RU   EN

print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

159-ФЗ: о выкупе арендованного имущества

Юридическая консультация в помощь малому и среднему бизнесу.

Юристы ИНТЕЛЛЕКТ-С считают, что муниципалитеты будут всеми способами уклоняться от продажи субъектам малого и среднего бизнеса арендуемых ими помещений. В целях содействия в реализации права малого бизнеса на выкуп арендуемых помещений ИНТЕЛЛЕКТ-С подготовил нижеследующее заключение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ от 08 января 2009 года
о порядке применения Федерального закона от 22 июля 2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

При применении данного закона необходимо учитывать следующее:

1. Смысл Федерального закона №159-ФЗ в том, что при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком.

Внимание: Федеральный закон №159-ФЗ действует до 01 июля 2010 года, после указанной даты приобретение имущества по указанной ниже процедуре невозможно.

2. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  • для юридических лиц - суммарная доля участия государства (муниципалитета) либо любых организаций (включая иностранные) и иностранных физических лиц в уставном (складочном) капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25%. При этом доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 250 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (на 2008 год: микропредприятия - 60 млн рублей; малые предприятия - 400 млн рублей; средние предприятия - 1000 млн рублей).

3. Федеральный закон № 159-ФЗ не распространяется на:

  • федеральное имущество;
  • недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество субъекта РФ и муниципалитета, включенное в Перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП.

Отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего государственному или муниципальному унитарному предприятию и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, возможно, но является правом субъекта РФ (муниципалитета).

4. Основания реализации права на преимущественный выкуп арендуемых помещений субъектами малого и среднего предпринимательства:

  • арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании субъектов МСП непрерывно в течение 3-х и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (закон вступил в силу 05 августа 2008 года) в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
  • арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение 3-х и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
  • площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов РФ предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности (в Свердловской области предельное значение площади - 2 000 кв.м.);
  • арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

5. Имущество, включенное в Перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество (ч.4 ст.18 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Конкретные перечни утверждаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, порядок формирования перечней (критерии включения имущества в перечень) устанавливаются, соответственно, нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (ни в самой Свердловской области, ни в муниципальных образованиях на территории Свердловской области такие перечни, ни даже критерии их формирования до настоящего момента не приняты).

Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

6. Общий порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемых помещений:

  • орган государственной власти субъектов РФ или орган местного самоуправления предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов-субъектов МСП на приобретение арендуемого имущества;
  • уполномоченные органы власти в течение 10 дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства - копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение), а также проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества и договоров о его залоге;
  • при согласии субъекта МСП на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение 30 дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проектов договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге (при условии наличия заявления субъекта МСП о соответствии его условиям отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства);
  • оплата выкупаемого помещения производится - по выбору субъекта МСП - единовременно или в рассрочку (рассрочка не может быть более срока, установленного субъектом РФ, в Свердловской области установлен предельный срок рассрочки - 5 лет);
  • при оплате помещения в рассрочку обязательно заключение договора залога выкупаемых помещений, кроме того, на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества (например, на момент написания данного Заключения ставка ЦБ РФ - 13% годовых).

7. Специальный порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемых помещений (ст.9 Федерального закона №159-ФЗ) - вступает в силу с 01 января 2009 года:

Субъект МСП (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов МСП и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

При получении заявления уполномоченные органы обязаны:

  • обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, в двухмесячный срок с даты получения заявления;
  • принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
  • направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

8. Право субъекта МСП на преимущественный выкуп арендованных помещений прекращается:

  • с момента отказа субъекта МСП от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества и (или) договора о залоге имущества, приобретаемого в рассрочку;
  • по истечении 30 дней со дня получения субъектом МСП предложения и (или) проектов договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в случае, если эти договоры не подписаны субъектом малого или среднего предпринимательства в указанный срок;
  • с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом МСП.

То есть фактически право субъекта МСП на выкуп арендуемого им помещения является однократным (в отношении каждого помещения) и может быть реализовано только в случае дачи согласия на выкуп в течение 30 дней с момента получения от собственника помещения предложения и (или) проектов договора купли-продажи арендуемого имущества.

9. Возможности для воспрепятствования реализации субъектами МСП права на преимущественный выкуп арендуемых помещений достаточно многочисленны.

Поскольку субъекты РФ и муниципалитеты не заинтересованы в продаже помещений субъектам МСП, по нашему мнению, на практике эти органы постараются максимально затруднить и затянуть реализацию Федерального закона №159-ФЗ:

9.1. формально законными способами:

  • не принимая решений об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, поскольку конкретный срок для принятия таких решений законодательством не установлен;
  • включая в Перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (п.5 данного Заключения) максимальное количество имущества, поскольку порядок формирования таких перечней и критерии включения имущества в перечень законодательством не установлены;

9.2. незаконными способами:

  • не направляя арендаторам - субъектам МСП - копии решения о приватизации имущества и (или) предложений о заключении договоров купли-продажи имущества;
  • не реагируя на заявление субъекта МСП о соответствии условиям отнесения к категории субъектов МСП и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
  • уклоняясь (по любым мотивам) от заключения договора купли-продажи имущества либо отказывая (по любым формальным надуманным мотивам) в реализации права субъекта СМП.

Например, условием для выкупа является перечисление арендной платы за аренду имущества «надлежащим образом в течение 3-х и более лет». При такой формулировке муниципалитет может формально отказать в реализации права на выкуп помещения при просрочке оплаты арендной платы по договору за любой месяц даже на один день.

10. Защита прав субъектов МСП возможна следующими способами:

  • Отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества могут быть обжалованы в арбитражном суде.

    Срок обращения в арбитражный суд - не позднее 3 (трех) месяцев с момента, когда субъект МСП узнал о нарушении своих прав (п.4 ст.198 АПК РФ).

  • В случае продажи арендуемого имущества с нарушением преимущественного права на его приобретение (то есть не субъекту СМП, а иному лицу) субъект МСП, в течение 2-х месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о таком нарушении в отношении арендуемого имущества, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя в судебном порядке (ч.2 ст.6 Федерального закона №159-ФЗ).

недвижимость, приватизация, споры по недвижимости

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности