print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Я — рубашка

Эссе о правовом консалтинге во время кризиса.

Бытует мнение, если кто-кто в кризисе выиграл, так это юридические фирмы. А те из последних сил стараются поддержать это заблуждение. Да, я не оговорился — заблуждение, миф. Дело в том, что юристы по закону жанра обязаны излучать уверенность, спокойствие и производить впечатление успешных людей. У меня лично пока получается сохранять внешние профессиональные признаки, хотя честно признаться с каждым днем все труднее и труднее. Свои ощущения от мирового экономического кризиса я сравниваю с тем, что может чувствовать пассажир падающего самолета, когда страшно не потому, что все умрут, главная жуть в собственной беспомощности, в понимании, что от тебя ничего не зависит, совсем ничего. Продолжая тему падающего самолета, можно представить в нем профессионального консультанта, который должен за считанные секунды сделать все возможное: раздать желтые жилеты со свистком для отпугивания акул, поднять откидные столики, рассказать, как пользоваться кислородной маской, как группироваться в ожидании удара. Шансы выжить в этой ситуации как пассажирам, так и консультанту, приближаются к нулю, но они есть теоретически, значит, есть и смысл в таком консалтинге.

Надо поставить себя на место юриста, чтобы понять насколько обидно в последний раз консультировать клиентов, с которыми доверительные отношения складывались годами. Пока таких доверителей немного, но зная ситуацию почти всех, понимаешь, к сожалению, как мало осталось клиентов, положение которых не вызывает беспокойства.

Меня, как руководителя юридической фирмы, живущего не изолированно, а внутри юридического бизнеса как такового, с общими для всех проблемами и достижениями, воспринимающего себя его частью, волнует больше всего не то, что клиенты перестают платить в мою фирму или сокращают мои бюджеты, а то, что одни в принципе никому больше не платят за юридический консалтинг, а другие меньше им пользуются.

Сильнее страдает в ИНТЕЛЛЕКТ-С, как, впрочем, и во всех больших юрфирмах то, что было особенной «гордостью» и приносило наибольшую прибыль — например, юридические услуги в сфере интеллектуальной собственности, инвестиций, строительства и девелопмента. Удивляться нечему, ведь это юридические продукты для растущей и развивающейся экономики, выросшие как на дрожжах вместе с ней, и также быстро обрушившиеся вслед.

Сейчас остается лишь вспоминать те бешеные темпы, которыми развивался российский рынок юруслуг. Только российский бизнес научился ценить и отличать специалистов высокого класса, взвинтив их зарплаты на неведомые высоты, только клиенты пришли к пониманию, что высокому качеству юридических услуг соответствуют высокие гонорары.

Сами же юридические фирмы, задумавшись о будущем, стали не на шутку выстраивать долгосрочные стратегии, планировать региональное развитие, вкладываться не только в собственную инфраструктуру, но и в какие-то интеллектуальные продукты, системы качества, электронный документооборот и тому подобную роскошь. Некоторые даже, страшно сказать, занялись благотворительностью, стали развивать pro bono – бесплатную юридическую помощь по американскому образцу, затеяли реформы внутренних партнерских отношений, внедрили внутренние системы наставничества и удержания перспективных сотрудников, кодексы этики, стандарты оказания услуг.

В общем, глупости все это, пора возвращаться на землю. Я не об этом хотел сказать в своем эссе, видимо, наболело. На самом деле, грех жаловаться, так как те фирмы, к образу и подобию которых мы стремились, такие все высокотехнологичные, которые, как нам казалось, забрали все вкусное себе, чувствуют себя намного хуже, а некоторые глобальные юридические фирмы даже находятся на грани финансового краха. Если юристы фирм, входящих в так называемый Магический кружок (Magic circle) c Тайм сквер, уходят домой к своим детям в шесть вечера, так и не «добиллив» план, или уезжают в Тибет на месяц в ожидании увольнения, то юристы российских юридических фирм, сидя в типичных советских офисах и работая на коленке по 18 часов в день и выходные, обеспечивают клиентов обычными юридическими услугами первой кризисной необходимости: взыскивая долги и кредиты, исполняя решения, увольняя и сокращая персонал, продавая недвижимость добросовестному приобретателю, скрывая активы, снижая претензии, регистрируя чистые фирмы и ликвидируя грязные, отбивая захваты, банкротя все подряд. Причем в количестве кризисных клиентских обращений, в первую очередь, выиграли фирмы, которые вкладывались годами в собственную деловую репутацию, так как клиенты валом пошли только туда, куда рекомендовано сходить друзьями и коллегами — в юрфирмы, которые, что называется, «на слуху». Понятно, что подобные услуги первой юридической необходимости не в пример дешевы, но это все же хлеб, так как он поможет выжить многим юрфирмам и, надеюсь, позволит сохранить структуру, административный и юридический штат высокотехнологичных и элитных юридических практик, оставшихся сейчас практически без заказов.

Сохраняется не только надежда, но и некий осадок, ощущение, будто бы за время нахождения в тайге потеряно абсолютно ненужное умение пользоваться столовыми приборами. Потом, когда выйдем из леса и пойдем в ресторан, будем чувствовать себя неудобно.

В качестве заключения хочется сказать представителям бизнеса как профессиональным заказчикам юридических услуг, что нельзя в плохие времена пользоваться юридическими услугами в том же объеме, что и в хорошие. Ведь юридический консалтинг — единственный из всех видов делового консалтинга, который реально и осязаемо приносит деньги в компанию клиента. Кризис ухудшает ситуацию по всем статьям и тот маленький ручеек, который обеспечивали юристы взыскивая долги, сокращая встречные претензии, уменьшая санкции и аппетиты госорганов, радеющих за план по привлечению и за пополняемость бюджета, необходимо поддерживать, как минимум, в докризисном объеме, а еще лучше увеличить в несколько раз. Ресурсы восстановления ликвидности бизнеса можно попытаться найти в тех проблемах, которые раньше, на фоне общего благополучия, также были благополучно забыты и списаны на убытки или забросаны деньгами, ведь нельзя исключать возможность отыграть некоторые ситуации задним числом, надо только дать юристам взглянуть на документы.

Кроме того, кризис — это время войны юридических технологий, где с одной стороны линии фронта — искусство получить все причитающиеся по справедливости и по праву деньги и блага, а с другой — искусство не отдать чужое. Кто победит в этой войне? Тот, у кого лучшие юристы, или я не прав?

На мой сугубо предвзятый взгляд, очевидно, какая рубашка сегодня ближе к телу любого предпринимателя. Я уверен, что ближе к телу рубашка-юрист, а вы как думаете?

Материал опубликован в журнале "ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС", №14/2009

развитие бизнеса

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности