«Бюджетная» защита кредиторов застройщика
Права залоговых кредиторов, не являющихся участниками строительства, в случае банкротства застройщика предлагается защитить законом.
Правительство внесло в Госдуму законопроект №289603-8, которым предлагаются изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 16 Федерального закона от 27.06.2019 №151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законодательную инициативу прокомментировал Александр Латыев, партнер юридической фирмы INTELLECT.
Законопроект, как прямо написано в пояснительной записке к нему, подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 21.07.2022 №34 (далее – Постановление). Можно отметить, что правительство отреагировало весьма оперативно – с момента вынесения Постановления до внесения законопроекта в Госдуму прошло чуть больше полугода. Юристы с легкостью вспомнят, как требования КС РФ по изданию тех или иных законов, причем в той же банкротной области, не исполнялись годами – как, например, это имело место с обращением взыскания на единственное «роскошное» жилье. Здесь же сам КС в Постановлении вообще-то уже сформулировал правила, определяющие порядок удовлетворения требований залогодержателей имущества, которое передано федеральному Фонду развития территории или соответствующему региональному фонду для завершения строительства и удовлетворения требований дольщиков. Так что с точки зрения сугубо банкротного регулирования, определения взаимных прав и обязанностей участвующих в этих процедурах лиц, не было особой необходимости во внесении экстренных изменений в закон.
Необходимость такого срочного законодательствования раскрывается, скорее, в финансово-экономическом обосновании законопроекта: в нем черным по белому написано, что для выполнения фондами соответствующих обязательств потребуется их дополнительное бюджетное финансирование, и приведены расчеты такого финансирования. Без финансирования выполнение указаний КС в части погашения обязательств перед такими кредиторами и перед текущими кредиторами быстро привело бы к разорению этих фондов. И если КС может указать на необходимость исполнять обязательства, то вот достать деньги из бюджета он сам точно не в состоянии. Именно для этого и нужен рассматриваемый законопроект.
С содержательной же точки зрения законопроект, кажется, не привносит ничего существенно нового в предложенное Конституционным Судом регулирование, лишь переводя его из временного, провизорного, в постоянное русло. Впрочем, авторы документа не решились придать ему обратную силу, так что в нем оказалось фактически два правила: одно – для тех процедур, в которых решение о передаче имущества фонду еще не принято, второе – для тех процедур, где это уже произошло.
Вообще же в этом законопроекте – точнее, конечно же, в Постановлении КС РФ, – мы можем наблюдать, как рушится фантастический прожект самоокупаемости процедуры достройки незавершенных объектов, в отношении которых заключены договоры долевого участия. Попытка осуществлять такую достройку исключительно за счет самофинансирования фондов изначально была обречена на провал: она была бы осуществима лишь при условии существенного ущемления интересов либо дольщиков, либо иных кредиторов застройщика, либо самих фондов, а скорее всего – всех сразу. И если ущемлять дольщиков было сразу же неприемлемо – собственно, сами нормы о передаче недостроев фондам были приняты с тем, чтобы защитить именно их, то поначалу законодатели решили ограничить иных кредиторов застройщиков. Однако кредиторы эти оказались весьма «зубасты», ведь среди них, в основном, банки, так что в итоге приходится эти финансовые расходы относить уже на бюджетные средства – путем дофинансирования фондов и их деятельности.
Источник: газета «ЭЖ-Юрист» (№15 (1266) / 2023)
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>