RU   EN

print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Горе от ума

В Госдуме придумали, как защитить абонентов сотовой связи от спама.

Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С: «Сейчас абонент ничего не должен подписывать — закон и так на его стороне, запрещая смс-рассылки»

17.09.2013 | УралБизнесКонсалтинг | Ольга Кондрашова

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект о создании специальной общероссийской базы номеров «Не беспокоить» для абонентов, не желающих получать любую sms-рекламу на свой телефон. По оценке юристов, идея создания базы не только дублирует 18 статью закона о рекламе, но и предлагает абонентам, которые ранее защищались от спама по умолчанию, решить множество организационных моментов. Сотовые операторы тем более не поддерживают инициативу, поскольку в данном случае пострадать в финансовом плане могут невиновные.

В соответствии с законопроектом, за нарушение запрета рекламодатель будет нести ответственность согласно существующей в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) статье «Нарушение законодательства о рекламе». За такое правонарушение предусмотрены штрафы в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. для граждан, от 4 тыс. до 20 тыс. — для должностных лиц и от 100 тыс. до 500 тыс. — для юрлиц.

Авторы законопроекта предлагают создать единую федеральную базу номеров абонентов, отказавшихся от рекламных sms-рассылок. Тем самым абонент будет запрещать присылать ему рекламные сообщения. Правительство РФ должно будет обновлять список номеров еженедельно. Законопроект в случае его принятия должен вступить в силу с 1 сентября 2014 года.

Наш комментарий:

Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для УрБК:

В случае принятия закона в таком виде получится, что все абоненты, не заявившие о своем несогласии с получением спама, согласны его получать.

По оценке старшего партнера Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Романа Речкина, никакая специальная база абонентов, отказавшихся от рассылки спама, не нужна, поскольку по действующему сегодня общему правилу закон и так на стороне абонента: все, кто не дал прямого согласия на получение такой рекламы, по умолчанию признаются отказавшимися от рассылки.

«Согласно ст. 18 закона о рекламе, любая реклама с использованием каких-либо телекоммуникационных каналов возможна только в том случае, если абонент дал на это согласие. При этом предоставление номера своего сотового телефона исполнителю (например, в ходе исполнения договора или в анкете на получение дисконтной карты) само по себе таковым согласием не считается, это должно быть именно согласие на получение рекламы по сетям электросвязи. Авторы нынешнего законопроекта все ставят с ног на голову. Сейчас абонент ничего не должен подписывать — закон и так на его стороне, запрещая смс-рассылки. В случае же принятия закона в таком виде получится, что все абоненты, не заявившие о своем несогласии с получением спама, согласны его получать. А насколько сложно будет включиться в такую базу, а равно кто и за чей счет будет ее вести и отвечать за сохранность данных и достоверность базы — это вообще отдельный вопрос», — рассказал Роман Речкин.

Эксперт также отмечает, что в настоящее время в ФАС России поступает множество жалоб на организации, рекламирующие свои услуги или товары через sms-рассылку, и ведомство практически всегда встает на сторону абонентов, привлекая организации, рассылающие спам без согласия абонентов, к административной ответственности в виде штрафа.

По оценке представителей сотового оператора «Мотив», данное новшество принесет одни лишь неудобства прежде всего организациям, рекламирующим свои услуги на законных основаниях, а, во-вторых, самим абонентам.

Отметим, что согласно законопроекту, в случае, если ранее абонент вольно или невольно уже дал согласие на рассылку и после этого внес свой номер в общероссийскую базу, то присылать ему любую рекламную информацию с этого момента будет запрещено. Однако как об этом узнают операторы, пока неизвестно.

«Законопроект предполагает отмену данного ранее согласия на получение рекламных sms. Абонент — хозяин своего слова: сам дал, сам забрал обратно, а как об этом узнает организация, совершенно легально осуществляющая sms-рассылку — большой вопрос. Получается, покарать рублем могут невиновных. Не стоит забывать о том, что часто абоненты сами оставляют свой номер «мобильным спамерам»: при заказе такси, получении дисконтной карты в магазине, во время участия в опросах», — рассказала пресс-секретарь компании «Мотив» Алена Ярушина.

В компании сообщили, что в данный момент операторы самостоятельно борются со спамерами.

«Все претензии абонентов обрабатываются: если мы видим хоть малейший намек на спам-рассылку, «подозрительный» номер тут же блокируется. Правда, некоторые операторы предлагают своим клиентам воспользоваться специальными вебинтерфейсами, с помощью которых и осуществляется «рекламная рассылка» через sms-центр оператора», — добавляет Алена Ярушина.

С ней согласна директор по связям с общественностью Уральского филиала ОАО «МегаФон» Людмила Столярова.

«Предложенная модель регулирования не позволяет оградить абонентов от нежелательных сообщений. Факт включения абонентского номера в какой-либо список не означает, что у оператора связи появляется право по своему усмотрению не доставлять какие-либо сообщения электросвязи, при этом фильтровать SMS на рекламные и нерекламные оператор не вправе в силу тайны связи. Кроме того, законопроект не решает основную проблему SMS-спама — найти конечного отправителя рекламы зачастую трудно.

«МегаФон» предлагает направить усилия в сфере борьбы с нежелательными рассылками на закрепление права абонента сообщить непосредственно своему оператору связи о том, какие именно рассылки пользователь не желает получать. А оператора связи наделить правом не доставлять сообщения, от получения которых абонент отказался и блокировать массовые несанкционированные с оператором рассылки. Данный подход позволит абонентам избавиться от назойливой рекламы, но исключит риск недоставки важных массовых SMS оповещений, например, со стороны МЧС», — считает она.

Таким образом, новая законодательная инициатива призвана лишь усложнить жизнь операторам связи, которые и без того несут немалую финансовую ответственность. Достанется и абонентам, которых пытаются защитить. С них потребуют письменное подтверждение прав, которые в настоящее время реализуются по умолчанию.

интеллектуальная собственность, реклама

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности