RU   EN

print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Подключиться к электросети стало проще?

Российское правительство изменило порядок технологического присоединения к электросетям.

Елисеев Иван Сергеевич

Елисеев Иван Сергеевич
Руководитель практики (не работает)


Законодательство в сфере электроэнергетики, также как и сама отрасль, переживает эпоху реформирования. Среди последних новостей — изменение порядка технологического присоединения к электросетям. 5 мая 2009 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям» от 21.04.2009 №334.

Стало ли проще для потребителя подключиться к электросетям? На первый взгляд, вопрос может показаться риторическим, ведь даже из названия постановления Правительства становится очевидна его пропотребительская направленность. Однако мы считаем, что данное постановление предоставляет потребителю услуг по технологическому присоединению не так много выгод, как кажется...

Выбор сетевой компании

Постановлением Правительства введены довольно прогрессивные положения, касающиеся информации, подлежащей раскрытию любой сетевой компанией по запросу потребителя. Это необходимо для того, чтобы потребитель смог сравнить поставщиков услуг по передаче электрической энергии и выбрать наиболее подходящую компанию, проверить правомерность ее требований при заключении и исполнении договора с ним.

На практике в силу того, что старые стандарты раскрытия информации были «беззубыми», сетевые компании безнаказанно могли не раскрывать или подтасовывать информацию о наличии возможности для присоединения, необходимости тех или иных мероприятий для его осуществления, а также других важных фактах. Доказывать недостоверность такой информации было весьма затруднительно.

Теперь же контролирующие органы (Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам) обзавелись довольно грозным оружием для борьбы с сокрытием и предоставлением неверной информации. В Кодекс РФ об административных правонарушениях внесена статья 19.8.1, предусматривающая за такие действия штрафы для должностных лиц от 5 до 20 тысяч рублей, для организаций — от 100 до 500 тысяч рублей. Более того, если должностное лицо, ответственное за предоставление и раскрытие информации, ранее привлекалось к ответственности за данное правонарушение, ему грозит дисквалификация от одного до трех лет.

Возможность всегда есть?

Новые правила технологического присоединения к электросетям содержат яркий пример «заботы» о правах потребителей. Устанавливается, что для присоединения мелких потребителей не имеет значения факт наличия либо отсутствия возможности технологического присоединения. Однако юрист, сославшись на Гражданский кодекс, должен сделать однозначный вывод: данное правило подключения — пример ни к чему не обязывающего популизма. Ведь п.3 ст.426 ГК РФ гласит, что коммерческая организация вправе отказать в заключении договора при отсутствии возможности выполнить работы. Если обязательство невозможно исполнить даже в случае, когда договор заключен, его судьба не будет долгой в силу ст.416 ГК РФ, которая предусматривает прекращение обязательства в силу невозможности его исполнения.

Сначала энергия — затем бумаги

Еще одно серьезное изменение коснулось процедуры технологического присоединения: теперь подача напряжения на устройство стала обязательной стадией процесса технологического присоединения, после которой составляется акт о технологическом присоединении, акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Однако законным основанием подачи напряжения на энергоустановку может служить только договор на энергоснабжение или на куплю-продажу с гарантирующим поставщиком или иной энергосбытовой компанией. Они же вряд ли заключат соответствующий договор до предоставления им актов о технологическом присоединении и разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. В этом случае законно подать энергию невозможно.

Сделав это, сетевая компания будет вынуждена компенсировать энергосбытовой компании соответствующий объем электрической энергии, который называется потерями электрической энергии (согласно Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики).

Как подается заявка на присоединение?

1. Для заключения договора потребитель должен направить заявку в ближайшую для него сетевую компанию, если, конечно, он не желает рассчитаться по индивидуальному проекту.

Если рядом с объектом заявителя в пределах 300 метров есть энергообъекты нескольких сетевых организаций, то заявитель вправе подать заявку в любую из них. Обычный потребитель (потребление энергии свыше 100 кВт) может подать несколько заявок одновременно. Мелкий потребитель (потребление энергии до 100 кВт) вправе подать заявку только в одну сетевую компанию. Если мелкий потребитель хочет получать энергию от двух источников питания, находящихся в собственности разных сетевых компаний, то он подает несколько заявок. Но при этом он обязан уведомить о данном факте в течение 3-х рабочих дней каждую сетевую компанию. Правда, последствия нарушения данной нормы в законе не установлены.

