print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Жизнь кадровика с 1 июля 2016: профстандарты

Новый порядок применения профессиональных стандартов: право или обязанность работодателя?

Что ждет работодателей после 1 июля: понятие профессиональных стандартов и их применение на практике.

Почти год (с мая 2015 года) кадровики и причастные испытывали легкий мандраж, а ближе к дате — священный ужас от неминуемо приближающейся даты 1 июля 2016 года. Именно с ней законодатель связывал вступление в силу ст. 195.3 Трудового кодекса РФ, которая всего-навсего регламентировала порядок применения профессиональных стандартов.

К слову сказать, понятие профессиональных стандартов появилось в Кодексе достаточно давно и паники не вызывало (и даже внимания к себе не привлекло). А вот порядок применения...

Думаю, что только далекий от кадровых вопросов интернет-пользователь в течение этого года не замечал громких анонсов: «Обязательность профстандартов после 1 июля для всех работодателей», «Обязанность работодателей переучивать сотрудников за собственный счет после 1 июля», «Увольнение работников, не соответствующих профстандартам» и т.д.

Чем же был продиктован этот внезапный ажиотаж и тревожные настроения?

В каких случаях профстандарты обязательны для применения

«Яблоком раздора» послужила часть 1 статьи 195.3 ТК РФ, которая дословно гласит: если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Именно фраза «иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» дала повод утверждать, что профессиональные стандарты будут обязательны к применению практически всеми работодателями, поскольку профстандарты — это утвержденные приказами Минтруда РФ нормативные правовые акты, устанавливающие требования к квалификации, а значит, они и есть те самые «иные нормативные правовые акты Российской Федерации», в силу которых профстандарты становятся обязательными.

Только 5 апреля 2016 года Министерство труда и социальной защиты РФ, почти год наблюдавшее за спорами сторонников и противников «обязательности» профстандартов, выступило с официальной позицией, взяв на себя труд исправления огрехов законодателя.

Так, в Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, Минтруд РФ разъяснил, что под «иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» следует понимать постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, носящие нормативный правовой характер.

Приказы Минтруда РФ, утверждающие профессиональные стандарты, относить к «иным нормативным правовым актам» для целей решения вопроса обязательности профстандартов, не следует.

Развивая свое представление об обязательности, Министерство труда и социальной защиты РФ обозначило два случая обязательности профстандартов:

  1. Если ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций, льгот либо наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ) — профстандарты обязательны в части наименования должностей и квалификационных требований.
  2. Если ТК, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (прим. - содержание понятия рассмотрено выше) установлены требования к квалификации работников (ст. 195.3 ТК РФ) — профстандарты обязательны в части квалификационных требований.

Разберемся, что имеется в виду в первом случае обязательности. Это работа в тех должностях, по профессиям и специальностям, при занятии которых работникам предоставляется: сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск (например, медицинским, педагогическим работникам), право на досрочное назначение трудовой пенсии (Списки №1 и №2), доплата.

При этом нужно иметь в виду, что доплаты и гарантии, предоставляемые за работу во вредных и опасных условиях труда по результатам специальной оценки условий труда (или аттестации рабочих мест) не ведут к обязательности профстандартов. Данные гарантии связаны с вредностью конкретного рабочего места, а не с занятием определенной должности, работой по профессии, специальности. Хотя, конечно, часто эти основания совпадают.

Второй случай обязательности связан с требованием законодательства к уровню образования и стажу работника. Например, частью 4 статьи 7 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ установлено, что главный бухгалтер открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций) должен иметь высшее образование и стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – стаж работы не менее пяти лет из последних семи календарных лет.

Вот тот случай, когда законом установлены требования к квалификации работника. Значит, профстандарт в отношении главных бухгалтеров акционерных обществ будет являться обязательным.

Таким образом, при сравнении сферы обязательности профстандартов с действующими квалификационными справочниками следует отметить, что профстандарты обязательны для более широкого круга должностей, профессий, специальностей. Эта разница сфер влияния образовалась за счет ст.195.3 ТК РФ, расширившей границы обязательного применения профстандартов.

При этом очень важно отметить, что для большинства должностей, профессий, специальностей профстандарты по-прежнему носят рекомендательный характер аналогично квалификационным справочникам. Наличие профстандарта автоматически не влечет за собой его обязательности!

Особого внимания заслуживает вопрос применения профессиональных стандартов в части описанных в них трудовых функций работников. Представление работодателей о том, что обязательный профстандарт обязателен в полном объеме, неверно.

Даже в тех случаях, когда профстандарты носят обязательный характер, они обязательны для применения только в части наименования должностей и требований к квалификации.

Определение объема должностных полномочий и набора трудовых функций — исключительное право работодателя. Отсюда следует, что работодатель вовсе не обязан использовать профстандарт как безусловное руководство к действию и с его утверждением пересматривать трудовые договоры и должностные инструкции. Если работодателя устраивает тот объем трудовых функций, которым он наделил работника, даже если профстандарт предписывает больший или меньший объем функций, работодатель не обязан корректировать трудовой договор (должностную инструкцию). Последнее, однако, не означает, что работодатель не вправе этого сделать. Утвержденный профстандарт может стать хорошим подспорьем для формирования новой должностной инструкции с описанием в ней тех трудовых функций, которые работодателем не были учтены и заимствуются из профстандарта.

Таким образом, использование профстандарта в части применения описанных в нем трудовых функций — это право, а не обязанность работодателя.


Другие актуальные статьи по трудовому праву: 



Как начать использовать профстандарт

Рассмотрим наиболее распространенную на практике ситуацию – профстандарты не являются обязательным по смыслу ст. 57 или 195.3 ТК РФ, однако работодатель намерен внедрить их на предприятии, приведя в соответствие наименование должностей и функционал сотрудников. Причины тому могут быть весьма разнообразны: желание соответствовать требованиям изменившегося законодательства, поступившие «сверху» указания вышестоящего министерства (часто эта причина актуальна для бюджетников), боязнь быть привлеченным к административной ответственности, предписание Трудинспекции (бывает и такое).

Порядок внедрения профессионального стандарта на предприятии законодательством не установлен. Каждый работодатель самостоятельно определяет алгоритм внедрения профстандартов, принимая во внимание имеющиеся на предприятии локальные нормативные акты и ст. 8 ТК РФ.

В качестве ориентира может быть предложена такая процедура.

1. Издание приказа об обязательном применении в компании профессионального стандарта N.

Возможное содержание приказа:

  1. с момента издания приказа начать применение профтсандарта N;
  2.  прежнее наименование должности заменить на N (если применение профстандарта требует изменения наименования должности);
  3. отделу кадров подготовить к сроку:
  • новую редакцию штатного расписания в связи с изменением наименования должности;
  • дополнительные соглашения к трудовым договорам с ФИО и ФИО, замещающими переименованную должность;
  • новую редакцию должностной инструкции с учетом положений профстандарта, ознакомить с ее содержанием работников, замещающих должности (перечислить причастных).

2. Подготовить дополнительные соглашения к трудовым договорам с конкретными работниками, изменив наименование должности, а если в тексте трудовых договоров содержится описание функционала, который планируется изменить, то отразить в дополнительных соглашениях и данные изменения.

3. С учетом положений профстандарта изменить должностную инструкцию. Она изменится в части наименования должности. Если профстандарт «шире» по функционалу, чем ранее действовавшая должностная инструкция, то будет разумным расширить инструкцию.

4. Обновленная должностная инструкция в порядке ст. 8 ТК РФ должна быть утверждена для применения приказом руководителя. Соответственно, издается второй приказ — об утверждении должностной инструкции.

5. Подписание с работниками дополнительных соглашений, ознакомление с вновь утвержденной должностной инструкцией.

6. Утверждение приказом руководителя штатного расписания, содержащего указание на должность с новым наименованием.

Описанная последовательность действий продиктована тем, что решение вопроса об изменении наименования должности и содержания трудовой функции зависит от воли работников на подписание дополнительных соглашений.

Если работники отказываются от внесения изменений в трудовой договор и от ознакомления с расширенной должностной инструкций, работодатель не вправе обязывать их это сделать. Работодатель в этом случае не обладает правом на одностороннее изменение трудового договора в порядке ст. 74 ТК РФ в силу прямого запрета статьи изменять трудовую функцию работника.

Отсюда следует, что провести описанные выше изменения возможно только в порядке ст. 72 ТК РФ путем подписания с работниками дополнительных соглашений.

Справедливости ради стоит отметить, что в практике судов встречаются решения, признающие работодателя правым при «конкретизации» трудовой функции работника в связи с утверждением профстандарта. Однако между конкретизацией и изменением трудовой функции работника тонкая грань, которая легко может быть нарушена. Поэтому работодателю, решившемуся на одностороннее изменений трудовой функции работника в связи с внедрением профстандарта, следует понимать и принимать риски признания незаконными своих действий.

В рамках трудовой практики ИНТЕЛЛЕКТ-С предлагает комплекс юридических услуг, связанных с трудовым правом и направленных на защиту интересов работодателя:

кадровое делопроизводство, сокращение персонала, трудовое право, трудовые споры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности