RU   EN

print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

О гарантиях соблюдения прав налогоплательщика

О процессуальных гарантиях при рассмотрении жалоб налогоплательщиков и материалов налоговой проверки вышестоящим налоговым органом.

Тезисы доклада, представленного на XIII Уральском профессиональном Налоговом форуме, который проходил в Екатеринбурге 7 октября 2008 года.

1. До 01 января 2009 года обжалование решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий орган до обращения в суд – не обязательно.

С 01 января 2009 года обжалование указанных решений в суд возможно только после предварительного обращения в вышестоящий налоговый орган (фактически закон установил для этого случая обязательный досудебный порядок).

Однако обязательный досудебный порядок установлен только для двух указанных в законе решений (о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), в отношении остальных решений налогового органа, а также действий налогового органа и его бездействия, обязательное обращение в вышестоящий налоговый орган законом не установлено.

Тем не менее, на практике до 80  решений налоговых органов, которые затрагивают права налогоплательщиков и обжалуются ими в суд, – это именно решения о привлечении к налоговой ответственности (по результатам выездных или камеральных налоговых проверок).

Поэтому с 01 января 2009 года важность и значение для налогоплательщиков обжалования решений налогового органа в вышестоящий налоговый орган безусловно возрастет.

2. До 01 января 2009 года обжалование решений налоговых органов в вышестоящий орган целесообразно в следующих случаях:

  • при наличии в решении нижестоящего налогового органа о привлечении к налоговой ответственности очевидных ошибок (арифметических или фактических) либо очевидно неправильного применения закона;
  • при необходимости искусственно затянуть переход к принудительному взысканию доначисленных сумм налога, пени и штрафов (поскольку до утверждения решения нижестоящего налогового органа вышестоящим оно не считается вступившим в силу, соответственно, до вступления решения в силу не выставляются требования об уплате налога, не принимаются меры по принудительному взысканию задолженности – ст.46-48 НК РФ).

На практике обращение в вышестоящий налоговый орган бесполезно в случае спора об обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды (споров о «добросовестности» налогоплательщика).

3. Процедура обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения определяется статьями 101.2, 139-141 НК РФ.

4. Главная проблема применительно к рассмотрению жалоб и материалов налоговой проверки вышестоящим налоговым органом – отсутствие четкого и подробного правового регулирования процедуры рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом.

5. Закон устанавливает следующие правила для подачи жалоб налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган:

5.1. Апелляционная жалоба на не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается в срок не позднее 10 (рабочих) дней с момента вручения решения.

Жалоба на вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Жалоба (не апелляционная) на все иные решения, действия и бездействие налогового органа подается в течение 3-х месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Проблема: в случае пропуска трехмесячного срока на подачу «обычной» жалобы по уважительным причинам срок на обжалование может быть восстановлен (абз.2 п.2 ст.137 НК РФ), возможности восстановления пропущенного десятидневного срока на подачу апелляционной жалобы, а также годичного срока на обжалование вступившего в силу решения налогового органа, закон прямо не устанавливает.

5.2. Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение 3-х дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (абз.2 п.3 ст.139 НК РФ). «Обычная» (не апелляционная) жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

5.3. Решение налогового органа по жалобе принимается в течение 1-го месяца со дня ее получения – это единый срок для рассмотрения любых жалоб налогоплательщиков. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней (п.3 ст.140 НК РФ).

5.4. По итогам рассмотрения жалобы (как «обычной», так и апелляционной) налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе (абз.1 и 2 п.2 ст.140 НК РФ):

  • оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
  • отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

5.5. О принятом решении в течение 3-х дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п.3 ст.140 НК РФ).

В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение 3-х дней со дня вступления в силу соответствующего решения (п.2 ст.101.3 НК РФ).

5.6. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ (п.1 ст.141 НК РФ).

В настоящее время единственный случай обязательного приостановления исполнения обжалуемого решения – подача апелляционной жалобы на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.1 ст.101.3 НК РФ).

6. Закон предусматривает процедуру рассмотрения обращения налогоплательщика, но не предусматривает гарантии соблюдения прав налогоплательщиков. Принципиальные недостатки закона:

6.1. Вышестоящий налоговый орган не обязан уведомлять налогоплательщика о дате и времени рассмотрения его жалобы и обеспечивать ему возможность присутствовать при рассмотрении жалобы.

Соответственно, налогоплательщик лишен возможности участвовать в рассмотрении своей жалобы, представлять документы, давать пояснения, заявлять ходатайства (например, о проведении экспертиз, о допросе свидетелей) и реализовывать иные процессуальные гарантии, аналогичные тем, которые представляются ему при рассмотрении акта проверки и материалов налоговой проверки налоговым органом (ст.101 НК РФ).

6.2. Никак не урегулирован законом порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) налогоплательщика – в сравнении с процедурой рассмотрения акта проверки и материалов налоговой проверки нижестоящим налоговым органом (ст.101 НК РФ).

6.3. Никак не урегулированы законом случаи и основания приостановления вышестоящим налоговым органом обжалуемого решения нижестоящего налогового органа.

Теоретически, по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения (п.4 ст.101.2 НК РФ).

Эта норма дополняется правилом п.2 ст.141 НК РФ: если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия.

Однако право вышестоящего налогового органа приостановить исполнение обжалуемого акта нижестоящего налогового органа никак не конкретизировано, это право налогового органа, реализуемое им исключительно по своему усмотрению.

6.4. Налоговым кодексом РФ никак не урегулирован порядок обжалования решения УФНС по субъекту РФ в вышестоящий налоговый орган – в ФНС РФ.

7. Общий вывод: закон устанавливает только общую процедуру рассмотрения обращения налогоплательщика, но не предусматривает вообще никаких гарантий соблюдения прав налогоплательщиков.

В настоящее время, пока обращение в вышестоящий налоговый орган не является обязательным, такое положение компенсируется возможностью непосредственной защиты прав налогоплательщика в суде.

Однако с 01 января 2009 года, когда до обращения в суд налогоплательщик обязан будет предварительно обратиться в вышестоящий налоговый орган, существующий (а реально – отсутствующий) уровень гарантий прав налогоплательщика при рассмотрении его жалобы вышестоящим налоговым органом станет недопустимо низким.

налоговое право, налоговые проверки, налоговые споры

Похожие материалы

Юридические услуги
Коллекторские услуги

Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Патентные услуги
Регистрационные услуги      

Политика информационной безопасности