print

Кредитное мошенничество: позиции судов

Взыскание банками средств по кредитным договорам, заключенным с использованием чужих персональных данных: тенденции судебной практики.

Неправомерное использование персональных данных в различных мошеннических схемах – уже обыденность. Все чаще огласке предаются случаи оформления займа на сайтах банков и микрофинансовых организаций на имя человека, который об этом даже не подозревает. Дистанционная процедура по получению займа настолько проста, что для заключения кредитного договора не требуется никаких сведений, кроме паспортных данных. И злоумышленникам это, безусловно, на руку. Как правило, гражданин узнает о таком кредите при получении судебного приказа или, что хуже, при наложении приставом арестов на счета в ходе исполнительного производства.

Статистика случаев мошенничества с использованием персональных данных российских граждан неутешительна. По официальным данным Банка России, в 2022 году клиентам кредитных организаций возвратили 4,4% (618,4 млн руб.) от всего объема операций по переводу денежных средств, совершенных без согласия клиентов, что является каплей в море. За 2023 год полная статистика отсутствует, однако ЦБ указал, что в апреле-июне злоумышленники совершили 279,7 тыс. операций без согласия клиентов на сумму 3,6 млрд рублей. Об актуальности темы свидетельствуют и действия законодателя, направленные на ужесточение административной ответственности за массовую утечку персональных данных.

До недавнего времени в правоприменительной практике существовала неопределенность в подходах к решению проблем, вызванных ситуацией несовпадения «юридического» и «фактического» заемщика, когда кредит был оформлен неизвестным лицом с использованием персональных данных третьего лица. Суды, в основном, вставали на сторону банков, указывая потребителям на необходимость самостоятельно заботиться о безопасности своих персональных данных.

Переломным моментом стало вынесение Конституционным Судом РФ Определения от 13.10.2022 №2669-О. КС высказал позицию, согласно которой при разрешении споров о банковском мошенничестве особому исследованию подлежит добросовестность и осмотрительность самих банков – и именно банкам следует принимать повышенные меры предосторожности при дистанционном оформлении кредита.

Выводы Конституционного Суда поддержал Верховный Суд. В Определении от 17.01.2023 №5-КГ22-121-К2 ВС подчеркнул, что кредитная организация должна в первую очередь учитывать интересы потребителя и обеспечивать безопасность дистанционного предоставления услуг. Кроме того, отметил ВС, упрощенный порядок предоставления потребительского кредита и распоряжения кредитными средствами противоречит действующему законодательству.

С лета 2023 года начала формироваться единообразная судебная практика. Теперь суды:

  • уделяют особое внимание процедурам оформления потребительского займа и идентификации потенциального заемщика, срокам оформления займа от регистрации до момента фактического предоставления, проверке принадлежности заемщику номеров телефонов и банковских карт, на которые переведены денежные средства. В ряде решений в обоснование отсутствия факта заключения договора займа суды указывали, что ни номер телефона (указанный в анкете заемщика), ни банковская карта (на которую были перечислены денежные средства) не принадлежат лицу, на чье имя был оформлен кредит (Решения Солецкого районного суда Новгородской области от 24.08.2023 по делу №2-656/2023; Дзержинского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 15.08.2023 по делу №2-1816/2023);
  • анализируют действия банков с точки зрения добросовестности и осмотрительности: «Оформляя займы указанным способом, Банк или МФК несет риск предоставления заявления фактически не лицом, обладающим указанными в заявлении данными, а иными лицами» (Решения Верхнекамского районного суда Кировской области от 19.09.2023 по делу №2-376/2023; Верхнекамского районного суда Кировской области от 30.08.2023 по делу № -442/2023).

Банки являются более профессиональной и сильной стороной в правоотношениях с заемщиками, поэтому видится логичным, что именно они обязаны обеспечить безопасность средств клиентов. Предполагаем, что складывающаяся судебная практика побудит кредитные организации использовать расширенную систему контроля при идентификации личности заемщика и станет стимулом для усовершенствования системы информационной безопасности. В любом случае тенденция защищать лиц, чьи персональные данные были использованы в мошеннических схемах, не может не радовать.

Источник: материал Кристины Лисициной, INTELLECT, в газете «ЭЖ-Юрист»

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

банковское право, персональные данные

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности