RU   EN

print

Закон о закупках (223-ФЗ) и ст. 447–449 ГК РФ

Может ли субъект, подчиненный действию 223-го закона, оказаться в лучшем положении, чем обычный субъект?

Прошедший 2014 год для Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С, где я имею честь работать, ознаменовался, помимо прочего, аж двумя исками в защиту своих собственных интересов. Признаемся, не так часто юристы судятся за самих себя - гораздо чаще за клиентов. Одним из таких исков был иск к Сбербанку России о понуждении к заключению договора - дело №А40-176170/2013 - ИНТЕЛЛЕКТ-С выиграл тендер на оказание юридических услуг Сбербанку, однако последний отказался заключать договор, а впоследствии обнаружилось, что интересы Сбербанка в делах, которые должны были быть поручены нам, велись юристами другой юрфирмы, проигравшей нам в тендере. Обидно? Очень. Потому и иск предъявили.

По первой инстанции дело мы выиграли, но апелляция в иске отказала и кассация ее поддержала. Там довольно много разных аргументов, в том числе, и вопрос о праве на произвольный отказ заказчика от договора об оказании услуг (правда, чтобы отказаться, надо, наверное, сначала договор заключить) и т.п. Но интерес вызывает один из доводов, довольно некритично воспринятый апелляционным и кассационным судами из позиции Сбербанка, который заключается в следующем: проведенная Сбербанком процедура запроса предложений предусмотрена положением о торгах Сбербанка, принятом на основании Закона №223-ФЗ (хотя вообще-то Сбербанк не подпадает под действие этого закона ни по одному из пунктов, но, впрочем, по духу закона вполне можно предположить его распространение и на крупнейший и выполняющий во многом почти публичную функцию банк страны), и эта процедура отличается от процедуры торгов, а потому с точки зрения банка и поддержавших его судов на нее не распространяются правила ст.447-449 ГК.

В качестве дополнительного подтверждения приводятся доводы о том, что вопреки требованиям ст.448 ГК извещение о торгах было сделано не за 30 дней, а за 8, а в самом извещении не был указан срок заключения договора. Последние два момента вообще достаточно забавны - то есть получается, что достаточно нарушить требования ГК о проведении торгов, чтобы избежать понуждения к заключению договора - шикарный способ для обхода закона.

Но, в общем и целом, суды в этом деле утверждают, что, применяя Закон №223-ФЗ, проводящее закупки лицо может обеспечить себе более выгодное положение, чем субъект обычный, на которого этот закон не распространяется. Вот этот вывод с точки зрения целей принятия закона кажется совершенно неверным.

Закон №223-ФЗ предусматривает особые - повышенные - требования к подчиняющимся ему лицам, а потому не может предусматривать для них более льготный, чем общий, режим. Как представляется, наоборот, подчиненный 223-ФЗ субъект должен выполнить и требования ст.447-449 ГК, и специальные требования закона и принятых на основании него локальных актов.

Конечно, направленность ст.447-449 ГК и Закона №223-ФЗ несколько отлична: если первые направлены на защиту участников торгов, то вторые - на цели, лежащие, скорее, "внутри" самого организатора торгов. Однако и с этой точки зрения невозможно говорить, что положения 223-ФЗ или принятых на основе его документов исключают действие ст.447-449 ГК, как специальные, ведь при таком понимании - если учесть отличие направленности норм - они вообще не находятся друг к другу в отношениях "общие-специальные".

Пока же принятое судами толкование создает широчайшие возможности для обхода закона (ст.447-449 ГК) со стороны как раз тех, чья свобода в договорных отношениях по идее ограничивается Законом 223-ФЗ. Мы поставили этот вопрос теперь перед Судебной коллегией ВС по экономическим спорам, посмотрим, передадут ли жалобу для рассмотрения.

Источник: блог Александра Латыева на портале Zakon.RU

госзаказ, договорное право, коммерческое право

Похожие материалы

Юридические услуги
Коллекторские услуги

Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Патентные услуги
Регистрационные услуги      

Политика информационной безопасности