print

Тенденции развития полномочий прокуратуры

Прокуратура рискует перейти грань от правозащитного органа к «карательному».

Прокуратура начинает выполнять нехарактерную для нее функцию надзора за соблюдением лояльного политического поведения.

В последнее время фиксируется расширение практики использования некоторых полномочий прокуратуры и устойчивый рост новых полномочий в не совсем типичных для нее сферах надзора за соблюдением законности в информационном, политическом и экономическом пространстве. В продолжение размышлений о том, как реализация новых полномочий прокуратуры может повлиять на бизнес, Александр Жигитов, юрист INTELLECT, предлагает рассмотреть общее направление развития полномочий прокуратуры и проанализировать, каким образом этот путь соотносится с ее функцией по защите прав и свобод граждан.

Прежде всего обратимся к тенденции развития полномочий прокуратуры в сфере противодействия экстремистской деятельности. Круг полномочий прокуроров в этой области остается неизменным уже много лет, однако регулярно раздвигаются границы поля их использования и неуклонно увеличивается количество задач, решаемых с их помощью.

Определяющими факторами для данного процесса выступает неоднократно отмеченная «размытость»1  формулировок Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Закон №114-ФЗ) и самого понятия «экстремизм», обрастающего дополнительными смыслами2. Прокуроры начинают вовлекаться в принципиально новую для себя сферу надзора за соблюдением законности в политическом пространстве.

Суть в том, что Закон №114-ФЗ является своеобразным «окном Овертона», задавая правовые рамки допустимого в политической деятельности. Вместе с тем существуют риски неправомерного сужения этих рамок: от допустимого для общества в целом — к допустимому лишь для узкой группы людей, от нормальных моделей политического поведения — к лояльным. Учитывая, что такие пределы допустимого облечены в форму закона или устоявшейся правоприменительной практики, их несоблюдение ведет не к простому выпадению из политического дискурса, а к юридической ответственности, ограничению прав и свобод.

Есть основания полагать, что в правовом регулировании политической деятельности вышеуказанные риски за последние годы уже превратились в негативные последствия, и прокуратура в этом контексте начинает выполнять нехарактерную для нее функцию надзора за соблюдением лояльного политического поведения.

Маркером выступает активное использование прокуратурой за последние два года полномочий, предусмотренных ст. 9 Закона №114-ФЗ, по подаче в суд заявлений о ликвидации общественных организаций или запрещению деятельности общественных движений. Динамику использования этих полномочий наглядно демонстрирует представленный в аппарат правительства отчет Генеральной прокуратуры РФ за 2021 год о состоянии дел в сфере межнациональных отношений и противодействия экстремизму, а также доклад Генерального прокурора РФ на заседании Координационного совета Генеральных прокуроров государств СНГ в 2022 году3.

Не менее показательны все более учащающиеся случаи использования прокуратурой полномочий в соответствии со ст. 13 Закона №114-ФЗ и ст. 15.3. Федерального Закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон №149-ФЗ) по подаче в суд заявлений о признании информационных материалов экстремистскими и по ограничению доступа во внесудебном порядке к интернет-ресурсам, распространяющим информацию с призывами к осуществлению экстремистской деятельности.

Если прежний Генпрокурор Ю.Я. Чайка в июне 2016 года докладывал о том, что за 2,5 года в рамках противодействия распространению материалов экстремистской направленности на интернет-ресурсах по требованиям прокуратуры заблокирован доступ более чем к одной тысяче интернет-страниц4, то действующий Генпрокурор И.В. Краснов в июне 2022 года заявил, что за 2 года прокуратура запретила таким образом доступ более чем к 130 тыс. интернет-ресурсов5.

Такую динамику сложно объяснить крайней радикализацией российского общества или существенным увеличением эффективности работы прокуратуры, поэтому наиболее правдоподобной кажется версия о постановке перед прокуратурой новых задач по использованию полномочий, предусмотренных Законом №114-ФЗ.

Параллельно с интегрированием прокуратуры в сферу регулирования политического пространства идет тесно связанное с этим процессом расширение полномочий по надзору за соблюдением законности в информационном пространстве. В таком ключе можно оценить Федеральный закон от 14.07.2022 №277-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предоставляет прокуратуре право требовать ограничения доступа к информационным ресурсам, приостановления деятельности СМИ, прекращения регистрации СМИ во внесудебном порядке, а также право запрещать (ограничивать) деятельность иностранных СМИ.

Кроме того, вышеуказанным федеральным законом на прокуратуру (в сотрудничестве с Роскомнадзором) были также возложены полномочия по блокировке информации, направленной на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, на долю прокуратуры выпадает роль блюстителя рамок допустимого и в информационном поле — блюстителя, который должен обеспечивать единство мнений и не допускать противоречащих законодательству трактовок определенных событий путем блокировок информационных ресурсов и ограничения деятельности СМИ.

Схожее значение для развития полномочий прокуратуры, но уже в сфере экономики, имеет Федеральный закон от 07.10.2022 №387-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», позволяющий прокурорам обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных в обход специальных экономических мер и ответных российских санкций, а также сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, установленных финансовым и таможенным законодательством.

Прокуратура, таким образом, наделяется полномочиями по надзору за соблюдением законодательства о специальных экономических мерах. В этом случае опять же возникают опасения не столько о расширении полномочий прокуратуры, сколько о «размытости» законодательства о специальных экономических мерах, за которым теперь поставлена надзирать прокуратура. В частности, введение указанных мер предполагает возможность существенного ограничения экономических прав и свобод граждан в обход парламентских процедур их утверждения.

На первый взгляд, обозначенная интеграция прокуратуры в политическую, информационную и экономическую сферы общественной жизни и ее расширяющийся инструментарий для обеспечения соблюдения рамок законного поведения в них вполне соответствует конституционно закрепленной функции прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением исполнения законов, развивая и углубляя ее.

Однако функция прокуратуры по надзору за законностью неразрывно связана с другой конституционно установленной функцией прокуратуры — надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Встает вопрос: нет ли здесь противоречий? Ведь прокуратура получает полномочия по ограничению свободы слова, свободы информации, свободы деятельности общественных объединений, свободы экономической деятельности.

Режим законности и необходимость его соблюдения предполагает в ряде случаев ограничения для гражданина, которые в конечном итоге имеют своей целью все же защиту его прав и свобод, безопасность государства, в котором он живет. Это означает, что законность — всегда средство для обеспечения прав и свобод гражданина. Поэтому нет ничего опасного в том, что сфера надзора прокуратуры за соблюдением законодательства расширяется.

Проблема в том, что некоторые положения законодательства могут утратить правовые характеристики и перестать отвечать принципам права («противоречить принципу равенства» или «настолько противоречить справедливости, что уступать ей место»6), быть формально неопределенными, исключать процедуры, гарантирующие правомерность ограничений, и тем самым попирать конченую цель законности — защиту прав и свобод граждан.

Правовой характер и качество законов, в целях соблюдения исполнения которых развиваются ранее перечисленные полномочия прокуратуры, вызывают большие вопросы: от ускользающих формулировок экстремизма и «фейковых новостей» до специальных экономических мер, вводящихся подзаконными актами. Даже сам порядок использования прокурорами новых полномочий, позволяющий ограничивать некоторые конституционные права и свободы во внесудебном порядке и не предполагающий вневедомственного контроля, свидетельствует о крайне рискованном подходе.

Таким образом, полномочия прокуратуры по соблюдению законности в обозначенных сферах начинают отрываться от функции по защите прав и свобод граждан и использоваться в совершенно других целях. Безусловно, законодательство должно соблюдаться, но если оно утрачивает правовой характер, то органы, уполномоченные надзирать за его соблюдением, становятся инструментами произвольных (неправовых) ограничений прав и свобод граждан. Данные обстоятельства позволяют предполагать, что прокуратура рискует перейти грань от правозащитного органа к «карательному», вопреки тому усердию, с которым многие прокуроры выступают в защиту прав и свобод граждан7.

В связи с этим рекомендуем практикующим юристам и адвокатам принять во внимание обозначенные тенденции развития полномочий прокуратуры, изучить порядок осуществления новых полномочий прокуратуры и направить усилия на разработку предварительных стратегий защиты для доверителей в случае применения в их отношении мер прокурорского реагирования. Представляется необходимым ответить на формирование нового инструментария склонением правоприменителей к обеспечению при его применении достаточного уровня защищенности прав и свобод граждан.

Материал написан для сайта INTELLECT

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

[1] Глава СПЧ отметил размытое толкование понятия «экстремизма» в российском законодательстве.

[2] 25.10.2022 Депутат Государственной Думы РФ от Башкирии Динар Гильмутдинов совместно с Госсобранием Башкортостана внес законопроект, уточняющий понятие экстремистской деятельности, в соответствие с которым экстремизмом будет признаваться распространение ссылок на ресурсы с экстремистской информацией.

[3] Выступление Генерального прокурора РФ Краснова И.В. на заседании Координационного совета Генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств от 24.06.2022.

[4] Доклад Генерального прокурора РФ Чайки Ю.Я. на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ от 08.06.2016.

[5] Выступление Генерального прокурора РФ Краснова И.В. на заседании Координационного совета Генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств от 24.06.2022.

[6] Цит. по Серебренникова А.В. «К 70-летию Нюрнбергского процесса: «формула Радбруха» (radbruchsche Formel) и опыт ее применения на практике после объединения Германии». Юридический журнал, № 7, 2016. С. 112-117.

[7] «Прокуратура – не карательный, а правозащитный орган». Прокурор разъясняет. Прокуратура Республики Саха (Якутия).

медиа, санкции

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности