print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Законодательство об электроэнергетике

Об особенностях действия законов во времени.

Законодательство об электроэнергетике в основе своей законодательство гражданское, в силу чего подчинено принципам оного.

Согласно п.1 ст.4, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Ряд авторов, толкуя данный пункт закона, обращают внимание на то, что обратное действие могут иметь только положения закона, и только в случае, прямо предусмотренном в нем [1]. И данную узкую трактовку понятия «pакон» следует признать правильной, тем более что обратное действие - это исключение из основополагающего принципа регулирования.

Однако и такие, казалось бы, очевидные вещи приходится доказывать и защищать.

Переломным этапом в регулировании нескончаемого процесса реформирования энергетики стал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» от 04.11.2007 №250-ФЗ.

Несмотря на в целом довольно положительный эффект от принятия такого закона, он поставил под сомнение обсуждаемый нами принцип, а именно, ввел норму, согласно которой Постановление Правительства, а также любой иной акт по определенному предмету регулирования может иметь обратную силу.

Согласно упомянутому акту, абзац 13 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» был изложен следующим образом:

«Утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу».

Судебная практика, в частности, одного из флагманов правосудия в энергетике — Высшего арбитражного суда РФ, толковала данную норму в нескольких делах, однако ни в одном не была поставлена под сомнение сама правомерность такого положения закона.

Первоначально ВАС РФ ограничился указанием на то, что Основные положения функционирования розничных рынков не следует отождествлять с существующими Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики (утв. Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006) [2].

Далее высшая инстанция указала, что Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики, являясь актом, регулирующим ценообразования на розничном рынке в данной части, обратную силу имеют. И, в частности, применяются к тем правам и обязанностям по договорам, связанным со снабжением электрической энергией, которые возникли с момента вступления Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» в силу [3].

Естественно, две эти позиции повлияют на практику договорного регулирования и скажутся на договорных компаниях гарантирующих поставщиков по всей стране. В частности, потребитель будет совершенно прав, сопротивляясъ изменению порядка расчетов по договору (который нельзя отнести к вопросам ценообразования) и иных положений. И, в свою очередь, не будет учитываться его желание при изменении порядка расчета цен на розничном рынке электроэнергии.

Однако принципиально ВАС РФ обходит стороной главный вопрос, а точнее, своими решениями дает понять, что у него такой вопрос вообще не стоит.

Согласно п.2 ст.3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Норма ст.6 Федерального закона от 26.03.2003 №36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", допускающая обратное действие Постановления Правительства, регулирующего розничные рынки, а также любых актов, регулирующих ценообразования на розничном рынке электроэнергии, напрямую противоречит ст.4 ГК РФ.

Логично предположить, что ВАС РФ оставляет данный вопрос Конституционному суду, ведь, по сути, давая таким образом карт-бланш не только правительству, но и другим органам исполнительной власти, законодатель нарушает не только общеправовой принцип действия закона во времени [4], но и конституционный принцип разделения властей.

Однако непонятно, почему в электроэнергетике о приоритете ГК забывается, а в других сферах ВАС РФ, найдя противоречие федерального закона и ГК РФ, отдает приоритет последнему, руководствуясь ст.3 кодекса [5].

Пункт 4 ст.539 ГК РФ лишь в одной части допустил приоритет иных нормативных актов перед кодексом, а именно, в части параграфа 6 главы 30, посвященного договору энергоснабжения, но не более.

Причем отступление от основных принципов кодекса есть и в иных энергетических спорах, исследованных ВАС РФ.

Например, в одном случае стороны заключили договор с условием о применении к нему нормативно-правового акта органа власти, который будет принят гораздо позднее. Проще говоря, придали своим соглашением обратную силу нормативно-правовому акту. Исходя из положений ГК о недействительности сделок, такое условие сделки следовало квалифицировать, как ничтожное, согласно ст.168 и 180 ГК РФ, в силу противоречия ст.4 ГК РФ. Однако ВАС указал, что выводы нижестоящих судов о правомерности такого условия обоснованы [6]. И такое отступления от общего принципа действия закона во времени не единственное в энергетике...

Собственно, в заключение логично задать вопрос: это начало новой тенденции, означающей отход от системы кодификации в сторону прецедентов, систематизирующих гражданское законодательство в целом по иному, или же только законодательство в области электроэнергетики?

Автор статьи Иван Елисеев, бывший сотрудник ИНТЕЛЛЕКТ-С. 

[1] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой // под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского //СПС КонсультантПлюс, 2006; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой // СПС КонсультантПлюс, 2006.

[2] Решение ВАС РФ от 18.12.2008 №13093/08 // СПС КонсультантПлюс.

[3] Постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. №5642/08 // СПС КонсультантПлюс.

[4] В частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 №1549-О-П указывается: "Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу". // СПС КонсультантПлюс.

[5] Определение ВАС РФ от 05.10.2009 №ВАС-9548/09 по делу №А73-7174/2008 // СПС КонсультантПлюс.

[6] Определение ВАС РФ от 16.09.2009 №9469/09 по делу №А60-15227/2008-С9 // СПС КонсультантПлюс.

недвижимость, энергетика

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности