print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Ресторанный бизнес: советы юриста. Часть III

Нанимаем персонал в кафе: о медицинских книжках, трудовых отношениях и внутренних документах.

В продолжение серии публикаций для начинающих и опытных рестораторов - статья о юридических нюансах найма персонала в кафе и работы с кадрами.

Работа с кадрами в сфере общественного питания имеет некоторые особенности. Основная их часть связана с тем, что работники кафе контактируют с продуктами, которые впоследствии попадают на столы посетителям и безопасность которых обеспечить крайне важно.

Медицинские и санитарные требования

Соблюдение медицинских и санитарных требований обязательно для всех работников, так или иначе контактирующих с пищевыми продуктами и посудой, а также имеющих доступ в помещения, в которых готовят пищу.

Медицинские книжки – первое, что спросят у вас при проверке. Медицинскую книжку работодатель должен сделать для каждого из работников. Выдает эти документы Центр гигиены и эпидемиологии (региональный). Если же ваш сотрудник раньше уже работал в кафе или ресторане, то медицинская книжка у него, скорее всего, есть: единожды оформленная, она остается у человека, так что заводить новую нет необходимости.

Медицинские осмотры. Обязанность организовывать и оплачивать медицинские осмотры сотрудников ресторана, а также контролировать их периодичность лежит на работодателе. Существуют разные виды медосмотров:

  • Медосмотр при приеме на работу является строго обязательным и проводится любой медицинской организацией, имеющей соответствующее разрешение (это может быть и районная поликлиника). Осмотр проводится на основании договора с работодателем по его письменному направлению.

    Порою рестораторы применяют следующую тактику: потенциальный сотрудник направляется на медосмотр до приема на работу, причем платит за него сам. Трудовой договор заключается уже после успешного прохождения медосмотра, и тогда работодатель компенсирует понесенные сотрудником расходы. Такой ход для владельца кафе, безусловно, удобен, но несет в себе серьезные риски: если контролирующие органы выявят подобные случаи или сотрудники подадут соответствующие жалобы, то работодатель может быть привлечен к ответственности.
  • Периодический медосмотр должен проводиться ежегодно.
  • Внеочередной осмотр проводится при наличии специальных указаний (например, если при периодическом осмотре врач указал на такую необходимость).

Все медосмотры фиксируются в медицинской книжке. По сути, наличие отметок о прохождении медосмотров и проверяют контролирующие органы.

При определении даты следующего медосмотра конкретного сотрудника нужно учитывать, когда лично у него был предыдущий осмотр. В частности, медосмотр при приеме на работу заменяет собой очередной осмотр, срок которого уже подошел. Например, если у вашего нового работника предыдущий осмотр был 1,5 года назад, то после медосмотра при приеме на работу следующий очередной осмотр будет только через год работы у вас.

В то же время работодатель обязан организовать медосмотр при приеме на работу сотрудника в любом случае, даже срок очередного медосмотра еще не подошел.

  • Кроме того, для работников, непосредственно занятых приготовлением и подачей блюд, СанПин предусматривает ежесменные медосмотры. Для их проведения необходимо назначить ответственного. Таковым может стать, в том числе, сотрудник самого кафе или ресторана, поскольку подобный осмотр предполагает лишь внешнюю оценку горла и открытых частей тела перед началом смены. В медицинскую книжку отметки о ежесменных медосмотрах не вносятся, а проставляются журнале осмотров.

Важно. В производственных помещениях нельзя находиться посторонним. У всех сотрудников, имеющих доступ в производственные помещения, в медкнижках должны быть проставлены соответствующие отметки. Вы имеет право попросить медицинскую книжку даже у представителя контролирующего органа, который пришел к вам с проверкой, и если ее не окажется, вы можете не пропустить его в те помещения, где готовится еда.

Если сотрудник отказывается проходить медосмотр или по каким-то причинам не прошел его своевременно, вы обязаны отстранить его от работы до момента прохождения медосмотра. Заработная плата за период отстранения от работы не начисляется и не выплачивается, если работодатель правильно оформил отстранение — издал приказ и ознакомил с ним сотрудника.

Гигиеническая подготовка и аттестация – это обучение сотрудников заведений общественного питания основным правилам гигиены и проверка усвоения ими этих знаний. Работодатель обязан организовать гигиеническую подготовку и аттестацию для всех сотрудников. Государство контролирует этот процесс, чтобы убедиться в том, что люди, которые «кормят» население, соблюдают необходимые правила.

Гигиеническая подготовка и аттестация проводится Центром гигиены и эпидемиологии на основании договора с работодателем и за его счет. Она обязательна к проведению при приеме на работу (допускается исключение для выпускников учебных заведений в течение года после выпуска). В дальнейшем для сотрудников, работающих с кондитерскими, мясными, молочными продуктами и продукцией для детей, гигиеническая подготовка и аттестация проводится ежегодно, для остальных сотрудников – раз в два года. Отметка о гигиенической аттестации проставляется в медицинской книжке.

Всех работников следует под роспись ознакомить с принятыми в ресторане санитарно-гигиеническими правилами и инструкциями.

Где почитать о медицинских и санитарных требованиях к сотрудникам заведений общепита:

  • Трудовой кодекс РФ.
  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • Приказ министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. №302н.
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (СП 2.3.6.1079-01, Утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. №31).
  • Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. №229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».
  • Также требования к работникам предприятий общественного питания, в том числе и к конкретным должностям, установлены ГОСТ Р 30524-2013 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу». Этот ГОСТ требует наличия должностных инструкций для каждой должности. Однако этим требованием можно пренебречь, если функциональные обязанности сотрудников включить в трудовой договор. При составлении трудового договора и должностной инструкции рекомендуем пользоваться профессиональными стандартами для соответствующих должностей.

Об организационных особенностях работы с кадрами в заведениях общепита

Поскольку некоторые сотрудники ресторана обслуживают посетителей, от действий этих сотрудников зависит соблюдение организацией законодательства о защите прав потребителей. В связи с этим советуем на локальном уровне разработать и принять, к примеру, правила обслуживания посетителей, содержащие требования к порядку обслуживания, а также основные положения законодательства о защите прав потребителей (подробнее о них мы напишем в одной из следующих статей). С этим документом каждого работника следует ознакомить персонально, под роспись.

Материальная ответственность работников. Значительное количество сотрудников общепита работает непосредственно с товарно-материальными ценностями: продуктами питания, оборудованием, денежной наличностью. Если вы имеете намерение когда-либо привлекать работников к материальной ответственности, необходимо на стадии заключения трудовых договоров подписывать также договоры о полной материальной ответственности (коллективной или индивидуальной) с теми сотрудниками, должности или обязанности которых законодательно это предусматривают.

Также во всех случаях полезным является фиксация передачи сотруднику ценностей (по крайней мере, крупных) – например, путем составления актов приемки-передачи.

Фиксация времени работы. Графики работы сотрудников общепита редко укладываются в стандартную «пятидневку». Поэтому нужно правильно построить работу в режиме сменности, предусмотреть порядок и место ознакомления работников с графиками, рассчитать длительность смен и времени отдыха, учесть повышенный размер платы за работу в ночную смену и доплату за сверхурочную работу.

Помните! На предприятиях общественного питания всегда много внутренних документов, инструкций, графиков, журналов. Важно, чтобы работники, чьих прав и обязанностей касается эта документация, были под роспись с ней ознакомлены.

  • Во-первых, этот факт проверяют контролирующие органы.
  • Во-вторых, при возникновении споров с сотрудниками только подписанные заранее документы смогут гарантировать защиту прав работодателя.

В Группе правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С есть практика «Трудовое право для работодателей», специалисты которой готовы оказать вам помощь в документальном оформлении отношений с персоналом вашего ресторана или кафе.

Читайте другие публикации цикла статей «Ресторанный бизнес: советы юриста»:

    Читайте также:
    Недостача. Что делать? Комментарий Анны Устюшенко, партнера ИНТЕЛЛЕКТ-С, руководителя практики «Трудовое право» >>

    HoReCa, договорное право, кадровое делопроизводство, коммерческое право, трудовое право, трудовые споры

    Похожие материалы

    Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


    Екатеринбург
    +7 (343) 236-62-67

    Москва
    +7 (495) 668-07-31

    Нижний Новгород
    +7 (831) 429-01-27

    Новосибирск
    +7 (383) 202-21-91

    Пермь
    +7 (342) 270-01-68

    Санкт-Петербург
    +7 (812) 309-18-49

    Челябинск
    +7 (351) 202-13-40


    Политика информационной безопасности