2. Заявитель имеет право подать запрос в орган местного самоуправления в целях определения ближайшей к нему сетевой компании. Ответ на данный вопрос не должен занять у соответствующего органа более 15 дней. Раньше получить информацию о близлежащих сетях можно было только в случае реконструкции объекта капитального строительства. К сожалению, несмотря на прогрессивность данной нормы, она может оказаться мертворожденной: качество работы органов местного самоуправления по выполнению функции в сфере обеспечения надежного энергоснабжения оставляет желать лучшего.

3. Требование к содержанию заявки на присоединение, а также список прилагаемых документов несколько расширился. Разумеется, это будет использовано против неугодных потребителей, чье присоединение экономически невыгодно. В большей степени это касается потребителей до 100 кВт, которым необходимо предоставить модульные схемы, утвержденные Министерством энергетики РФ (на настоящий момент соответствующий акт министерства отсутствует).

4. В ответ на заявку сетевая организация обязана направить мелкому (до 100 кВт) потребителю подписанный проект договора и технических условий, более крупному (свыше 100 кВт) — проект договора и технических условий, крупному же (более 750 кВА) — только проект договора. Следует отметить ущемление прав крупных потребителей: по сути, перед подписанием проекта договора они не уведомлены о перечне мероприятий, которые они обязаны будут осуществить согласно техническим условиям.

Довольно интересное правило предусмотрено для заявителей до 750 кВА: технические условия последним должны выдаваться бесплатно. Однако эта норма оказывается бесполезной в случае принятия до вступления в силу Новых правил тарифных решений, которые учитывают расходы на подготовку и выдачу технических условий, что является повсеместной практикой.

5. Если потребитель не направил ответ на проект договора в течение 30 дней, его заявка и технические условия аннулируются.

6. Заявители менее 750 кВА, по новым правилам, выполняют мероприятия по присоединению только в рамках границ своих земельных участков, все остальное обязана осуществить сетевая организация. Однако никто не мешает сетевой компании возложить расходы по подключению на потребителя, перенеся значительные объемы сетевого строительства в пределы границ участка заявителя, которые к тому же часто и не определены.

7. Значительно ухудшилось положение мелких потребителей до 15 кВт. В частности, льготные ставки платы 550 рублей за одно присоединение вправе требовать только те заявители, чьи энергопринимающие устройства расположены на расстоянии 300 (для сельской местности 500) метров от энергетических объектов сетевой компании.

Если нет документов на ваш объект...

Что делать потребителю, если он утратил документацию об энергоснабжении объекта? Новые правила более детально прописали обязанности владельца объекта сетевого хозяйства на этот случай. Теперь, если происходит утрата технических условий на строящийся или готовый объект, сетевая компания обязана предоставить соответствующему лицу дубликат таких условий. При невозможности выдать дубликат, сетевая компания должна выдать новые условия, для определения которых используются данные о фактически использованной мощности либо иные документы, подтверждающие максимальную мощность присоединенных энергоустановок. Естественно, заявителю, утратившему документы, довольно сложно будет спорить с величинами мощности, установленными сетевой организацией. Данный вопрос также оставлен на откуп судам и иным органам, компетентным в сфере отношений по присоединению к электрическим сетям.

Дубликаты выданных технических условий должны храниться в течение 30 лет, однако без дополнительных механизмов, обеспечивающих хранение данной информации, вряд ли удастся обеспечить интересы потребителей, утративших документацию об энергоснабжении объекта.

Малые предприятия платят меньше?

Если технологическое присоединение объекта требует строительства или реконструкции объекта электросетевого хозяйства, не учтенного в инвестиционной программе сетевой организации, она обязана обратиться в уполномоченный орган регулирования для определения платы по индивидуальному проекту. Заявитель в такой ситуации вправе оплатить и присоединиться к сетям либо отказаться от заключения договора. Однако потребители до 100 кВт присоединяются к сетям классов напряжения до 20 кВт без взимания индивидуально рассчитанной платы на основании общих тарифных ставок.

Естественно, что в такой ситуации сетевая компания понесет дополнительные расходы, и сделает это за счет платы за услуги по передаче либо иных средств, отвлечение которых из ее бюджета явно не предусматривалось. Думается, что все перечисленное заставит сетевые организации затягивать процедуры заключения и исполнения договора по формальным основаниям, которых с новыми правилами значительно прибавилось.

Электросетевая компания — тоже потребитель

Новые правила исправили существовавший недочет, более четко определив порядок взаимодействия в процессе технологического присоединения не только потребителей с сетевыми компаниями, но также и последних друг с другом.

Во-первых, определены специфические основания для инициации процесса технологического присоединения: увеличение или превышение максимальной мощности установок потребителей, превышающей значения в актах разграничения балансовой принадлежности между сетевыми организациями. А именно сетевые организации и потребители электрической энергии платят в результате изменения максимальной и присоединенной либо только присоединенной мощности соответственно, что может быть не совсем справедливо.

Еще одна проблема состоит в том, что довольно распространена практика закрепления не максимальной (технологический максимум потребления электроприемника), а разрешенной мощности (максимум потребления, установленный соглашением сторон). Последняя не имеет четкой и объективной законодательной дефиниции и правил ее применения, что вполне естественно приведет к волне споров между сетевыми организациями.

Во-вторых, определена обязанность сетевой организации уведомлять вышестоящие организации:

  • об объеме присоединенной (максимальной) мощности к своим сетевым объектам на 1-е число месяца, следующего за кварталом (срок представления указанных сведений составляет 10 рабочих дней начиная с 1-го числа месяца, следующего за кварталом);
  • о суммарной максимальной мощности за прошедший квартал согласно заявкам потребителей и заключенным договорам на технологическое присоединение за прошедший квартал (срок представления указанных сведений составляет 20 рабочих дней начиная с 1-го числа месяца, следующего за кварталом);
  • об указанных данных, полученных от других смежных организаций, с указанием их центра питания (срок представления указанных сведений составляет 20 дней с даты поступления данных от смежных организаций).

Получив эту информацию вышестоящая организация узнает, существуют ли основания для технологического присоединения нижестоящей сети к ее энергобъектам.

Как продать ненужную мощность или вернуть деньги, уплаченные за нее?

Довольно интересно в новых правилах присоединения сформулированы нормы о перераспределении присоединенной мощности.

Теперь любой заявитель от 15 кВт, присоединенный до 1 января 2009 года, за редким исключением, вправе заключить, по сути дела, непоименованный в законе договор. Над природой этого договора предстоит поломать голову как теоретикам, так и практикам.

Суть его заключается в том, что потребитель вправе, уменьшив потребляемую им мощность, передать права на ее избыток другому потребителю в целях сокращения расходов последнего на технологическое присоединение новой либо дополнительной мощности. Те же правила могут быть применены и при присоединении к объекту сетевого хозяйства, питающегося от энергоустановок сетевой компании.

Основной проблемой таких отношений для потребителя станет цена вопроса: если услуги сетевой компании определит регулирующий орган, стоимость уступаемой мощности вряд ли будет ограничена разумными пределами.

Заявитель от 15 до 100 кВт, чье подключение будет осуществлено после 1 января 2009 года, вправе в течение 5 лет с этого момента потребовать возврата платы за технологическое присоединение в размере неиспользованной им мощности. Сетевая компания обязана в этом случае вернуть требуемые средства в течение 15 рабочих дней с момента переоформления документов о новых характеристиках присоединения.

Объем невостребованной присоединенной мощности определяется потребителем самостоятельно, однако сетевая организация вправе проверить достоверность данных заявителя. К сожалению, более четких правил определения невостребованной мощности комментируемый акт не содержит, что опять-таки вероятнее всего приведет к затягиванию данного процесса со стороны сетевой организации.

В заключение хотелось бы добавить, что несмотря на революцию в порядке технологического присоединения, его эволюция в юридико-техническом плане весьма незначительна.

Многие проблемы, в частности, определение базы установления платы за технологическое присоединение (максимальная, присоединенная, заявленная потребителем мощность) остались неразрешенными, а многие другие возникли в новом ракурсе. Защищая интересы только одной стороны отношений, законодатель, по сути дела, приводит к обратной ситуации. Ведь создавая для субъектов естественной монополии (для сетевых организаций) пропотребительские условия деятельности, необходимо не только это поддерживать обязывающими нормами, но и нормами, стимулирующими клиентоориентированное поведение монополиста. А это проделано не было.

Анализ новых правил присоединения позволяет сделать вполне обоснованный вывод: присоединиться к сетям стало проще de jure, однако de facto все может оказаться наоборот.

Стоит надеяться, что уже готовящиеся новые изменения в правила технологического присоединения будут исходить из сбалансированной стратегии регулирования.

Статья опубликована в журнале "ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС", №14/2009

недвижимость, энергетика

Похожие материалы

Юридические услуги
Коллекторские услуги

Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Патентные услуги
Регистрационные услуги      

Политика информационной безопасности