print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Знаешь как – держи в секрете

Анна Холобудовская: "Право на ноу-хау существует, пока информация хранится в тайне".

Журнал «Венчурный инвестор» | №7 (12), 2011, стр. 46-48 | Евгения Шадрина

Изобретателям, выбравшим в качестве способа защиты своей интеллектуальной собственности режим ноу-хау, недостаточно просто держать язык за зубами, нужно еще ввести режим коммерческой тайны на предприятии. Если же секрет производства все-таки выплывет наружу, воспользоваться им смогут все.

Доступ по спискам

Секреты производства, иначе называемые ноу-хау (от англ. know how – знаю как), являются одним из видов интеллектуальной собственности. «С юридической точки зрения, в качестве ноу-хау может выступать информация практически любого характера: от рецептуры всем известной «Кока-колы» или секретов иллюзиониста Дэвида Копперфильда до алгоритма действий оператора службы заказов пиццерии, обеспечивающего более эффективную организацию доставки пиццы», – рассказывает ведущий юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Анна Холобудовская.

«В режиме ноу-хау защищаются сведения любого характера, которые представляют ценность для предприятия именно тем, что о них неизвестно третьим лицам, – добавляет руководитель регионального центра интеллектуальной собственности, главный эксперт экспертно-технического центра «Пермэкспертиза» Пермской торгово-промышленной палаты, патентный поверенный РФ Алла Бутолина. – Для того чтобы они не стали доступны третьим лицам, на предприятиях вводится режим коммерческой тайны». В этом главное различие между ноу-хау и патентованием: информация о запатентованных разработках находится в открытом доступе, а в случае ноу-хау она не выходит за пределы компании. Обычно составляется список лиц, допущенных к коммерческой тайне, сотрудники подписывают соглашение о ее неразглашении. В случае если они нарушают договор и сливают информацию на сторону, с них можно потребовать, например, возмещения убытков, которые понесла компания из-за прекращения права на секрет производства.

Как отмечает Анна Холобудовская, законом предусмотрены определенные виды информации, которые не могут составлять коммерческую тайну. В частности, к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, содержащиеся в учредительных документах, финансовая отчетность, данные о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, о задолженности работодателей по выплате заработной платы и ряд других сведений.

Патент или ноу-хау?

«Право на ноу-хау существует, пока информация хранится в тайне. Единожды доведенная до неопределенного круга лиц, она теряет свою секретность и поступает в общественное пользование. При этом не имеет значения, каким образом информация утратила свойство секретности, правомерно или по вине нерасторопного сотрудника», – подчеркивает Анна Холобудовская.

Коммерческая ценность информации предполагает ее использование исключительно в предпринимательской деятельности. Из этого следует, что обладателями секрета производства могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Многие изобретатели предпочитают получать патенты на свои изобретения. Так, в первом квартале 2011 года Федеральный институт промышленной собственности выдал 7317 патентов на изобретения, во втором квартале – 7479. Статистических данных по секретам производства не существует, для этого они и хранятся в тайне. Чем же режим защиты ноу-хау отличается от патентования, кроме закрытости информации от посторонних?

Во-первых, ноу-хау – более универсальный метод, поскольку под это понятие может попадать самая разнообразная информация, в том числе и непатентоспособные познания, методы, не охраняемые патентом, но имеющие коммерческую ценность. Во-вторых, в отличие от патентов охрана в режиме ноу-хау не ограничена сроком. Кроме того, она не требует официальной регистрации. В-третьих, в отношении ноу-хау Гражданским кодексом установлен уникальный правовой режим, в соответствии с которым исключительные права на секрет производства могут иметь одновременно несколько лиц, получившие их добросовестно и независимо от других правообладателей.

Формально правовые средства защиты, которые находятся в распоряжении владельцев ноу-хау, являются менее эффективными по сравнению с теми, что предоставлены обладателям традиционных объектов интеллектуальной собственности, – защита ноу-хау обеспечивается на основе общих норм гражданского законодательства. Несмотря на это, многие изобретатели все же делают выбор в пользу ноу-хау.

Зона особого режима

«Мы являемся разработчиками программного обеспечения, а в России ПО, как правило, защищается в режиме ноу-хау, – поясняет генеральный директор ООО «Сателлит Инновация» Артем Разумков. – Конечно, наше законодательство позволяет защищать ПО с помощью получения свидетельства о госрегистрации программы для ЭВМ, но фактически это не даст надежной защиты. Лучше оставить разработку в секрете».

«В России ПО относится к объектам авторского права, то есть приравнивается к произведениям науки, литературы и искусства. Это означает, что охраняется только способ изложения программы, но не само содержание (идея, пределенная информация или концепция)», – пояснила Анна Холобудовская.

В отличие от США, где существует возможность патентовать программы, в России это запрещено Гражданским кодексом. В США такие крупные компании, как Microsoft, Facebook, Google патентуют каждый скрипт. В России программу можно зарегистрировать в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Она будет охраняться авторским правом, но объект защиты – это текст кода, а не функция программного обеспечения. По словам экспертов, незначительное изменение кода программы позволит без особого труда обойти такую защиту. Ведь, с точки зрения законодательства об авторском праве, это будут две совершенно разные программы, хоть и основанные на одном алгоритме или функции.

«Единственная возможность получить патент на программу в России, то есть обеспечить более эффективную защиту – проиллюстрировать ее алгоритм на определенном технологическом процессе, либо запатентовать в составе некой технологии или устройства, где функция программы направлена на достижение определенного физического результата (например, программа, позволяющая осуществлять сортировку образцов металла). В этом случае будет защищена сама функция программы», – рассказывает Анна Холобудовская.

Впрочем, и патенты далеко не всегда гарантируют защиту интеллектуальной собственности. «Наивно полагать, что достаточно получить единственный патент на свое изобретение, и оно будет надежно защищено. Стоит только конкуренту внести некоторые изменения, и он получит «патентно-чистый» продукт, – считает Артем Разумков. – Продукты крупных корпораций охраняются тысячами патентов, но даже это не гарантирует 100-процентную защиту. Неслучайно, постоянно приходится слышать о патентных войнах, в рамках которых компании обвиняют друг друга в нарушении десятков патентов. Такие корпоративные войны могут длиться годами».

авторское право, интеллектуальная собственность, коммерческая тайна, патенты, программное обеспечение, споры по интеллектуальной собственности

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности