*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Советы заемщикам по выбору банка
Заемщики по прежнему нуждаются в защите своих прав и интересов как в административном, так и в судебном порядке.
12.08.2013 | Dengi59.Ru | Оксана Олейник
Навязывание услуг, неточная информация по кредиту, а также угрозы со стороны коллекторов – таковы основные проблемы в отношениях банка с клиентом, по мнению Роспотребнадзора. Банкиры говорят, что пермякам надо просто быть внимательнее, читая договор. Коллекторы в свою очередь утверждают, что угрозы – метод недобросовестных компаний, а серьезные организации этим не занимаются.
Роспотребнадзор постоянно твердит о недопустимости нарушения законов о защите прав потребителей при кредитовании граждан. Особенно актуальной эта тема стала в последние пять лет, подчеркивают в ведомстве. Но несмотря на работу в этом направлении, постановления о правонарушениях и рост судебных решений в пользу клиентов, это не привело к полному исправлению ситуации. И заемщики по прежнему нуждаются в защите своих прав и интересов как в административном, так и в судебном порядке.
«Проблемные места» взаимоотношений банка с клиентом
Основными проблемными вопросами Роспотребнадзор считает следующие:
- Непредставление или несвоевременное предоставление информации о полной сумме выплат по кредитному договору и графике погашения этой суммы. Даже при наличии графика платежей итоговая сумма может отсутствовать, а сам кредитный договор и график перегружены информацией, не адресованной потребителю и затрудняющей понимание его обязательств. Кроме того, текст договора выполняется нечитабельным шрифтом.
- Навязывание дополнительных (сопутствующих) услуг, в том числе в виде «обязательного» страхования.
- Введение в заблуждение потребителей о правовой сущности заключаемых договоров (подмена кредитных договоров договорами об использовании кредитных карт).
- Привлечение коллекторов, как правило, действующих вне правового поля, иногда – с использованием недопустимых средств устрашения, угроз и принуждения и др.
Наш комментарий:
Руслан Исмагилов, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для портала Dengi59.Ru:
Исмагилов Руслан Тагирович
Коллекторы, кстати, готовы поспорить с последним пунктом. Так, руководитель коллекторского отдела агентства ИНТЕЛЛЕКТ-С в Перми Руслан Исмагилов сказал, что крупные игроки данного рынка не позволяют себе таких методов взыскания, как угрозы. По его словам, этим занимаются лишь недобросовестные компании. «Коллекторы, по большей степени, – это психологи и умелые переговорщики, которые выслушают должника и совместно попытаются найти решение выхода из сложившейся ситуации, – отметил собеседник. – Если должнику угрожать, то он займет «глухую оборону» и всякого рода диалоги прекратятся, а, соответственно, главная цель по погашению долга будет не достигнута». Он также добавил, что положительно относится к стремлению ведомства различными памятками и административными протоколами изменить ситуацию в банковской сфере, так как для коллекторов это, в свою очередь, станет стимулом привести свои методики взыскания в соответствие с действующим законодательством.
Но не все так позитивно настроены. Например, представители «Столичного коллекторского агентства» сказали, что не комментируют высказывания Роспотребнадзора и его главы, «особенно в свете того, что они опять активизировались против коллекторов».
Банкиры говорят, что многие проблемы связаны с тем, что сама банковская система в нашей стране достаточно молода. «Зачастую в начале у нас появляется практика ведения бизнеса, а потом утверждаются правила, появляются новые законы или вносятся изменения в существующие нормы, регламентирующие эту деятельность. Ситуация с кредитованием – яркий тому пример», – сказал управляющий РОО «Пермский» ВТБ24 Светлана Щеголева. Именно поэтому, по мнению эксперта, возникают такие «проблемные места» и недопонимание между банками и клиентами. «Но если политика банка предусматривает длительное присутствие на рынке, а не извлечение сиюминутной прибыли, в его интересах быть честным с клиентами», – считает собеседница.
Говоря о коллекторах, Светлана Щеголева отметила, что этот рынок сейчас действительно очень активен, и помощь таких специалистов особенно востребована при работе с розничными кредитами. «Например, ВТБ24 привлекает коллекторов в основном для работы с небольшими кредитами физических лиц без обеспечения, по которым самостоятельно вернуть долг не удалось и дальнейшее взыскание собственными силами, в том числе судебное, экономически неэффективно. – При этом доля переданных коллекторам долгов составляет пять–семь процентов всего проблемного портфеля».
«Всегда внимательно читайте условия договора, – советуют эксперты Западно-Уральского банка Сбербанка России. – Это поможет понять все возможности предоставления кредита и его возврата. Помните, что вы всегда можете взять договор с собой, чтобы подробно с ним ознакомиться, а затем, приняв решение, обратиться в банк». Особое внимание в банке также советуют обращать на условия досрочного погашения кредита: в какой срок и в каком объеме возможно такое погашение.
Как правильно выбрать банк?
Чтобы обезопасить себя от возможных проблем с банком, Роспотребнадзор предлагает при выборе кредитной организации обращать внимание на следующие моменты:
- Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Информация о лицензии должна быть представлена наглядно в месте заключения договора и указана в договоре.
- Для принятия решения о получении потребительского кредита следует получить от сотрудников банка исчерпывающую информацию обо всех без исключения условия кредитования, в том числе платежах, связанных с получением кредита и его обслуживанием (погашением). Необходимо обратить внимание на ссылки на тарифы банковских услуг и программы кредитования. А принятию наилучшего решения поспособствует изучение предложений нескольких банков.
Перед подписанием кредитного договора тщательно изучите его, посоветуйтесь со знающими людьми. В этих целях возьмите кредитный договор домой, более внимательно изучите его условия, особенно устанавливающие ваши обязанности. Убедитесь, что кредитный договор не содержит условий, о которых вам не известно или смысл которых не ясен.
Отдельное внимание следует обратить на попытки введения граждан-заемщиков в заблуждение относительно их обязательств по сделкам путем использования в договоре специальных терминов (например, «аннуитетные платежи») без раскрытия их содержания. Постарайтесь узнать их значение.
- Помните, что подписав кредитный договор (заявление-оферту), вы соглашаетесь со всеми его условиями и принимаете на себя обязательства по их выполнению, в том числе по возврату в установленные сроки суммы основного долга и уплате всех причитающихся платежей, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) которых банк будет вправе обратиться с иском в суд.Кредитная организация обязана иметь вывеску с указанием фирменного наименования, адреса, режима работы и указывать всю эту информацию в договоре. При этом фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слова «банк» или «небанковская кредитная организация».