*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Работа лизинговой компании с должниками
О взаимодействии лизинговой компании с коллекторскими агентствами и юридическими фирмами.
Лизинговые компании столкнулись (либо столкнутся в ближайшее время) с той же проблемой, с которой столкнулись банки полгода назад, – проблемой если не массовых, то, по крайней мере, значительных по количеству неплатежей клиентов по заключенным договорам.
У нас как у независимых консультантов есть обратная связь: мы постоянно консультируем предпринимателей – как по вопросам, связанным с взысканием долгов, так и наоборот, по минимизации последствий, связанных с различными долгами.
По нашим ощущениям, ситуация в экономике представляет собой медленное «сползание»: практически по всем отраслям идет постепенное, но заметное уменьшение оборотов, прибыли, объемов продаж и т.п.
Это означает, что «дно кризиса» еще не пройдено, следовательно, «проблемных» клиентов у лизинговых компаний будет все больше.
Лизинговые компании (в отличие от банков) лучше готовы к работе с большим количеством должников: по крайней мере, с помощью стандартных юридических процедур.
Как правило, даже средние лизинговые компании осуществляют постоянный автоматизированный учет должников, отслеживание и оперативное реагирование по фактам нарушения лизинговых договоров (обзвон, напоминание, выставление претензии т.д.).
Юридические отделы лизинговых компаний способны сами отрабатывать необходимые стандартные процедуры (написание исковых заявлений об истребовании предмета лизинга, о взыскании задолженности и т.д.).
Кроме того, преимущество специалистов лизинговых компаний (перед банками) в том, что они лучше подготовлены для ведения переговоров с клиентами (более гибки): для заключения любого договора лизинговой компании приходилось «сводить» трех-четырех участников, учитывать их интересы, а также интересы банка.
Однако исторически в лизинговых компаниях отсутствуют специализированные сотрудники (или отдельные подразделения), которые способны эффективно работать с большим количеством должников, причем — с должниками-предпринимателями.
Столкнувшись с аналогичной проблемой, банки на собственном опыте поняли, что существующие у них подразделения эффективно работать с большим количеством должников не в состоянии.
Служба экономической безопасности банка, исходя из своих методов, способна работать только индивидуально, по каждому должнику в отдельности, то есть эффективно работать с большим количеством должников «безопасники» не в состоянии из-за ограниченности своих временных и человеческих ресурсов. Кроме того, в отличие от банков, полноценная и эффективная служба безопасности есть не у всех лизинговых компаний.
Юридическая служба также не готова работать с большим количеством должников, по нескольким причинам:
-
Большая часть работы с должниками – это общение и переговоры, то есть вообще не сфера традиционной (формальной) юриспруденции.
Юристы лизинговых компаний (даже с учетом того, что процедура заключения лизингового договора более сложная, чем кредитного, требуется учет интересов трех-четырех лиц, участвующих в схеме) в своей деятельности все равно исходят из того, что процедура заключения договора в лизинговой компании – это процедура подписания клиентом договора присоединения: договора по форме, которую разработала лизинговая компания. -
Юридические технологии предполагают индивидуальную работу с должником: по каждому должнику должно быть подано отдельное исковое заявление, судебные заседания по каждому должнику проводятся отдельно, в разное время, разными судьями и т.д.
Как следствие, юридические технологии недостаточно эффективны для работы с большим количеством должников. - Как правило, ставя перед юристами дополнительную задачу по работе с должниками, никто не освобождает юристов от выполнения их обычных задач (подготовки и проверки договоров, подачи исковых заявлений в суд, участия в судебных заседаниях по текущим делам и т.п.), поэтому юридическая служба не может эффективно обрабатывать большое количество должников еще и из-за недостатка времени и ресурсов.
Кроме неготовности юридической службы к работе с большим количеством долгов, в данном случае необходимо учитывать и системную проблему: юридические технологии в принципе недостаточно эффективны в ситуациях, требующих массовой, «конвейерной» работы с многочисленными должниками: юридические технологии всегда предполагают индивидуальную работу с должником.
Кроме того, юридические технологии являются длительными (арбитражный процесс длится в среднем полгода) и затратными (госпошлина должна быть уплачена по каждому делу). С учетом того, что клиентом лизинговых компаний является исключительно бизнес, юридические технологии не гарантируют реальное исполнение решения суда (у должника-организации к моменту вступления решения в законную силу может просто не быть имущества, кроме предмета лизинга).
Есть принципиальное отличие ситуации с должниками лизинговых компаний от ситуации с банковскими долгами: клиентами лизинговых компаний (в отличие от основных должников банков) являются предприниматели.
Это предполагает принципиально иную технологию работы с должниками лизинговых компаний — корпоративное коллекторство: технология на «стыке» юриспруденции и PR. Фактически, это «точечная» работа с деловой репутацией должника в глазах его клиентов, контрагентов.
Корпоративное коллекторство предполагает анализ и доведение до сведения должника (конкретных владельцев бизнеса, топ-менеджеров) информацию о возможности законного распространения информации о долге и последствиях его взыскания по ключевым для должника точкам (аудиториям, отдельным организациям и лицам).
При контакте с должником и распространении информации соблюдаются ограничения, установленные гражданским (ст.152 ГК РФ и др.) и уголовным законодательством (ст.ст. 129, 163, 330 УК РФ).
На практике, по нашему мнению, лизинговые компании неизбежно придут к тому же выводу, к которому пришли банки полгода назад: эффективная работа с большим количеством должников возможна только через специализированное подразделение, главной и единственной задачей которого будет именно постоянная работа с большим количеством должников.
Работа со специализированным подразделением возможна в одной из двух форм:
- Создание внутреннего специализированного подразделения внутри лизинговой компании.
- Передача этих функций на аутсорсинг коллекторскому агентству.
Плюсы создания внутреннего подразделения:
- Оно лучше контролируемо, поскольку действует в русле внутренней политики лизинговой компании.
- Обеспечивается конфиденциальность информации о деятельности лизинговой компании.
- Это подразделение может быть сформировано за счет сотрудников отделов, объем работы которых упал (отдел продаж, тот же отдел лизинговых операций), то есть возможно избежать сокращения штата и увольнения сотрудников, которые в силу сложившейся ситуации оказались менее загружены.
Плюсы (для лизинговой компании) передачи функций на аутсорсинг внешнему коллекторскому агентству:
-
Сотрудники специализированного агентства, работая в течение длительного времени с несколькими заказчиками (банками, операторами связи, организациями ЖКХ, кредитными потребительскими кооперативами), по общему правилу (в среднем), имеют больший опыт, более информированы и компетентны, чем сотрудники внутреннего подразделения, выполняющие аналогичные функции.
Например: как правило, в лизинговых компаниях нет достаточного количества специалистов по исполнительному производству — просто потому, что ранее они не требовались, в коллекторских же агентствах специалисты по исполнительному производству подбирались изначально. - Работа с внешним подразделением менее затратна для лизинговой компании: затраты на заработную плату сотрудников, аренду рабочих мест, компьютерной техники, программного обеспечения, связь и т.п. несет коллекторское агентство, а не лизинговая компания.
- На коллекторском агентстве лежат управленческие функции: подбор компетентных сотрудников, организация их работы, контроль результатов.
- Передавая коллекторские функции на аутсорсинг, лизинговая компания минимизирует свои репутационные риски, поскольку с лизингополучателем работает не непосредственно сама лизинговая компания, а отдельное самостоятельное коллекторское агентство (этот фактор очень значим для банков).
- У коллекторского агентства есть морально-психологические преимущества: во-первых, оно способно действовать в отношении должника решительно и общаться с ним достаточно жестко (лизинговая компания, в силу клиентского подхода, заинтересована в сохранении отношений с клиентом, из-за чего в меньшей степени готова на решительные меры); для должника передача вопроса коллекторскому агентству свидетельствует о серьезности намерений лизинговой компании (другое отношение должника к ситуации).
Кроме собственно коллекторских функций, юридическая поддержка лизинговому бизнесу нужна в целях обучения сотрудников работе с должниками: необходимо целенаправленное обучение сотрудников ведению работы с должниками с помощью проведения семинаров и тренингов — таким путем идут банки (например, в мае 2009 года ИНТЕЛЛЕКТ-С провел в одном из федеральных банков семинар по взысканию долгов с организаций).