RU   EN

print

ВДНХ просят на выход

Выставочный комплекс должен быть переименован по требованию московского владельца товарного знака.

27.04.2018 | КоммерсантЪ | Булат Баширов

Второй круг судебных разбирательств московского АО «Выставка достижений народного хозяйства» с уфимской компанией «Экспо-плаза» за исключительное право использовать название ВДНХ завершился поражением уфимской стороны. «Экспо-плазе» запрещено использовать аббревиатуру, до степени смешения схожую с зарегистрированным товарным знаком, в названии домена, сайта, рекламной продукции и на фасаде зданий торгово-выставочного центра (ТВК). Представители ТВК заявляют, что попытаются пересмотреть решение, а параллельно ведут переговоры с правообладателем.

Уфимскому торгово-выставочному комплексу, позиционирующему себя после реновации как ВДНХ-Экспо, вероятно, придется отказаться от использования известной аббревиатуры. Арбитражный суд Башкирии запретил компании «Экспо-плаза», которой принадлежит доменное имя vdnh-ufа и одноименный сайт и которая сдает в аренду площади ТВК, использовать сочетание букв ВДНХ в интернете, а также на фасадах зданий и в любой рекламной продукции.

Суд признал это нарушением исключительных прав на товарный знак ВДНХ, которым с 1991 года владеет московское АО «Выставка достижений народного хозяйства» (принадлежит Департаменту городского имущества Москвы).

Спор сторон длился больше года. Победу в суде московское ВДНХ одержало со второй попытки.

В прошлом году арбитражные суды двух инстанций заняли сторону «Экспо-плазы». Тогда уфимской компании удалось доказать, что она использует аббревиатуру ВДНХ не как товарный знак, а как устоявшееся и общеизвестное название местности, где расположены здания и сооружения уфимского ВДНХ времен СССР, а также остановка общественного транспорта, которую горожане называют ВДНХ. Доказательством этой позиции суды тогда сочли тот факт, что «Экспо-плаза» сама не занимается организацией выставок, а написание букв «ВДНХ» в рекламной продукции и на фасаде ТВК визуально существенно отличается от графического изображения товарного знака московского правообладателя. Кроме того, в первом круге разбирательств истец не доказал, что ответчик владеет интернет-сайтом vdnh-ufа.

Разворот в судебном споре произошел в ноябре прошлого года, когда Суд по интеллектуальным правам (СИП) отменил решения двух инстанций и вернул дело на новое рассмотрение. СИП счел, что арбитражный суд Башкирии не обосновал вывод о том, что товарный знак истца и словесное обозначение ответчика не сходны до степени смешения. Он также указал, что суд должен был сам установить администратора сайта vdnh-ufа. Что касается общеупотребительного использования термина «ВДНХ» в отношении объектов уфимского комплекса, то право «преждепользования», как отметил СИП, «действует только в отношении изобретений, полезных моделей и промышленных образцов» и не распространяется на товарные знаки.

Повторно рассмотрев иск АО «ВДНХ», арбитражный суд Башкирии удовлетворил его частично. Запросив данные о владельце доменного имени и администраторе сайта vdnh-ufа в АО «Региональный сетевой информационный центр», он выяснил, что это было ООО «Экспо-плаза». Также при новом рассмотрении суд нашел «безусловное сходство до степени смешения» словесных элементов, звукового, визуального и смыслового признаков товарного знака московского АО и обозначения, которое использует уфимская компания. Отсыл к историческому названию местности, на которой стоят объекты уфимского ВДНХ, суд не принял. От ГКУ «Национальный архив РБ» суд получил ответ о том, что согласно научно-справочному изданию «Башкирская энциклопедия», с 1972 года выставки в Уфе проводятся в Республиканском выставочном комплексе. Остановки общественного транспорта с названием «ВДНХ», как выяснил суд, нет: в перечне остановок, утвержденном постановлением главы администрации Уфы в марте 2016 года, эта остановка носит название «Республиканский выставочный комплекс».

Неудовлетворенной осталась часть иска АО «ВДНХ», касавшаяся требования запретить «Экспо-плазе» использовать аббревиатуру в группах социальных сетей. Истцу не удалось доказать, что администратором группы уфимского ВДНХ в сети «ВКонтакте» является «Экспо-плаза».

Владелец «Экспо-плазы», юрист Михаил Лазаренко сообщил, что компания попытается обжаловать решение суда. При этом он отметил: «Мы с уважением относимся к федеральному ВДНХ. В настоящий момент ведем с ними переговоры о заключении мирового соглашения, так как и в Уфе выставочный комплекс исторически носит это название. Думаю, уфимцы нас в этом поддержат».

В московском АО «ВДНХ» решения судов не комментируют.

Наш комментарий:

Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для газеты «КоммерсантЪ»:

Шансы на отмену решения, на наш взгляд, минимальны.

По мнению старшего партнера Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Романа Речкина, новое решение арбитражного суда Башкирии выглядит «абсолютно разумным, законным и обоснованным». «Очевидно, что обозначение «ВДНХ» в России воспринимается именно как указание на Выставку достижений народного хозяйства в Москве, поэтому никто иной правомерно и добросовестно использовать это обозначение не вправе. Шансы на отмену решения, на наш взгляд, минимальны»,— отметил он.

«До вступления судебного акта в законную силу ответчик может не применять мер, направленных на изменение фирменного наименования, доменного имени и прочего»,— добавила партнер компании НАФКО-консультанты Ирина Мостовая.

Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

интеллектуальная собственность, споры по интеллектуальной собственности, товарные знаки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности