print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Ловкость рук и...налоговое резидентство!

Заметка в блоге Романа Речкина, ИНТЕЛЛЕКТ-С, на сайте Zakon.Ru.

Наличие статуса налогового резидента определенной страны порождает, по общем правилу, обязанность по уплате налогов в бюджет этой страны.

Очередной способ пополнения бюджета придумало ФНС РФ: если творчески (письмом ФНС РФ) расширить определение налогового резиденства, установленное Налоговым кодексом РФ, то достаточно большое количество лиц, которые по закону налоговыми резидентами РФ не признаются, вдруг ими станут. В том числе, и для целей применения законодательства о контролируемых иностранных компаниях.

Критерии наличия/отсутствия у гражданина статуса налогового резидента РФ установлены пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ: налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Казалось бы, все четко и понятно, открываешь загранпаспорт со штампами о пересечении границы РФ, считаешь период нахождения человека в России и вне ее, спорить не о чем.

Однако ФНС РФ в своем письме от 11 декабря 2015 г. № ОА-3-17/4698@ (которое, естественно, нигде официально не публиковалось, но во всех правовых базах есть) творчески (своим письмом) расширяет определение налогового резиденства, причем, существенно.

По мнению налогового органа, «из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем».

Оставим в стороне вопрос, что это за зверь такой, «постоянное жилище» (и как он соотносится с «местом постоянного проживания»), но наличие этого «постоянного жилища» подтверждается, по мнению налогового органа «фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в России».

И чтобы уж совсем поставить точки над i, налоговый орган прямо указывает, что «таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации».

Другими словами, ну и что, что в законе вот так, а мы считаем — по-другому!

Причем это не просто разовое разъяснение, это позиция ФНС РФ, которая до этого воспроизведена в письме ФНС России от 29 октября 2015 года № ОА-3-17/4072@, а законодательство о КИК налоговый орган так «творчески» истолковал еще год назад (см. письмо Федеральной налоговой службы от 12 февраля 2015 года № СА-3-14/460).

Во-первых, показательно, что, ссылка на «положения международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения» абсолютно абстрактна, речь не идет о каком-то конкретном соглашении с определенной страной. Это важно, поскольку соглашения об избежании двойного налогообложения хоть и имеют достаточно сходную структуру, но содержащиеся в них правила — все же не идентичны (например, в части таких соглашений речь идет о статусе «резидента», а часть соглашений (с КНР, с Великобританией, с Польшей и т.п.) определяют статус «лица с постоянным пребыванием»).

Во-вторых, самое интересное, соглашения об избежании двойного налогообложения применительно к статусу налогового резидента, как правило, наоборот, отсылают к национальному законодательству.

Например, практически стандартная формулировка содержится в п. 1 ст. 4 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 16 декабря 1996 г.): для целей настоящего Соглашения термин «резидент Договаривающегося Государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Идентичные правила содержатся в соглашениях с ФРГ (Соглашение между РФ и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 29 мая 1996 г.); с Венесуэлой (Конвенция между Правительством РФ и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Каракас, 22 декабря 2003 г.); с Португалией (Конвенция между Правительством РФ и Правительством Португальской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы (Москва, 29 мая 2000 г.) и др.

То есть, ФНС РФ, ссылаясь на некие «положения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения», мягко умалчивает, что в этих соглашениях установлено прямо противоположное правило: статус налогового резиденства конкретной страны устанавливается внутренним законодательством этой страны.

Причем, если вы думаете, что эти креативные игры с налоговым резидентством безобидны и не влекут никаких последствий — это не так. Наличие статуса налогового резидента определенной страны порождает, по общем правилу, обязанность по уплате налогов в бюджет этой страны.

Кроме того, к статусу налогового резидента РФ «привязаны» обязанности, предусмотренные законодательством о контролируемых иностранных компаниях (глава 3.4. Налогового кодекса РФ). Контролируемая иностранная компания — это иностранная организация, контролирующим лицом которой является лицо, признаваемое налоговым резидентом РФ (п. 1 ст. 25.13 НК РФ).

Соответственно, если контролирующим лицом иностранной компании признается налоговый резидент РФ, он обязан уведомить РФ о своем участии в иностранной компании, о контроле над иностранной компанией (в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 25.13 НК РФ), а также — уплатить налог на доходы физических лиц с прибыли контролируемой им иностранной компании.

Получается, если контролирующим иностранную компанию является лицо, не признаваемое по закону налоговым резидентом РФ, ничего из вышеуказанного он делать не обязан. А вот если путем творческого толкования законодательства «превратить» этого нерезидента в налогового резидента РФ... открывается просто неиссякаемый источник пополнения бюджета! Кроме собственно НДФЛ с прибыли КИК, еще и штрафы за неуплату этого налога (ст. 122 НК РФ), и за собственно неуведомление об участии в КИК и о контроле (ст. 129.6 НК РФ).

Ловкость рук и...налоговое резидентство!

Но все не так безнадежно, с 17 марта 2016 года мы сможем противопоставить этому креативу налогового органа право на обжалование актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Это право введено Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 18-ФЗ, вступающим в силу с 17 марта 2016 года. Разъяснения федеральных органов исполнительной власти в качестве суда первой инстанции будет рассматривать Верховный Суд РФ.

Сам бы с удовольствием обжаловал эти «игры» налогового органа, осталось только заявителя найти))

Источник: Zakon.Ru

налоговое планирование, налоговое право, налоговые проверки, налоговые споры, офшоры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности