print

Номенклатура: бороться нельзя оставить?

Анатолий Зазулин: «Номенклатура – не всегда негативное явление для организации».

Управление персоналом | №30 за 2021 год

Портал Vikent.ru опубликовал сводку негативных черт класса номенклатуры из книги  Сергея Хайтуна «Номенклатура против России: эволюционный тупик».

«Перечислим негативные черты номенклатуры:

1. Отношение к неноменклатурному населению страны как к людям «низшей расы», которых следует рассматривать как «расходный материал».

2. Жлобство, т.е. стремление «жить богато и красиво» за счёт основного населения страны.

3. Патернализм и преданность своему начальству, конкретному номенклатурному клану и номенклатуре в целом.

4. Жизнь «по понятиям», а не по закону

5. Консервативность (антиэволюционность).

6. Невыразительность, отсутствие собственных убеждений или их мaскировка, несклонность к парадоксальности, творчеству, безрассудности; все эти черты номенклатурщики проявляют в управлении страной, когда же дело касается их клановых или личных интересов, они могут быть поразительно изобретательными.

7. Фаворитизм, лизоблюдство, доносительство.

8. Хамское (оно же «отеческое») обращение к подчинённым на «ты» сочетании с обращением к начальству на «вы».

9. Распространение номенклатурных благ на родных и близких.

10. Установка не на дело, а на создание видимости дела перед начальством.

11. Круговая порука: индивидуальная безответственность (точнее, ограниченная ответственность) номенклатурщиков в делах управления страной, тогда как за нарушение клановых интересов и/или правил игры «по понятиям» следует неотвратимое и жесткое наказание.

12. Кампанейщина.

13. Неспособность работать на сколько-нибудь отдалённую перспективу.

14. Тотальная лживость, проявляющаяся в генерировании мифов для внешнего потребления и мнимой реальности – для внутреннего также в постоянной подмене понятий.

15. Размытость нравственных норм, сопровождаемая злоупотреблением служебным положением и коррупцией.

16. Двойная мораль (двойные стандарты): говорят одно – делают другое.

17. Конфронтационное мышление, склонное к силовым решениям.

18. Чёрно-белое (манихейское) мышление, склонное к простым (чрезмерно упрощённым) решениям.

19. Не будучи заинтересована в процветании подведомственного населения, номенклатура управляет страной крайне затратно, а то и просто бездарно.

Вследствие присущих номенклатуре изъянов [...] её управление страной чрезвычайно неэффективно».

Журнал «Управление персоналом» обратился с просьбой прокомментировать позицию С. Хайтуна в целом и применительно к управлению организацией в частности.

Наш комментарий:

Анатолий Зазулин, INTELLECT, специально для журнала «Управление персоналом»:

Выделенные С. Хайтуном негативные черты номенклатуры – это, скорее, признаки «выродившейся» номенклатуры, а не номенклатуры как класса в целом.

Комментирует Анатолий Зазулин, старший юрист INTELLECT:

Первоначально под номенклатурой понимался всего лишь перечень должностей в той или иной сфере – он служил в качестве основного документа, описывающего структуру персонала организации. Так, например, в качестве номенклатуры служил петровский Табель о рангах. Позднее, во времена Советского Союза, сложилось иное понимание номенклатуры как устоявшегося административного (чиновничьего) класса, которому свойственны отдаленность от народа, коррупция, инертность, непотизм.

Однако номенклатура – не всегда негативное явление для организации. Так или иначе, такая прослойка работников наблюдается во всех крупных корпорациях или государственных аппаратах. Ее зарождение происходит тогда, когда организация переходит из стадии мелкого предприятия в стадию экстенсивного роста и производственной экспансии: возрастает объем работы, повышается потребность в кадрах, растет число задач и целей. Это приводит к необходимости расширения штата сотрудников, делению задач на более мелкие задачи, усложнению корпоративной структуры. Когда корпорация ориентируется на массы, она становится индустрией – делай больше, типизируй решения, универсализируй практику. За счет этого вклад отдельных сотрудников становится все меньше, а ответственность размывается между ними. В этот момент и зарождается номенклатура – работники или чиновники, умеющие делать типовые задания быстро, лавировать в кружеве подзадач и строго приверженные сложившейся иерархии, так как только она может обеспечить им логичный и определенный карьерный рост.

Очевидно, что такая прослойка есть в любой организации – это обычные гражданские или военные служащие, работники цеха или офисный персонал низшего и среднего звена. Их задача заключается в обеспечении стабильности работы предприятия – именно поэтому у них отсутствует (вернее, подавляется) творческий подход. Представьте, что будет, если все работники или чиновники будут автономными и творческими людьми? Организация распадется на конгломерат стартапов и отдельных «творческих» ячеек, не способных потянуть единое массовое производство (или управление – если мы говорим о государстве).

Вырождение номенклатуры

Проблемы начинаются дальше: если ничего не предпринимать, изначально эффективная номенклатура начинает вырождаться, а именно – замыкаться в самой себе. Классический трек карьерного роста здесь начинает негативно воздействовать на менеджмент высшего звена: на смену основателям, обладавшим нестандартным и рисковым мышлением, приходят дослужившиеся выходцы из нижестоящих звеньев номенклатуры, привыкшие к отсутствию творческого подхода, не научившиеся принимать на себя всю ответственность и рисковать при изменении ситуации на рынке или в политике. В итоге они переносят номенклатурные методы управления на глобальный уровень: постоянные согласования, стремление поставить на должности людей, которых они знают, чтобы снизить риски персональной ответственности, инерционный стиль мышления, желание подчеркнуть свой статус. Это поведение, естественно, копируется всей остальной структурой, превращаясь в «корпоративный стандарт». Этот процесс хорошо проиллюстрирован в знаменитом романе «Атлант расправил плечи».

Поэтому выделенные С. Хайтуном негативные черты номенклатуры – это, скорее, признаки «выродившейся» номенклатуры, а не номенклатуры как класса в целом. Некоторые из выделенных им признаков – например, патернализм и консервативность, – вообще могут объясняться национальными особенностями, как в случае с японскими мега-корпорациями, выросшими из семейных «дзайбацу».

Борьба и предотвращение

Предотвратить вырождение номенклатуры возможно посредством децентрализации и дерегулирования. IT-гигант IBM в начале 1990-х столкнулся с риском полного банкротства, так как номенклатурное руководство компании «профукало» образование рынка персональных компьютеров, инертно веря в непоколебимость выручки от стационарных серверов. Новый управленец Л. Герстнер, привлеченный со стороны, децентрализовал систему персонала, провел массовые увольнения, увеличил автономность отдельных отделов и групп работников. Менеджмент малого и среднего звена был приучен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Параллельно были повышены зарплаты оставшимся работникам, усилен контроль расходов и устранена практика заключения пожизненных трудовых контрактов. Фактически, компания IBM заставила своих управленцев всех звеньев конкурировать между собой, открыла возможность набора сотрудников «со стороны», т.е. обеспечила прилив свежей крови, не дающей системе застаиваться.

Аналогичная политика была предпринята для борьбы с коррупцией и номенклатурой в Сингапуре во время правления Ли Куан Ю: дерегулирование экономики, повышение обеспечения чиновников вкупе со строгими контролем, открытость судебной системы для новых кадров.

Может ли помочь цифровизация?

Цифровизация и ИИ могут помочь предотвратить негативный вариант развития номенклатуры в том случае, если используются как инструменты введения указанных выше мер. Информационные технологии могут обеспечить прозрачность работы персонала, облегчить контроль трат, синхронизировать действия автономных единиц в управленческой структуре. Однако главная задача в этой борьбе остается на плечах человека – найти и поддерживать идеальный баланс между необходимой номенклатурой и творческим, креативным менеджментом.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

коммерческое право, корпоративное право, юридические консультации, юридическое обслуживание

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности