RU   EN

print

БСК всыпала рознице

Компания взыскала с ритейлеров и поставщика компенсацию за продажу челябинского контрафакта.

10.01.2017 | КоммерсантЪ | Булат Баширов

Башкирская содовая компания (БСК, входит в группу «Башкирская химия») через арбитражный суд наказала местных ритейлеров за продажу соды челябинской фасовки. Суд установил, что иногородний производитель — Федеральная бакалейная компания (ФБК) — фасовал и поставлял в Башкирию продукцию в упаковке, дизайн которой до степени смешения походил на запатентованную упаковку БСК. С ФБК и трех стерлитамакских ритейлеров взыскано около 2 млн рублей компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак. Еще три розничных компании согласились выплатить компенсации добровольно.

Арбитражный суд Башкирии удовлетворил иск Башкирской содовой компании к челябинскому фасовщику продукции ООО «Федеральная бакалейная компания». Компания признана нарушившей исключительные права БСК на товарный знак и обязана выплатить содовой компании 349,13 тыс. руб. компенсации.

Суд установил, что в 2015 году ФБК поставила нескольким розничным операторам Стерлитамака свою продукцию — кальцинированную соду — под брендом «Регион торг». Товар был упакован в полиэтиленовые пакеты с полиграфическим оформлением, до степени смешения похожим на оранжево-желтую упаковку, запатентованную БСК в феврале 2015 года. Исключительные права на использование этого дизайна зарегистрированы до марта 2023 года. Продукция, которую суд признал контрафактной, как следует из материалов арбитражного дела, распространялась в нескольких розничных сетях Стерлитамака.

Нарушение было зафиксировано сотрудниками БСК, которые приобрели в местных сетях челябинскую продукцию, зафиксировали факт покупки товарными чеками и фотоматериалами. Соответчиками по иску кроме ФБК были привлечены компании «Натуральные продукты» и «Магазин №29 «Хозтовары» (развивают универсамы «Ярмарка»), а также ООО «Сапсан-регион». В суде их представители заявили, что не знали о нарушении поставщиком исключительных прав содовой компании. Но суд признал этот довод неубедительным, указав, что все ответчики работают в Стерлитамаке, где производится продукция БСК, имели возможность сопоставить дизайн продукции башкирского производителя с челябинским и проявить «необходимую степень осмотрительности».

Патентная экспертиза, проведенная Первой фирмой патентных поверенных в марте 2015 года, пришла к выводу, что словесные, изобразительные и комбинированные обозначения, используемые на упаковке ФБК, «сходны до степени смешения с товарным знаком АО «БСК» и ассоциируются с ним в целом». Согласно решению суда, «Натуральные продукты» должны выплатить БСК компенсацию в размере 788,13 тыс. руб., «Магазин №29 «Хозтовары» — 10 тыс. руб.,«Сапсан-регион» — 789,28 тыс. руб. Размер выплат определялся из двукратной стоимости проданной контрафактной продукции.

Содовая компания планировала предъявить претензии и другим стерлитамакским ритейлерам. Но позже с компаниями «Триумф», «Арбат» и «Продтовары» были заключены мировые соглашения, согласно которым каждая из них должна выплатить за нарушение авторских прав от 10 тыс. до 150 тыс. руб. компенсации.

В 2015 году, как сообщал "Ъ", БСК также жаловалась на челябинского поставщика и продавцов контрафакта в региональное управление ФАС РФ. В ходе этого разбирательства представитель Федеральной бакалейной компании заявил, что фасовал продукцию из сырья, предоставленного ООО «Торговый дом «Магия вкуса», и в его же упаковку. В свою очередь представители ТД «Магия вкуса» заявили, что уничтожили всю спорную продукцию и заказали новый дизайн упаковки. Действия фасовщика были признаны нарушением ФЗ «О защите конкуренции» в части запрета на продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.

БСК — монополист на рынке кальцинированной и пищевой соды в РФ, крупнейший производитель каустической соды и ПВХ. Образовано путем слияния компаний «Сода» и «Каустик». Контролирующим акционером являются компании группы «Башкирская химия», 38,27% голосующих акций принадлежит Башкирии.

Федеральная бакалейная компания образована в 2011 году в Челябинской области, в августе 2015 года официальная регистрация компании переведена в Самарскую область. ФБК принадлежит, по данным Kartoteka.ru, предпринимателю Андрею Карпову. Фасует продукцию под брендами «Регион торг», «Скороварочка», «Гастроном», «Смешарики», «Отличная кухня».

Представители ФБК и других ответчиков для комментариев вчера были недоступны. В приемной ФБК сообщили, что руководителей нет на месте. Мобильный телефон владельца сети «Ярмарка» Рамзи Габдуллина не отвечал.

«У нас украли товарный знак, мы обратились в суд и выиграли. В дальнейшем будем поступать также»,— заявили в Башкирской содовой компании.

Наш комментарий:

Анастасия Махнёва, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для газеты «КоммерсантЪ»:

Поставщикам и продавцам продукции, нарушившим исключительные права на товарный знак, не удается избежать наказания.

Поставщикам и продавцам продукции, нарушившим исключительные права на товарный знак, не удается избежать наказания независимо от того, догадывались ли они о нарушении или нет, отмечает партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Анастасия Махнёва. По ее мнению, содовая компания могла потребовать и большую сумму компенсации — до 5 млн руб. «Но суды крайне редко удовлетворяют такой размер выплат, только в случае серьезных нарушений. Поэтому оценка суммы компенсации от объема проданной продукции оправданна», — отметила эксперт.

Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

интеллектуальная собственность, конкуренция, споры по интеллектуальной собственности, товарные знаки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности