого работника следует ознакомить персонально, под роспись.

Материальная ответственность работников. Значительное количество сотрудников общепита работает непосредственно с товарно-материальными ценностями: продуктами питания, оборудованием, денежной наличностью. Если вы имеете намерение когда-либо привлекать работников к материальной ответственности, необходимо на стадии заключения трудовых договоров подписывать также договоры о полной материальной ответственности (коллективной или индивидуальной) с теми сотрудниками, должности или обязанности которых законодательно это предусматривают.

Также во всех случаях полезным является фиксация передачи сотруднику ценностей (по крайней мере, крупных) – например, путем составления актов приемки-передачи.

Фиксация времени работы. Графики работы сотрудников общепита редко укладываются в стандартную «пятидневку». Поэтому нужно правильно построить работу в режиме сменности, предусмотреть порядок и место ознакомления работников с графиками, рассчитать длительность смен и времени отдыха, учесть повышенный размер платы за работу в ночную смену и доплату за сверхурочную работу.

Помните! На предприятиях общественного питания всегда много внутренних документов, инструкций, графиков, журналов. Важно, чтобы работники, чьих прав и обязанностей касается эта документация, были под роспись с ней ознакомлены.

  • Во-первых, этот факт проверяют контролирующие органы.
  • Во-вторых, при возникновении споров с сотрудниками только подписанные заранее документы смогут гарантировать защиту прав работодателя.

В Группе правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С есть практика «Трудовое право для работодателей», специалисты которой готовы оказать вам помощь в документальном оформлении отношений с персоналом вашего ресторана или кафе.

Читайте другие публикации цикла статей «Ресторанный бизнес: советы юриста»:

Читайте также:
Недостача. Что делать? Комментарий Анны Устюшенко, партнера ИНТЕЛЛЕКТ-С, руководителя практики «Трудовое право» >>

HoReCa, договорное право, кадровое делопроизводство, коммерческое право, трудовое право, трудовые споры

Похожие материалы

Юридические услуги
Коллекторские услуги

Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Патентные услуги
Регистрационные услуги      

Политика информационной безопасности