print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Защита интеллектуальных инвестиций

Почему бизнесу важно своевременно обеспечить защиту прав на интеллектуальную собственность.

Хакерство интеллектуальных прав

Деньги и знания, время и здоровье — вещи не бесконечные, это знает любой бизнесмен. При помощи этих ограниченных ресурсов создаются и вовлекаются в производственный процесс не только объекты материального мира (недвижимость, станки, транспорт, инвентарь и т.п.), но и результаты интеллектуального труда. Поэтому, чтобы быть эффективным, необходимо тщательно оберегать результаты своих инвестиций, получая от их использования прибыль, а не убытки.

Как защитить основные средства и себя лично знает каждый: страховка, сигнализация, физическая охрана и т.п. Но как защитить интеллектуальные инвестиции, которые по ценности порой превосходят материальные, известно далеко не всем. И лишь единицы реально что-то предпринимают в этом отношении — это, к сожалению, «медицинский факт».

Любое нарушение интеллектуальных прав, реально используемых в деле, — это опасное для бизнеса покушение на его жизнь. Ведь при умело спланированной атаке на бренд, незащищенный свидетельством на товарный знак, или на не подкрепленную патентной защитой инновационную разработку, можно не только существенно затруднить деятельность отдельно взятого предприятия, но и на длительный срок его остановить или же полностью убрать с рынка. Злоумышленники, коими часто бывают конкуренты, могут воспользоваться неправильной или неполной защитой интеллектуальной собственности и зарегистрировать её на себя, а некачественно составленные патенты просто отменить.

Проверено юридической практикой и так называемой «кровью бизнеса» — потерянными деньгами: тот, кто позаботился о защите интеллектуальной собственности заранее, менее привлекателен для нападения и всегда имеет несоизмеримо больше шансов в борьбе с хакерами интеллектуальных прав и патентными рэкетирами.

Интеллектуальная собственность — это законная монополия

Почему же указанные риски перехвата или отмены интеллектуальных прав так критичны для бизнеса? Потому что правообладателю (лицу, указанному в патенте или свидетельстве) принадлежит монополия на использование интеллектуальной собственности, так называемое исключительное право, гарантированное государством.

Исключительность интеллектуальных прав дает правообладателям преимущество, которое те вправе использовать по своему усмотрению или не использовать вовсе. Это преимущество означает, что только правообладатели вправе распоряжаться своими интеллектуальными правами, используя их самостоятельно, разрешая или запрещая любое использование кому бы то ни было. Такое преимущество (льгота) дается правообладателю как компенсация за уникальность и неповторимость творческого результата, за то, что интеллектуальный труд является уделом немногих, а ценный, с коммерческой точки зрения, оригинальный результат встречается еще реже и всегда становится конкурентным преимуществом правообладателя в бизнесе.

Институт правовой охраны интеллектуальных прав, обеспеченный силой государственного принуждения, во всем мире преследует одни и те же высокие цели, так как обеспечивает непрерывность развития технического прогресса, науки и культуры. Посудите сами, было бы бессмысленно инвестировать в инновации или самому создавать что-то новое, если бы правообладателю и инвестору не гарантировалась такая исключительность.

Каждый объект интеллектуальной собственности уникален и существует в единственном числе. Не может быть два одинаковых изобретения у двух разных правообладателей. Почти аксиома, что первым в бизнесе станет тот, кто первым получит патент, он же будет в итоге единственным, кто сможет пользоваться коммерческими плодами. История с изобретением радио Маркони - Поповым — тому подтверждение.

Интеллектуальная собственность делает бизнес исключительным, а ее воровство - беззащитным

Исключительное право на изобретение, товарный знак, дизайн и т.п. обладает огромным экономическим смыслом, так как позволяет только правообладателю определять границы использования товаров и технологий, содержащих ему принадлежащую интеллектуальную собственность, кем бы то ни было по своему усмотрению по объему, во времени и в пространстве. Данное право позволяет правообладателю по всему миру защищать свои коммерческие интересы, контролировать качество и количество товаров и услуг, выпускаемых под его товарным знаком и с использованием его интеллектуальных прав.

Поэтому, когда происходит несанкционированное использование или кража интеллектуальной собственности, бизнес теряет исключительность, так как невольно встает в один ряд с бизнесом нарушителей и недобросовестных конкурентов. В результате их действий получается, что высокотехнологичный и популярный продукт можно купить под другим брендом, но дешевле, или, что хуже, приобрести подделку, маркированную известным брендом производителя, но очень плохого качества.

Использование третьими лицами без разрешения правообладателя интеллектуальной собственности в коммерческой деятельности непременно вступает в конкуренцию с коммерческой деятельностью самого правообладателя того же рода, вызывая их смешение в глазах потребителей или же создавая невыгодное впечатление о наличии связей либо особых отношений между правообладателем (владельцем интеллектуальной собственности) и третьими лицами — нарушителями.

Только комплексный подход к защите интеллектуальных инвестиций и грамотное использование дарованной интеллектуальной собственностью законной монополии может позволить современному бизнесу сохранить свою исключительность, конкурентоспособность, быть устойчивым и привлекательным для инвесторов, быстро развиваться и расширять круг своих клиентов.

Примеры из практики

Компания «Модуль», будучи в 90-х годах единственным производителем уникального оборудования для «Газпрома», вовремя не закрепила за собой исключительные права на товарный знак. Досадное упущение привело к тому, что сегодня из-за конфликта разных средств индивидуализации существует несколько конкурирующих производителей аналогичного оборудования, а исключительные права на его название не принадлежат кому-то одному.

Компания «Софт» за счет собственных средств разработала уникальное программное решение, которое заинтересовало серьезных инвесторов. Но так как в момент разработки программы отношения между программистами и компанией не были надлежащим образом оформлены, компания «Софт» не смогла доказать, что ей принадлежит исключительное право на программу. Программа была приобретена инвестором непосредственно у программистов за меньшие деньги.

Компания «Люкс» продала в роддом фетальный монитор — средство измерения медицинского назначения, ввезенное в Россию без согласия правообладателя и в неизвестном состоянии. Обязательную метрологическую проверку «серый» прибор не проходил. В результате «нормальных» показаний прибора врачи не смогли вовремя выявить патологию плода, и, к их удивлению и горю родных, родился мертвый младенец. О вреде имени производителя и его товара говорить также не приходится.

*Названия компаний изменены. Некоторые из перечисленных примеров описаны в моем профайле

Статья опубликована в журнале "ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС", №16/2010

авторское право, деловая репутация, доменные споры, интеллектуальная собственность, конкуренция, международные товарные знаки, международный патент, патенты, программное обеспечение, споры по интеллектуальной собственности, товарные знаки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности