print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Работа лизинговой компании с должниками

О взаимодействии лизинговой компании с коллекторскими агентствами и юридическими фирмами.

Лизинговые компании столкнулись (либо столкнутся в ближайшее время) с той же проблемой, с которой столкнулись банки полгода назад, – проблемой если не массовых, то, по крайней мере, значительных по количеству неплатежей клиентов по заключенным договорам.

У нас как у независимых консультантов есть обратная связь: мы постоянно консультируем предпринимателей как по вопросам, связанным с взысканием долгов, так и наоборот, по минимизации последствий, связанных с различными долгами.

По нашим ощущениям, ситуация в экономике представляет собой медленное «сползание»: практически по всем отраслям идет постепенное, но заметное уменьшение оборотов, прибыли, объемов продаж и т.п.

Это означает, что «дно кризиса» еще не пройдено, следовательно, «проблемных» клиентов у лизинговых компаний будет все больше.

Лизинговые компании (в отличие от банков) лучше готовы к работе с большим количеством должников: по крайней мере, с помощью стандартных юридических процедур.

Как правило, даже средние лизинговые компании осуществляют постоянный автоматизированный учет должников, отслеживание и оперативное реагирование по фактам нарушения лизинговых договоров (обзвон, напоминание, выставление претензии т.д.).

Юридические отделы лизинговых компаний способны сами отрабатывать необходимые стандартные процедуры (написание исковых заявлений об истребовании предмета лизинга, о взыскании задолженности и т.д.).

Кроме того, преимущество специалистов лизинговых компаний (перед банками) в том, что они лучше подготовлены для ведения переговоров с клиентами (более гибки): для заключения любого договора лизинговой компании приходилось «сводить» трех-четырех участников, учитывать их интересы, а также интересы банка.

Однако исторически в лизинговых компаниях отсутствуют специализированные сотрудники (или отдельные подразделения), которые способны эффективно работать с большим количеством должников, причем — с должниками-предпринимателями.

Столкнувшись с аналогичной проблемой, банки на собственном опыте поняли, что существующие у них подразделения эффективно работать с большим количеством должников не в состоянии.

Служба экономической безопасности банка, исходя из своих методов, способна работать только индивидуально, по каждому должнику в отдельности, то есть эффективно работать с большим количеством должников «безопасники» не в состоянии из-за ограниченности своих временных и человеческих ресурсов. Кроме того, в отличие от банков, полноценная и эффективная служба безопасности есть не у всех лизинговых компаний.

Юридическая служба также не готова работать с большим количеством должников, по нескольким причинам:

  1. Большая часть работы с должниками – это общение и переговоры, то есть вообще не сфера традиционной (формальной) юриспруденции.

    Юристы лизинговых компаний (даже с учетом того, что процедура заключения лизингового договора более сложная, чем кредитного, требуется учет интересов трех-четырех лиц, участвующих в схеме) в своей деятельности все равно исходят из того, что процедура заключения договора в лизинговой компании – это процедура подписания клиентом договора присоединения: договора по форме, которую разработала лизинговая компания.
  2. Юридические технологии предполагают индивидуальную работу с должником: по каждому должнику должно быть подано отдельное исковое заявление, судебные заседания по каждому должнику проводятся отдельно, в разное время, разными судьями и т.д.

    Как следствие, юридические технологии недостаточно эффективны для работы с большим количеством должников.
  3. Как правило, ставя перед юристами дополнительную задачу по работе с должниками, никто не освобождает юристов от выполнения их обычных задач (подготовки и проверки договоров, подачи исковых заявлений в суд, участия в судебных заседаниях по текущим делам и т.п.), поэтому юридическая служба не может эффективно обрабатывать большое количество должников еще и из-за недостатка времени и ресурсов.

Кроме неготовности юридической службы к работе с большим количеством долгов, в данном случае необходимо учитывать и системную проблему: юридические технологии в принципе недостаточно эффективны в ситуациях, требующих массовой, «конвейерной» работы с многочисленными должниками: юридические технологии всегда предполагают индивидуальную работу с должником.

Кроме того, юридические технологии являются длительными (арбитражный процесс длится в среднем полгода) и затратными (госпошлина должна быть уплачена по каждому делу). С учетом того, что клиентом лизинговых компаний является исключительно бизнес, юридические технологии не гарантируют реальное исполнение решения суда (у должника-организации к моменту вступления решения в законную силу может просто не быть имущества, кроме предмета лизинга).

Есть принципиальное отличие ситуации с должниками лизинговых компаний от ситуации с банковскими долгами: клиентами лизинговых компаний (в отличие от основных должников банков) являются предприниматели.

Это предполагает принципиально иную технологию работы с должниками лизинговых компаний — корпоративное коллекторство: технология на «стыке» юриспруденции и PR. Фактически, это «точечная» работа с деловой репутацией должника в глазах его клиентов, контрагентов.

Корпоративное коллекторство предполагает анализ и доведение до сведения должника (конкретных владельцев бизнеса, топ-менеджеров) информацию о возможности законного распространения информации о долге и последствиях его взыскания по ключевым для должника точкам (аудиториям, отдельным организациям и лицам).

При контакте с должником и распространении информации соблюдаются ограничения, установленные гражданским (ст.152 ГК РФ и др.) и уголовным законодательством (ст.ст. 129, 163, 330 УК РФ).

На практике, по нашему мнению, лизинговые компании неизбежно придут к тому же выводу, к которому пришли банки полгода назад: эффективная работа с большим количеством должников возможна только через специализированное подразделение, главной и единственной задачей которого будет именно постоянная работа с большим количеством должников.

Работа со специализированным подразделением возможна в одной из двух форм:

  1. Создание внутреннего специализированного подразделения внутри лизинговой компании.
  2. Передача этих функций на аутсорсинг коллекторскому агентству.

Плюсы создания внутреннего подразделения:

  1. Оно лучше контролируемо, поскольку действует в русле внутренней политики лизинговой компании.
  2. Обеспечивается конфиденциальность информации о деятельности лизинговой компании.
  3. Это подразделение может быть сформировано за счет сотрудников отделов, объем работы которых упал (отдел продаж, тот же отдел лизинговых операций), то есть возможно избежать сокращения штата и увольнения сотрудников, которые в силу сложившейся ситуации оказались менее загружены.

Плюсы (для лизинговой компании) передачи функций на аутсорсинг внешнему коллекторскому агентству:

  1. Сотрудники специализированного агентства, работая в течение длительного времени с несколькими заказчиками (банками, операторами связи, организациями ЖКХ, кредитными потребительскими кооперативами), по общему правилу (в среднем), имеют больший опыт, более информированы и компетентны, чем сотрудники внутреннего подразделения, выполняющие аналогичные функции.

    Например: как правило, в лизинговых компаниях нет достаточного количества специалистов по исполнительному производству — просто потому, что ранее они не требовались, в коллекторских же агентствах специалисты по исполнительному производству подбирались изначально.
  2. Работа с внешним подразделением менее затратна для лизинговой компании: затраты на заработную плату сотрудников, аренду рабочих мест, компьютерной техники, программного обеспечения, связь и т.п. несет коллекторское агентство, а не лизинговая компания.
  3. На коллекторском агентстве лежат управленческие функции: подбор компетентных сотрудников, организация их работы, контроль результатов.
  4. Передавая коллекторские функции на аутсорсинг, лизинговая компания минимизирует свои репутационные риски, поскольку с лизингополучателем работает не непосредственно сама лизинговая компания, а отдельное самостоятельное коллекторское агентство (этот фактор очень значим для банков).
  5. У коллекторского агентства есть морально-психологические преимущества: во-первых, оно способно действовать в отношении должника решительно и общаться с ним достаточно жестко (лизинговая компания, в силу клиентского подхода, заинтересована в сохранении отношений с клиентом, из-за чего в меньшей степени готова на решительные меры); для должника передача вопроса коллекторскому агентству свидетельствует о серьезности намерений лизинговой компании (другое отношение должника к ситуации).

Кроме собственно коллекторских функций, юридическая поддержка лизинговому бизнесу нужна в целях обучения сотрудников работе с должниками: необходимо целенаправленное обучение сотрудников ведению работы с должниками с помощью проведения семинаров и тренингов — таким путем идут банки (например, в мае 2009 года ИНТЕЛЛЕКТ-С провел в одном из федеральных банков семинар по взысканию долгов с организаций).

защита банков, коллекторские услуги, коммерческое право, специальные отраслевые предложения

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности