RU   EN

print

Закон о деофшоризации подписан президентом РФ

25 ноября Владимир Путин подписал «антиофшорный» закон, который обязывает налогоплательщиков сообщать об участии в иностранных компаниях.

25.11.2014 | Сейчас.ру | Андрей Гэу

Закон был принят Госдумой 18 ноября и одобрен Советом федерации 19 ноября. Ознакомиться с его положениями можно на официальном портале правовой информации.

Закон вводит новые понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо». Таковые будут обязаны извещать налоговые органы о своем участии в капитале контролируемых компаний, а также декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль таких компаний. Контролирующим признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в иностранной организации составит в 2015 году более 50%, с 2016 года - 25%. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 году 50 млн руб., в 2016 году - 30 млн руб., после 2017 года - 10 млн руб.

За непредставление сведений о контролируемой иностранной компании, либо представление недостоверных сведений предусмотрен штраф в размере 100 тысяч рублей по каждому предприятию. В случае непредставления сведений о себе как контролирующем лице либо представлении недостоверных сведений штраф составит 50 тыс. руб. по каждой компании.

Наш комментарий:

Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для бизнес-издания Сейчас.ру:

Антиофшорный закон выполняет важную для государства функцию - позволяет легально выявлять иностранные активы, контролируемые российским бизнесом, и при необходимости предъявлять адресные претензии конкретным российским владельцам этих активов.

Речкин Роман, старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С

Насколько существенным будет увеличение денежных поступлений от налогов?

Увеличение налоговых поступлений в российский бюджет с доходов иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами, особо существенным не будет. Связано это с тем, что у фискальных органов в настоящее время нет ни намерения, ни ресурсов для выявления всех десятков тысяч таких иностранных компаний, разбросанных по нескольким десяткам офшорных и низконалоговых юрисдикций. По крайней мере до налаживания автоматического обмена налоговой информацией (которое прогнозируется только к 2018 году) антиофшорный закон будет применяться точечно, в отношении иностранных активов отдельных российских резидентов, которые добровольно-принудительно уведомили государство о контролируемых ими иностранных компаниях.

Однако нужно учитывать, что цель принятия этого закона заключается не только и не столько в получении дополнительных налогов. Антиофшорный закон выполняет и другую важную для государства функцию - позволяет легально выявлять иностранные активы, контролируемые российским бизнесом, и при необходимости предъявлять адресные претензии конкретным российским владельцам этих активов.

Насколько проработан механизм налогообложения иностранных компаний?

Механизм налогообложения доходов российских налоговых резидентов от контролируемых ими иностранных компаний детально не проработан. По общему правилу, прибыль контролируемой иностранной компании для целей налогообложения рассчитывается по нормам главы 25 Налогового кодекса РФ. Однако законодатель не принимает во внимание то, что весь документооборот иностранной компании естественно оформлен по законодательству места регистрации компании, то есть, документы о доходах и расходах иностранной компании никак не соотносятся с нормами российского Налогового кодекса. А регистры бухгалтерского и налогового учета, предусмотренные российским законодательством для целей определения налога на прибыль, иностранными компаниями просто не ведутся. Более того, законодательство многих офшорных юрисдикций в принципе не предусматривает обязанность по ведению бухгалтерского учета.

В такой ситуации размер налога, подлежащего уплате российским резидентом, контролирующим иностранную компанию, на практике будет определяться индивидуально и достаточно произвольно.

налоговое право, офшоры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности