print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Выездные госпроверки

Практические рекомендации для руководителей и сотрудников компаний.

Что должен знать предприниматель о порядке организации госпроверок бизнеса? Какие меры он может предпринять для защиты своих прав и интересов при проведении выездной проверки? На вопросы отвечает Юлия Курмамбаева, Группа правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С.

Курмамбаева Юлия Решатовна

Курмамбаева Юлия Решатовна


Порядок проведения большинства проверок регулируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ (далее — ФЗ №294). К ним относятся проверки Ростехнадзора, Роспотребнадзора, МЧС (в частности, Госпожнадзора), трудинспекции (с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ), Росреестра, органов строительного надзора, органов, уполномоченных в области регулирования тарифов, антимонопольных органов (с особенностями, установленными антимонопольным законодательством) и других органов власти. Именно этим проверкам мы уделим внимание в статье [1].

1. Служебные удостоверения проверяющих

Любая проверка должна начинаться с предъявления проверяющими служебных удостоверений. Рекомендуем проверить и зафиксировать следующие данные удостоверения:

  • номер удостоверения;
  • каким органом выдано удостоверение;
  • срок действия удостоверения;
  • Ф.И.О. проверяющего.

Данная информация позволит вам удостовериться в том, что проверяющие имеют полномочия на проведение проверки от имени заявленного ими органа власти. Кроме того, эти сведения пригодятся для последующего обжалования действий конкретного сотрудника, нарушившего ваши права в ходе проверки.

Для полной уверенности рекомендуем в присутствии проверяющих позвонить в соответствующий орган власти и уточнить, работают ли в нем данные лица и поручалось ли им проведение проверки в вашей организации. Такие действия носят не только информативное, но психологическое значение, поскольку с самого начала проверки вы дадите понять проверяющим, что четко знаете свои права и сможете их защитить при необходимости.

Важно! Отказ в предъявлении служебного удостоверения либо наличие в предъявленном удостоверении существенных недостатков (истек срок действия, выдан иным органом власти и пр.) дает вам право не допускать соответствующее лицо в ваши помещения для проведения проверки.

2. Распоряжение (приказ) о проведении проверки

Согласно ФЗ №294 все проверки должны проводиться на основании распоряжения (приказа) органа власти. Поэтому вместе со служебным удостоверением вам в обязательном порядке должны вручить под роспись копию такого распоряжения [2].

Важно! Отказ в предъявлении распоряжения о проведении проверки дает вам право не допускать проверяющих в ваши помещения для проведения проверки и не выполнять их требования.

Рекомендуем внимательно ознакомиться с представленным распоряжением, в частности, в нем должны быть указаны:

  • Наименование органа власти, проводящего проверку.
    На данном этапе вы можете установить, являются ли проверяющие сотрудниками данного органа согласно их служебным удостоверениям.
  • Ф.И.О., должности проверяющих, уполномоченных на проведение данной проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов.
    Следует знать, что вы вправе не допускать в ваши помещения и не выполнять требования тех должностных лиц, которые не указаны в распоряжении.
  • Наименование юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), проверка которого проводится. Обратите внимание, что в распоряжении ИНН или ОГРН (ОГРНИП) проверяемого лица не указывается.
    Если в распоряжении не указана ваша организация, то любые действия и требования проверяющих вы можете игнорировать.
  • Цели, задачи, предмет проверки.
  • Срок проведения проверки (подробнее об этом см. в разделе 3 настоящей статьи).
  • Правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами.
  • Сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
  • Перечень документов, которые вам необходимо представить проверяющему органу.
    Обратите внимание, что вы не обязаны представлять проверяющим документы и информацию, не связанные с предметом проверки, указанным в распоряжении.
  • Перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия.
    Вы вправе требовать представления копий указанных регламентов.
  • Вид проверки — плановая или внеплановая (подробнее об этом см. в разделе 4 настоящей статьи).

3. Сроки проведения проверки

Сроки проведения любой проверки не могут превышать 20 рабочих дней. Законом не предусмотрена возможность для приостановления проверки и увеличения в связи с этим её срока. Исключение составляет лишь случай, когда должностное лицо, проводящее проверку, приходит к выводу о том, что необходимо провести сложное расследование или экспертизу. В такой ситуации руководитель проверяющего органа может продлить срок проверки ещё на 20 рабочих дней.

Специальные ограничения максимальной продолжительности проверок предусмотрены для субъектов малого предпринимательства, согласно которым общий срок плановых выездных проверок на этих предприятиях не может превышать 50 часов в год, а на микропредприятий – 15 часов в год.

На любом предприятии должен существовать журнал учёта проверок. Каждый раз приходя или уходя из вашей организации, проверяющий должен расписаться в этом журнале и указать время прихода или ухода. При расчете срока проверки суммируются часы согласно записям в журнале. Такая процедура позволит вам отследить срок проведения проверки.

Важно! Нарушение срока проверки признается грубым и влечет за собой признание ее результатов незаконными.

4. Плановые и внеплановые проверки

Плановая проверка проводится не более одного раза в три года при условии включения проверки в ежегодный план проверок соответствующего органа власти.

При этом надо учитывать важное обстоятельство, что понятие плановой проверки закон связывает не с органом власти, который ее проводит, а с предметом проверки. Как следствие, один и тот же орган власти может проводить несколько разных плановых проверок в течение 3 лет. Например, если сегодня Роспотребнадзор проверяет у вас соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, это не означает, что завтра он не придет с проверкой соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей.

План проверок на каждый год размещается на официальном сайте соответствующего органа власти, а также в сводном плане на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Внеплановые проверки могут проводиться неограниченное количество раз при наличии следующих оснований:

  • Истечение срока исполнения ранее выданного органом власти предписания.
  • Поступление в органы власти информации о возникновении угрозы причинения вреда либо реальном причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    По закону, такая информация становится основанием для проверки, если она поступила в форме обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, либо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, либо из средств массовой информации.

    Однако проверка по данным основаниям может быть проведена только после согласования с прокуратурой, о чем должно быть указано в распоряжении на проведение проверки. Согласование проводится в районной прокуратуре, которая находится по месту осуществления деятельности проверяемого предприятия.
  • Обращения граждан о нарушении прав потребителей. При этом обратиться с таким заявлением могут только те граждане, права которых были нарушены, и заявление не должно быть анонимным. Тем не менее даже один недовольный потребитель может стать причиной проверки.
  • Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля, изданный в соответствии с конкретными поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

5. Кто может и должен присутствовать при проверке

Любая проверка должна проводиться в присутствии представителей проверяемого лица.

Бытует заблуждение, что проверка не может быть проведена в отсутствие руководителя проверяемого лица. Однако в действительности практически все проверки могут проводиться вне зависимости от того, присутствует ли при этом руководитель проверяемого лица или нет (в том числе налоговые проверки). Так, в силу п.2 ст.15 ФЗ №294 выездная проверка может быть начата и при наличии иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемой организации. Фактически это правило подразумевает возможность проведения проверки в присутствии любого работника проверяемого предприятия.

Со стороны проверяемой организации имеют право присутствовать на проверке абсолютно любые представители: работники, юристы, клиенты, пресса и пр. Исключением являются случаи, прямо указанные в законе (как правило, они связаны с проведением оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых сотрудниками правоохранительных органов).

А вот со стороны проверяющих — только те лица, которые указаны в распоряжении (постановлении, приказе) о проведении проверки. Среди них могут быть эксперты, специалисты и т.д. Кроме того, в определенных законом случаях проверяющие обязаны привлекать понятых.

6. Правила поведения для сотрудников организации при проверке

Представители проверяемой организации обязаны предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с предметом проверки, а также обеспечить доступ на территорию предприятия (здания, строения, сооружения, помещения), к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам и подобным объектам (п.5 ст.12 ФЗ №294).

Важно! Не давайте объяснения непосредственно в ходе выездных мероприятий проверки (например, при осмотре помещений), подробно проинструктируйте своих работников об этом.

Цель проверки — собрать как можно больше доказательств наличия состава какого-либо правонарушения (преступления), а то и нескольких. Закон запрещает препятствовать проведению законных мероприятий контроля, однако помогать проверяющим вы не обязаны: чем меньше информации и доказательств вы им представите добровольно, тем больше работы будет у них.

Если проверяющие предлагают вам или вашим работникам дать объяснения по каким-либо фактам при составлении протокола (акта) осмотра вашего предприятия, лучше всего указать, что такие объяснения будут даны позднее в ходе рассмотрения материалов соответствующей проверки. Тем самым вы не предоставите проверяющим дополнительной информации и будете иметь возможность обдумать свою позицию, проконсультироваться с юристами. Законодательство РФ не предусматривают никакой ответственности за непредоставление объяснений лицом, в отношении которого ведется проверка, поскольку это его право, а не обязанность.

Объяснения лица, в отношении которого ведется проверка, необходимо отличать от свидетельских показаний. Свидетель как участник проверки имеет специальное процессуальное положение. Давать пояснения в ходе проверки вы и ваши сотрудники обязаны только в том случае, если привлечены в качестве свидетеля.

Практически все документы, регулирующие порядок проведения проверок, содержат нормы об ответственности свидетеля за дачу заведомо ложных показаний либо за отказ или уклонение от их предоставления (ст.17.9 КоАП РФ, ст.128 Налогового кодекса РФ, ст.307, 308 Уголовного кодекса РФ). Свидетель имеет право не свидетельствовать лишь против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Процедура привлечения к участию в проверке в качестве свидетеля предусматривает следующие обязательные шаги проверяющих:

  • До начала допроса предупредить вас об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, либо за отказ или уклонение от их предоставления под роспись в протоколе допроса.
  • Предоставить вам информацию о деле (уголовном деле, деле об административном правонарушении, налоговой или прокурорской проверке), в рамках которого вы даете свидетельские показания. В противном случае рекомендуем использовать право на отказ свидетельствовать против себя самого, поскольку вы не знаете, не ведется ли дело (проверка) в отношении вас, а также как в последующем будет использована предоставленная вами информация.
  • Занести все ваши ответы в протокол допроса. Требуйте, чтобы в протокол заносились также вопросы проверяющих, дабы избежать неверной интерпретации ваших ответов в дальнейшем. Если проверяющий отказывается, укажите все вопросы сами в замечаниях к протоколу.
  • Предоставить вам возможность ознакомиться с протоколом и внести в него свои замечания и уточнения.

7. Информация, документы, материальные ценности

Обращаем ваше внимание, что ФЗ №294 не дает право проверяющим изымать какие-либо документы и оборудование при осмотре помещений. В отдельных случаях, например при проверке СЭС, могут быть взяты лишь необходимые анализы, пробы и пр.

Любые копии документов должны быть запрошены у вас отдельным требованием, а изъятие документов и иной собственности проверяемого лица производится только на основании отдельного распоряжения (приказа, постановления) соответствующего органа.

Мы рекомендуем на любом предприятии вводить систему превентивных мер по организации надежного хранения информации. Храните информацию на удаленных серверах. Если это по каким-либо причинам невозможно, рекомендуем использовать съемные жесткие диски на компьютерах, которые при необходимости можно будет незамедлительно извлечь. Документацию храните в сейфах или запирающихся шкафах. Хранение ключей или кодов доступа к ним поручите узкому кругу лиц (например, руководителю и главному бухгалтеру). В случае проверки иные работники могут не открывать соответствующие шкафы, сейфы, ссылаясь на отсутствие ответственных лиц (отпуск, командировка). Таким образом, фактически проверяющие будут лишены возможности получить доступ к необходимой информации, а вам это даст время подготовиться.

Если вам предлагают заплатить за проведение экспертиз, санитарно-эпидемиологических анализов и других исследований, проводимых в рамках проверки, смело отказывайтесь. Любые мероприятия контроля должны проводиться за счет бюджетных средств.

***
Особая ситуация на практике складывается с «заказными проверками», инициированными заинтересованными лицами с использованием коррупционных механизмов. В подобных случаях попытки призвать проверяющих к соблюдению закона, как правило, бесполезны. Здесь вам помогут предпринятые ранее превентивные меры по защите информации, а также подробное фиксирование фактов нарушения процедуры проверки для последующего обжалования неправомерных действий. Используйте видео- и фотосъемку, сбор свидетельских показаний третьих лиц (клиентов, например), участие прессы. И в любом случае постарайтесь как можно раньше привлечь к участию в проверке ваших юристов.

ФЗ №294 провозглашает принцип ответственности органов власти за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного и муниципального контроля.

В развитие данного принципа 27 июля 2010 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях был дополнен статьей 19.6.1, предусматривающей ответственность должностных лиц органов власти за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Повторное совершение указанного правонарушения повлечет штраф от 5 000 до 10 000 рублей.

Кроме того, для предпринимателя законом предусмотрена возможность в судебном порядке требовать взыскания ущерба. Статья 1069 Гражданского кодекса РФ устанавливает ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных и муниципальных органов и должностных лиц.

Статья опубликована в журнале "ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС" (№18/2011)

[1] ФЗ №294 не распространяется на финансовые, налоговые, прокурорские проверки, проверки правоохранительных органов, на расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве и пр. (п.3 ст.1 ФЗ №294).

[2] Следует отметить, что распоряжение (постановление, приказ и т.п.) на проведение проверки, подписанное руководителем проверяющего органа или его заместителем, является обязательным не только для проверок, проводимых в рамках ФЗ №294, но и для любых других госпроверок. В распоряжении должны быть указаны как минимум предмет проверки, проверяемое лицо, Ф.И.О. и должность проверяющих. Исключение составляют лишь прокурорские проверки: проверяющему прокурору достаточно предъявить служебное удостоверение.

антимонопольное регулирование, коммерческое право, налоговое право, налоговые проверки, трудовое право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности