print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Уже не малышки, но все еще не партнеры

Положение женщин-юристов в США.

«Ты многого добилась, малышка» – гласил рекламный слоган компании «Филипп Моррис» 70-х годов прошлого века, искусно воспользовавшийся феминистической доминантой эпохи для широкомасштабного продвижения женских сигарет. Находчивым ответом развязной фамильярности этой кампании, охватившей США, стала популярная в то время футболка с надписью «Я еще не так далеко продвинулась, и я уже не ребенок».

Наверное, сегодня этот лозунг, произведенный креативом поборников борьбы с курением, многие женщины-юристы в крупных юридических фирмах США хотели бы принять в качестве своего собственного. Прошло уже немало лет с тех пор, как в мусорное ведро были отправлены последние из тех износившихся футболок, а среднее процентное соотношение женщин-партнеров для больших фирм практически не сдвинулось с отметки сорокалетней давности: по данным исследования New York Journal, в 2009 году количество женщин среди юристов-партнеров составило только 18,47%. В то же время статистика показывает, что если в 1970-е годы 25% выпускников юридических школ США были женщины, то в 2009 году эта цифра достигла 51%. Это говорит о том, что карьера большинства представительниц слабого пола заканчивается на уровне ассоциата.

Более того, диспропорция сохраняется и в отношении уровня доходов партнеров разных полов. В 2009 году акционерные партнеры-женщины зарабатывали в среднем на 65 850 долларов меньше, чем партнеры мужского пола (средний доход для женщин – 499 350 долларов, для мужчин – 565 200 долларов). Немного менее значительный разрыв был зафиксирован на неакционерном уровне – 250 000 для женщин по сравнению с 275 000 для мужчин (по данным Национальной ассоциации женщин-юристов, NAWL).

По словам председателя комиссии по положению женщин в профессии Американской ассоциации юристов, «несмотря на значительные успехи за последние 20 лет, женщины до сих пор сталкиваются с устойчивыми барьерами на пути к успеху, еще раз подтверждая идею о наличии одновременно и «стеклянного потолка» [1], и «липкого пола» [2]. Среди причин, по которым лишь немногим женщинам удается сделать карьеру партнера, можно назвать гендерные предрассудки, недостаток в менторах-женщинах, неравные возможности для неформального общения с коллегами и клиентами, однако главным камнем преткновения, пожалуй, остается невозможность найти разумный баланс между семьей и работой.

Возможно, это одна из основных причин, по которой лишь немногим женщинам удается сделать карьеру партнера. Иерархическая лестница к вершинам юридической фирмы – путь не из легких. Партнерские лавры – отнюдь не Священный Грааль; для избравших их в качестве своей цели основной максимой на долгие годы становится аскетичное «Работать, работать и еще раз работать...». В то же время большинству юристов не чуждо ничто человеческое, они так же выходят замуж или женятся, создают семьи и заводят детей. Очевидно, что работа практически 24 часа в сутки как неизменное условие достижения статуса партнера элитной юридической фирмы плохо соотносится с понятием семейной жизни. Неполный же рабочий день и вовсе несовместим с классическим образом партнера. «Провести два часа с дочерью в кино или посидеть над документами и заработать дополнительную тысячу долларов?» – дилемма, хорошо известная любому американскому юристу.

Проведенные полуторагодовые консультации некоторых юридических фирм со своими сотрудниками отчетливо демонстрируют, что большинство женщин уходят из юридических фирм на заре своего тридцатилетия. Проделав путь до порога, преодоление которого означает приобретение партнерского статуса, они так и не решаются на последний шаг, окончательно определив для себя, что понятия «мать» и «партнер юридической фирмы» совсем не обязательно совместимы. Тем не менее, некоторые успешные женщины не рассматривают материнство в качестве препятствия для получения партнерского статуса. Так, 57-летняя Мэри Роуз Хьюз, партнер вашингтонского офиса фирмы Perkins Coie, воспитавшая троих детей, вспоминает, что она была первой женщиной в фирме, принявшей решение совместить свою профессию с материнством [3].

Сегодня, когда гендерное единогласие по поводу неудовлетворенности жизненным балансом в профессии болезненно обострено экономической нестабильностью последних лет, от юридических фирм следует ожидать отклонения от традиционных подходов в пользу мер, направленных на восстановление разумного равновесия между работой и жизнью. Если еще в 1990-е годы выражение «неполный рабочий день» для партнера звучало как нонсенс, сегодня эту возможность используют от 2% до 5% партнеров, в том числе и в элитных фирмах, причем две трети из этого числа – женщины. Все больше юридических фирм оплачивают полностью либо частично 12 недель гарантированного законом 1993 года отпуска по беременности и родам, в то время как ранее его использование автоматически «снимало» женщин с партнерской дистанции.

[1] «Стеклянный потолок» – ситуация в сфере занятости, при которой женщины сталкиваются с продвижением коллег-мужчин на более высокие должности и приобретением ими большей ответственности, в то время как женщины со сходным уровнем квалификации остаются на прежних должностях.

[2] «Липкий пол» – ситуация, при которой большинство женщин остаются на должностях низших уровней в организации.

[3] Стоит отметить, что США и Австралия – одни из немногих развитых стран в мире, не гарантирующих предоставление именно оплачиваемого отпуска по беременности и родам. Только законодательством Калифорнии, Нью-Джерси и округа Колумбия предусмотрены программы частичной оплаты, в остальных случаях решение вопроса полностью зависит от политики работодателя.

развитие бизнеса, стажировка в США

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности