print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Законы для массмедиа

Какие законы стоит изучить журналисту и редактору — заметка в блоге Михаила Хохолкова.

Материал профессионального журналиста отличается не только актуальностью и крутостью текста, но и соответствием закону.

Действующее законодательство в медиасфере можно назвать одним из самых неоднозначных и сложных в применении. Все потому, что многие правовые нормы носят оценочный характер, в них содержится очень много условностей, а законодательные понятия могут трактоваться расширительно или точечно. Усложняется правоприменительная практика и активным законотворчеством, регулирующим Интернет.

Нормативные акты для журналистов

Тем не менее, возможно определить минимальный объем юридических знаний, которые журналист и главный редактор могут почерпнуть из следующих нормативных актов:

1. Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» — основной закон для корреспондента. Права и обязанности, регулируемые данным законом, необходимо знать наизусть. Главным редакторам обязательно знать требования, предъявляемые законом к выходным данным. Казалось бы, эти нормы не сложные и не новые, но большинство претензий к печатным СМИ со стороны Роскомнадзора основаны именно на неполном или неверном указании выходных данных.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25 июля 2002 года — один из самых неоднозначных и опасных для журналистов законов. Неосторожность в распространении материалов, необязательно даже напрямую связанных с экстремизмом, может послужить основанием для привлечения к уголовной ответственности. В соответствии с данным законом Министерство юстиции РФ сформировало и ведет Федеральный список экстремистских организаций и Федеральный список экстремистских материалов. Данные реестры постоянно обновляются, поэтому следует регулярно обращаться к их содержанию.

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от 27 июля 2006 года регулирует основные принципы права на поиск, получение и распространение информации. Кстати, статья 10.2 этого закона, принятая 05.05.2014 года и именуемая «Законом о блогерах», до сих пор активно обсуждается в связи с тем, что на блогеров возложены некоторые обязанности и права традиционных СМИ. Видимо, сказывается принятие этого закона в мае — будем всю жизнь маяться.

4. Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определяет порядок применения знака информационной продукции (те самые 16+,18+), а также требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей.

5. Федеральный закон «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 года — журналисту необходимо знать, в каких случаях он обязан получать согласие на распространение персональных данных гражданина, а в каких может использовать их по своему усмотрению.

6. Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» — райтеры, пишущие рекламные тексты, создающие нативную рекламу, обязаны знать об особенностях рекламирования отдельных видов товаров или услуг. Например, о том, как правильно рекламировать финансовые или медицинские услуги. Незнание всех нюансов может привлечь к рекламодателю не покупателя его товаров, а Федеральную антимонопольную службу с большим штрафом. Можно ознакомиться и с разъяснениями ФАС о рекламе.

7. Отраслевым журналистам необходимо изучить законодательство той сферы, о которой они пишут:

  • политическим обозревателям, например, нужно руководствоваться Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
  • корреспондентам, ведущим криминальную рубрику, нужно знание Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, Законов «О полиции», «О прокуратуре» и т.п.

Судебная практика для журналистов

Особо можно отметить законодательные нормы, охраняющие права граждан на частную жизнь, использования их изображений, защиту чести и достоинства.

По некоторым данным, иски к редакциям по делам о диффамации (защите чести, достоинства и деловой репутации) составляют подавляющее большинство среди других дел. В связи с этим необходимо знать общие принципы защиты нематериальных благ. Они содержатся в главе 8 Гражданского кодекса РФ «Нематериальные блага и их защита», а также параграфе 4 главы 59 Гражданского кодекса РФ «Компенсация морального вреда», который регулирует общие положения, основания, способы и размеры компенсации морального вреда.

Категория таких дел является особенно сложной, поэтому знаний общих принципов и норм будет недостаточно. Рекомендую читать на ночь глядя, особенно перед выпуском свежего номера своего издания:

  • «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016);
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 №16 (ред. от 09.02.2012) «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 (ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»;
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

Иски к СМИ о нарушении интеллектуальных прав

Наверняка многие слышали о многотысячных исках блогера Варламова к региональным СМИ о взыскании компенсации за незаконное, по его мнению, использование фотографий. Между прочим, не все дела Варламов выигрывает, а некоторые еще рассматриваются. И вскоре будут вынесены судебные решения, которые, вероятно, изменят привычное поведение журналистов при иллюстрировании своих публикаций чужими фотографиями. 

Поэтому нужно следить за судебной практикой, анализ которой позволяет понять, как суды применяют ту или иную норму в конкретной ситуации.

Пример из практики

Многие почему-то забывают, что объектом авторского права, наряду с фотографией, является практически любой текст журналиста.

Так, еще в 2012 году от имени редакции сайта Gorodskievesti.ru (члена Альянса Независимых Региональных Издателей) был подан иск о взыскании компенсации за скопированные другим сайтом тексты. Арбитражный суд Свердловской области постановил взыскать с ответчика 50 000 руб., по 10 000 руб. за каждую из пяти скопированных статей (дело А60-9509/2012).

Кстати говоря, в этом же деле была доказана применимость в российском праве лицензии Creative Commons. В Гражданский кодекс РФ новеллы о «свободных» лицензиях были включены лишь в 2015 году. А в ходе исполнения решения был создан интересный прецедент, связанный с арестом доменного имени в ходе исполнительного производства: судебным приставом был арестован домен должника как нематериальный актив. Так незнание законодательства и поверхностное отношение к делу может привести даже к потере домена СМИ! 

Вместо заключения коротко отмечу, что материал профессионального журналиста отличается не только актуальностью и крутостью текста, но и соответствием закону.

Источник: блог Михаила Хохолкова, ИНТЕЛЛЕКТ-С, на сайте mediapravo.com 

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

авторское право, деловая репутация, медиа, реклама, споры по интеллектуальной собственности, юруслуги издательскому бизнесу

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности