print

Что сейчас происходит с маркировкой рекламы

В последнее время в СМИ практически нет информации о новых штрафах за отсутствие маркировки. Как обстоят дела – разговор с медиаюристом.

В медиа и до поправок в Закон о рекламе было довольно много спорных и непонятных юридических моментов, а с приходом в нашу жизнь маркировки и вопросов прибавилось, и работы стало сильно больше. Но в последнее время в публичном поле ничего не слышно о новых штрафах. Получается, всё устаканилось и про закон забыли?

Медиаменеджер Михаил Быстров поговорил с Михаилом Хохолковым, руководителем практики «Медиаправо» юридической фирмы INTELLECT, членом Экспертного консультативного совета по законодательству о рекламе УФАС по Свердловской области, экспертом рабочей группы по рекламе Аналитического центра при Правительстве РФ.

— Что сейчас происходит с законом о маркировке? Кого-то штрафуют или всё закончилось на Нижнем Новгороде и «Лисе»?

— Закон о маркировке рекламы никто не забыл. Сейчас совершенно точно известно о десятках дел по всей стране, ФАС рассматривает их регулярно. В основном всё заканчивается штрафами, но есть и единичные случаи прекращения дел.

Когда вступили в силу штрафы, всё комьюнити активно мониторило эти дела, наблюдало за базой решений ФАС, и поэтому складывалось впечатление, что в момент вступления в силу закона произошла пиковая нагрузка на ведомство. Это не так: дела как возбуждались, так и возбуждаются, просто ажиотаж уже немножко утих. Но опять же: если обратиться к базе решений ФАС, то увидим, что дела активно рассматриваются — и на Нижнем Новгороде и «Лисе», конечно же, ничего не остановилось.

У РКН нет такой же открытой базы дел, как у ФАС, поэтому о штрафах мы узнаём только от пострадавших.

Далеко не все публикуют подобные сведения, а у РКН нет публичной статистики по рассмотрению таких дел. Но совершенно точно они возбуждаются и заканчиваются штрафами. Например, есть дела, где возбуждение происходило по выявлениям чужих erid'ов в рекламе. Обращается бдительный гражданин и пишет: там-то была опубликована реклама, я проверил erid, и он принадлежит другому рекламодателю. Соответственно, РКН возбуждает дело и выносит решение. Но, повторюсь, анализировать эти дела так же, как дела ФАС, мы не можем, поскольку открытой базы данных у Роскомнадзора нет.

— У меня есть ощущение, что на закон все закрывают глаза и так и будет дальше, особенно в мелких медиа. Или это не так?

— Действительно, я встречаю рекламные посты без маркировки, но вряд ли можно утверждать, что на закон именно все закрывают глаза и так оно и будет. Нет, так не будет — просто под прицелом чаще оказываются средние медиа. У крупных процесс маркировки отчётности налажен, есть ресурсы для выделенных специалистов, поэтому там более-менее всё в порядке. А вот мелкие медиа, особенно в Telegram, особенно анонимные каналы, конечно, этим грешат. Есть случаи возбуждения дел с последующим их прекращением из-за невозможности установить администратора ТГ-канала.

Не сказать, что это история массовая, и не сказать, что РКН смирится с этой ситуацией и никак не будет реагировать. Просто найдут более действенный механизм, чем бегать и искать администратора канала. Например, можно запрашивать информацию о заключенных договорах у рекламодателя — ведь рекламодателя всегда можно установить по рекламному сообщению. А если рекламодатель не раскроет, с кем он заключил договор, у нас есть санкция по отсутствию erid со стороны рекламодателя. За это он тоже отвечает, и существует дополнительная ответственность за отсутствие договора на распространение рекламы.

На счёт новых составов за маркировку ещё не следует забывать. Пока я не встречал дел по нарушению порядка и сроков отчётности. Такие дела совершенно точно будут — просто ещё, видимо, не накопилась критическая масса, по которой можно делать какой-то вывод. Опять же, ещё неизвестно, насколько тщательно Роскомнадзор сравнивает переданные данные с реальными цифрами и сравнивает ли вообще. Тот автоматизированный поиск информации, который заложен в ЕРИР, — скорее всего, работает пока ещё не в полной мере, но, думаю, в ближайшее время такие дела совершенно точно будут.

Ну, и не забывайте: шутки шутками, но сейчас весна — период активности бдительных граждан.

Практика показывает, что именно в осенне-весенний период появляются жалобы на СМИ, на рекламу, в том числе неэтичную, и тому подобное. Можно ли это действительно связать со временем года или нет, точно неизвестно, но бдительные граждане никуда не делись. Я уже неоднократно получал сообщения, что с помощью подобных жалоб люди сводят счета с конкурентами.

Выводы Михаила Быстрова по итогам интервью

Выводы неутешительные. Я почему-то думал, что штрафы — это такая редко работающая палка надзирателя для регуляции неугодных. Получается, нет: штрафы довольно крупные, можно и бюджет пополнить.

Закон строится на кляузах, и это кошмар. Получается, люди вместо того, чтобы заниматься своими делами, зарабатывать деньги, любить, отдыхать и быть счастливыми, ищут, кто где в рекламе не поставил токен или поставил чужой (то есть ещё лезут в сервис, регистрируются и проверяют на валидность).

Удивительно. Я понимаю, когда реклама может кого-то оскорбить, тут хотя бы мотивы понятны. А так...

Источник: VC.RU

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

медиа, реклама

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности