print

Важные изменения налогового законодательства

С 1 января 2024 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты.

На 2024 год утвержден достаточно жесткий план по перечислениям доходов в бюджет для ФНС – на 14% выше, чем в ушедшем 2023-м.

О наиболее значимых для бизнеса изменениях в сфере налогового законодательства рассказывает Дарья Куньщикова, ведущий юрист INTELLECT.

1. Доходы удалённых работников, проживающих за границей, теперь относятся к доходам от источников в РФ (НДФЛ 13% (15%))

Для организаций-работодателей подпунктом 6.2 п. 1 ст. 208 НК РФ вводится обязанность по уплате НДФЛ с доходов, выплачиваемых в пользу дистанционных сотрудников, которые работают за границей даже после утраты налогового резидентства РФ. Таким образом, все российские организации и подразделения иностранных компаний, зарегистрированные в РФ, должны исчислять и уплачивать за таких сотрудников НДФЛ по ставкам 13% и 15% (с доходов, превышающих 5 млн руб. за год).

Напомним, что до 2024 года вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, совершение действий за границей относилось к доходам, полученным от источников за пределами РФ. Таким образом, если трудовым договором было определено, что место работы сотрудника (как налогового резидента РФ, так и нерезидента) находится в иностранном государстве, его работодатель переставал выполнять функции налогового агента по НДФЛ в отношении доходов этого сотрудника в виде вознаграждения за работу.

Следует отметить, что лица, работающие за границей по договорам гражданско-правового характера, по-прежнему должны будут уплачивать НДФЛ самостоятельно и только при наличии у них статуса налогового резидента РФ.

2. Введение налога у источника на любые услуги и работы, оказываемые иностранными взаимозависимыми компаниями, в размере 15%

Доходы иностранных компаний от работ и услуг, которые они оказывают взаимозависимым с ними российским компаниям, теперь будут облагаться налогом у источника по ставке 15% (подп. 4 п. 2 ст. 284 НК РФ).

Эти нововведения означают, что в России придется уплачивать налог при оплате работ и услуг иностранным компаниям группы, если невозможно применить льготы по налоговым соглашениям (соглашения с «недружественными» странами Россия приостановила в 2023 году, а с 1 января денонсированы соглашения с Латвией и Данией). Если же льготы по налогу у источника по-прежнему применимы, то необходимо будет получать от иностранных контрагентов сертификаты резидентства и подтверждения фактического права на доход (ФПД).

3. Прекращает свое действие льготный период в части начисления пени на сумму налоговой задолженности

По правилам НК РФ пени начисляются за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ с суммы задолженности в первые 30 дней. Начиная с 31-го дня просрочки начисление производится исходя из 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ.

Однако с 9 марта 2022 г. по 31 декабря 2023 г. действовал льготный период начисления пени ввиду повышения в феврале 2022 г. ключевой ставки ЦБ РФ до 20%. Расчет пени за весь период времени производился исходя из 1/300 действующей в текущем периоде ключевой ставки ЦБ, умноженной на сумму задолженности и количество дней просрочки.

Следовательно, с 2024 года размер начисляемых пени увеличивается не менее чем в два раза по сравнению с их показателем 2023 года (в зависимости от размера ключевой ставки ЦБ РФ). Напомним, что с 18 декабря 2023 г. она составляет 16%.

4. Использование медианного значения в рамках проверки цен по сделкам с взаимозависимыми лицами со стороны ФНС России

Ранее при доначислениях по сделкам между взаимозависимыми лицами ФНС России использовалось максимальное или минимальное значение интервала рыночных цен.

С 1 января 2024 года введено понятие медианного значения интервала рыночных цен для корректировки налоговой базы в случае применения нерыночных цен по сделкам с взаимозависимыми лицами (подп. 3 п. 4 ст. 105.9 НК РФ). Применение данного значения проверяющими возможно, если его использование не приведет к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате, или увеличению суммы убытка.

Использование медианного значения с высокой долей вероятности приведет к увеличению суммы доначислений.

В то же время налогоплательщикам, самостоятельно осуществляющим корректировку, предоставлено право применять цены в пределах интервала рыночных цен/рентабельности.

Отметим, что нововведения будут касаться сделок, осуществленных после 1 января 2024 года.

5. Увеличивается размер штрафов за нарушения налогового законодательства в сфере трансфертного ценообразования

В 2022-2023 годах российский бизнес, выстраивая заново «логистические цепочки», обзавёлся фирмами-посредниками в различных юрисдикциях, и в 2024 году ФНС будет обращать особое внимание на цены в сделках с такими иностранными фирмами.

Значимым источником пополнения бюджета становятся штрафы, размер которых заметно увеличивается.

Так, занижение налогоплательщиком сумм налога в результате искажения цен в контролируемых сделках с 2024 года влечет взыскание штрафа в размере 100% от неуплаченной суммы налога, но не менее 500 тыс. руб. До 2024 года штраф взимался в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб. (п. 1 ст. 129.3 НК РФ).

Согласно ст. 129.4 НК РФ, с 2024 года непредставление в установленный срок в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках влечет взыскание штрафа в размере 100 тыс. руб. (напомним, что ранее размер санкции составлял 5 тыс. руб.).

Определены также размеры штрафов при непредставлении документации в отношении международной группы компаний:

  • штраф за непредставление уведомления об участии в международных группах компаний увеличен с 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. за каждый факт нарушения (ст. 129.9 НК РФ);
  • штраф за непредставление странового отчета размер увеличен со 100 тыс. руб. до 1 млн руб. (ст. 129.10 НК РФ);
  • штраф за непредставление национальной или глобальной документации увеличен со 100 тыс. руб. до 1 млн руб. (п. 1, 2 ст. 129.11 НК РФ);
  • штраф за непредставление документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) установлен в размере 500 тыс. руб. (п. 3 ст. 129.11 НК РФ);
  • штраф за непредставление в установленный срок сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний, финансовой отчетности участника международной группы компаний установлен в размере 1 млн руб. (п. 4 ст. 129.11 НК РФ).

6. Расширяется перечень лиц, которые могут признаваться взаимозависимыми

Часть 2 ст. 105.1 НК РФ дополнена сразу несколькими разновидностями взаимозависимых лиц:

  • организации в случае, если признаются взаимозависимыми физлица из данных организаций, имеющие доли участия в них более 25%, а также полномочия по назначению единоличного исполнительного органа организации или по назначению не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (пп. 12 п. 2 ст. 105.1 НК РФ),
  • контролирующее лицо и контролируемая иностранная компания (пп. 13 п. 2 ст. 105.1 НК РФ),
  • контролируемые иностранные компании, если они имеют одно и то же контролирующее лицо (пп. 14 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Также следует отметить, что с нового года расширен перечень сделок, не признаваемых контролируемыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

На 2024 год утвержден достаточно жесткий план по перечислениям доходов в бюджет для ФНС – на 14% выше, чем в ушедшем 2023-м. При этом принято решение не повышать основные налоги: упор будет сделан на администрирование. Это означает, что компаниям нужно быть готовыми к регулярному получению требований в рамках предпроверочного анализа.

Эксперты INTELLECT готовы обсудить вашу ситуацию и ответить на возникшие вопросы, а также оказать иную юридическую помощь.

Материал подготовлен специально для сайта INTELLECT

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

налоговое планирование, налоговое право, налоговые проверки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности