RU   EN

print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Уровень Линкольна

Интервью Анастасии Махнёвой, посвященное стажировке "Юридический бизнес в США. Управление юридической фирмой".

Журнал "Юридический бизнес" | Мария Лако

Как возникла идея организовать проект стажировки и почему для его реализации были выбраны именно США? Зачем ехать так далеко, неужели нельзя стажироваться где-нибудь поближе? В конце концов, что общего может быть между юридической практикой в Калифорнии и, например, юрфирмой, базирующейся на Урале или в Москве?

Идея организации стажировки появилась после того, как Евгений Шестаков в 2007 году побывал в деловой поездке в США и посетил несколько местных юридических фирм.

Вернувшись из путешествия, Евгений так оценил результаты поездки (из заметки для журнала "Юридический бизнес", №5/2007):

«Чему меня, гениального предпринимателя и великого российского юриста, могут научить эти американцы? Да что они там вообще могут знать о том, как надо вести юридический бизнес в нашей стране? У нас даже правовые системы разные! И, наконец, что я буду там есть – терпеть не могу гамбургеры!» – примерно такие мысли путались в головах одиннадцати бизнесменов от юриспруденции из разных городов России, летевших в американский штат Аризона самолетом авиакомпании Delta. Там, посреди пустыни Сонора, в ста километрах от мексиканской границы, в Тусоне – городе, давшем название одному корейскому внедорожнику (перечислена почти вся известная до поездки информация – прим. автора), им предстояло пройти стажировку по теме «Юридические услуги». 

 

«Как же у них в Америке правильно и гениально все организовано! Теперь стало действительно понятно, что у американцев есть чему поучиться. Интересно, насколько применимы в российских условиях полученные знания? Смогу ли я с их помощью сделать свою юридическую фирму лучше?» – так думал я, возвращаясь домой».

Мы очень часто отвечаем на вопрос: «Почему Америка?». И ответ здесь вполне очевиден: Соединенные Штаты по праву считаются «законодателями мод» в юридическом бизнесе. Это признают не только в постсоветских странах, где история современного предпринимательства крайне коротка, но и наши европейские коллеги, которые позаимствовали из-за океана немало бизнес-решений.

Для сравнения: история юридического бизнеса в США насчитывает уже не одно столетие, а в России – всего два десятилетия. Очевидно, что российским юристам найдется чему поучиться у опытных коллег, имеющих уже сложившиеся традиции в бизнесе.

В целом же Калифорния и Соединенные Штаты – привлекательный регион для подобных поездок, позволяющий наладить деловые связи, познакомиться с новыми коллегами и партнерами и просто интересно отдохнуть и попутешествовать. Так почему бы нет?

Что, с вашей точки зрения, даст поездка партнеру юридической фирмы? На кого она вообще ориентирована?

Конечно же, не стоит рассчитывать, что поездка к американским коллегам даст готовые решения, которые без каких бы то ни было поправок можно будет быстренько реализовать в России. Все потребует переосмысления и адаптации к особенностям отечественной бизнес-культуры, законодательства, менталитета.

Но полагаю, что можно выделить два очень важных результата стажировок. Первый – это знакомство с новыми подходами к работе, с принципиально иной философией бизнеса, которая заставляет нас задуматься о том, насколько правильно мы работаем и что надо еще создать, сделать или, наоборот, сломать или изменить.

А второй, не менее важный, – это впечатления и эмоции, которыми заряжаешься во время поездки и которые помогают по возвращении в Россию находить силы и желание круто менять жизнь своей компании. И этот заряд сил мы получаем благодаря личному общению с первыми лицами юридических фирм. Точно так же, как в России, в США сами юристы любят говорить про себя, что они в основной массе – плохие предприниматели, поэтому успех юридической фирмы – это заслуга ее топ-менеджеров, которые, обладая волей к успеху, постоянно ищут новые бизнес-решения и внедряют новые технологии. Зачастую при этом им приходится преодолевать сопротивление сотрудников, учить, убеждать, мотивировать и, как следствие, – учиться самим, развиваться, не стоять на месте.

Вообще, ничто и никто не сможет заменить живого общения с коллегами – партнерами юридических фирм и рассказов об опыте построения бизнеса, услышанных из первых уст. Ведь наши лекторы не стесняясь делятся с нами не только своими достижениями, но и рассказывают об ошибках и провалах, разрушая в том числе и стереотипы об идеальном устройстве юридических фирм США.

Стажировка проводится на протяжении нескольких лет, поменялась ли за это время ее программа или она подразумевает заданный раз и навсегда набор знаний?

Программа была сформирована еще при подготовке первой стажировки и в целом остается актуальной и по сей день. Как показал опыт, программа с самого начала получилась взвешенной и практичной. Но определенные правки с течением времени, конечно же, вносятся. Когда мы вернулись после первой поездки, то внесли несколько коррективов в темы занятий. Например, в программу стажировки 2010 года по понятным причинам была включена тема «Юридический бизнес: итоги и уроки экономического кризиса 2008–2009 годов». Еще в августе 2009 года, когда мы впервые посетили юридические фирмы Калифорнии, нам рассказывали истории о первых банкротствах юрфирм и делились выводами, которые сделали из этих историй бизнесмены от права. В 2011 году в программе появилась тема «Контроль качества и управление юридическими проектами»: она стала результатом корректировки и консолидации нескольких тем предыдущих программ.

Список юридических фирм, которые посещают участники стажировки, каждый год корректируется. Конечно же, есть компании, незыблемо остающиеся в этом списке, потому что каждый раз мы стараемся повторить наиболее удачный опыт предыдущего общения. В результате уже сложился костяк партнеров, на которых мы с большим удовольствием можем рассчитывать. Это фирмы Hopkins & Carley, Berliner Cohen и Velton Zegelman.

Но каждый год появляются и новые лица. Приезжая в Калифорнию, мы каждый раз знакомимся с новыми коллегами, которые уже на будущий год (а порой и в рамках текущей программы) помогают организовать новые встречи и визиты. Таким удачным «приобретением» первой поездки стал Юлиан Зегельман, с которым мы познакомились во время посещения одной из фирм. Юлиан стал одним из ключевых организаторов и преподавателей всех последующих стажировок.

Кто является партнером стажировки, принимающей стороной и почему выбор пал именно на этих людей, организации?

Неизменно за все годы реализации проекта российских адвокатов принимает Школа права Линкольна. Декан школы Джозеф Молесс лично патронирует проект и обеспечивает многие визиты в юридические компании. Господин Молесс – человек, хорошо известный в юридических кругах Сан-Хосе, именно его деловые связи и дружба с партнерами юридических фирм во многом и помогают организовать стажировку на высоком уровне.

В стажировке принимают участие представители разных фирм – не вредит ли это конкурентоспособности ИНТЕЛЛЕКТ-С? Зачем усиливать чужой бизнес? Для чего нужен проект вашей компании?

Проект изначально задумывался как возможность обучения для сотрудников ИНТЕЛЛЕКТ-С. Но мы понимали, что такой проект, во-первых, требует большого финансирования, во-вторых, будет интересен многим коллегам. Поэтому была избрана концепция эксклюзивного мероприятия с ограниченным предложением. Каждый раз на стажировку едут несколько сотрудников ИНТЕЛЛЕКТ-С (партнеры и лучшие ассоциаты), кроме того, мы «продаем билеты» небольшому количеству человек (от пяти до десяти). Мы не ждем финансовой прибыли от этого проекта, цена участия в нем – на уровне себестоимости. Для нас эта стажировка – одно из мероприятий в нашем проекте «Бизнес-школа ИНТЕЛЛЕКТ-С», в рамках которого реализуются образовательные программы для наших сотрудников, а также коллег и друзей по профессии. Тот факт, что организация стажировки стала приносить нам репутационные дивиденды, повысила нашу узнаваемость и известность в профессиональных кругах, стал для нас приятным бонусом.

Что же касается конкуренции и усиления чужого бизнеса, то я надеюсь, что наша стажировка помогает российским юристам улучшать качество бизнеса и оказываемых услуг, пусть мы и вносим в это свою очень скромную лепту. Но я искренне полагаю, что постепенное повышение качества работы отдельных фирм сыграет на руку всем игрокам рынка, в том числе и ИНТЕЛЛЕКТ-С. Чем больше хороших юридических компаний будет в России, тем выше станет ценность юридической услуги для наших клиентов, а также авторитет юристов в обществе. А далее по законам классической экономики должна возрасти и стоимость юридических услуг.

Интервью опубликовано в журнале "Юридический бизнес", №1-2/2013

HR, бизнес-школа, карьера, команда, лучшие сотрудники, партнерство, профессиональное развитие, развитие бизнеса, стажировка в США

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности