print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Стоит ли регистрировать сайт в качестве СМИ

Михаил Хохолков, ИНТЕЛЛЕКТ-С, рассказывает об основных отличиях сайтов, зарегистрированных в качестве СМИ и не зарегистрированных.

Сравнительный анализ сайтов-СМИ и сайтов-не-СМИ по различным параметрам: правовой статус, права и обязанности, возможности и ограничения.

C 1 января 2017 года Яндекс изменил свои правила: в Топ-5 новостей на главной странице Яндекса, на главной странице Яндекс.Новостей (а также в новостных сюжетах, региональных и тематических рубриках) будет отображаться только информация, полученная от партнёров, которые являются зарегистрированными средствами массовой информации.

Статья 8 Закона РФ «О СМИ» гласит: сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. Соответственно, обязанности регистрировать сайт в качестве СМИ законом не предусмотрено.

Логично, что большинство не зарегистрированных как СМИ сайтов озадачились вопросом о получении такого статуса. Однако не все главреды приняли решение направить заявление в Роскомнадзор, проанализировав и сравнив долю трафика с Я.Новостей с дополнительными требованиями, предъявляемыми законодательством к сетевым изданиям. 

Например, частый случай у региональных издателей: уже есть зарегистрированное периодическое печатное СМИ, а сайт администрируется без такой регистрации. Получение еще одного свидетельства для них не всегда оправданно. 

Сравнив по различным критериям отличия сайтов-СМИ от сайтов-не-СМИ, я понял, что неправильным будет говорить о плюсах и минусах регистрации сетевого издания. Потому что для каждого издателя такое решение будет разным, основанным на специфике своих ресурсов. Поэтому я внес в таблицу положения, по которым сетевые издания отличаются от обычных сайтов. Думаю, что такой сравнительный анализ поможет редакторам принять правильное для них решение. 

Кстати, как сообщала начальник Управления разрешительной работы Роскомнадзора Татьяна Денискина на совещании в Роскомнадзоре по УрФО, регистрацией сетевых изданий занимаются лишь 3 специалиста центрального аппарата ведомства. Поэтому будьте готовы к возможным проволочкам, приняв решение регистрироваться сейчас.


п/п
Сайт без регистрации СМИ  Сайт как сетевое издание, СМИ
1. Правовой статус, общие положения.
1.1. Если сотрудник выполняет обязанности журналиста для газеты, зарегистрированной в качестве СМИ и для сайта, не имеющего такого статуса, то в первом случае он является журналистом, а во втором нет (ст. 2 ФЗ «О СМИ»). Но есть и другие мнения. Профессиональный статус журналиста распространяется: — на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения; — на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции (ст. 52 ФЗ «О СМИ»).
1.2. Нет редакции. Есть редакция.
1.3. Нет ограничений по наличию иностранного капитала для учредителя. Ст. 19.1 ФЗ о СМИ предусматривает ограничение в учреждении СМИ иностранным юридическим лицом, российским юридическим лицом с иностранным участием.
1.4. Реклама размещается в соответствии с ФЗ «О рекламе». Реклама размещается в соответствии с ФЗ «О рекламе».
1.5. Аналогичное требование отсутствует. Применяются общие правила о коммерческом обозначении, товарных знаках и т.п. Название СМИ должно быть уникальным (ст. 14 ФЗ «О СМИ»).
1.6. Аналогичного требования нет. Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей (ст.18 ФЗ «О СМИ»).
1.7. Ст. 29 Конституции: гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается (ст.3 ФЗ «О СМИ).
2. Обязательные уведомления, сообщения, документы, информация.
2.1. Аналогичное требование отсутствует. Необходимо иметь устав редакции или договор, его замещающий. Обязаны предоставлять их в Роскомнадзор.
2.2. Аналогичное требование отсутствует. При смене местонахождения редакции обязательно уведомление в 30-ти дневный срок.
2.3. Аналогичное требование отсутствует. При смене домена обязательно уведомление в 30-ти дневный срок.
2.4. Аналогичное требование отсутствует. Изменение периодичности с уведомлением 30-ти дневный срок.
2.5. Аналогичное требование отсутствует. Изменение объема с уведомлением 30-ти дневный срок.
2.6. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:

• п 2. ст. 10. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона (досудебные меры по прекращению нарушения авторских прав), а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет»; 

• ст. 10.2. Блогер обязан разместить на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений.
Ст. 27 ФЗ О СМИ. Необходимо публиковать выходные данные: зарегистрировавший СМИ орган и регистрационный номер.
2.7. Ст. 14 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: сайт, не зарегистрированный в качестве СМИ, может содержать знак информационной продукции. Рекомендации РКН по применению Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: знак информационной продукции указывается на главной странице сетевого издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции, распространяемой в данном выпуске. Знак информационной продукции должен располагаться в верхней части главной страницы, по размеру должен быть не меньше 75% от заголовка второго уровня или не меньше размеров шрифта основного текста с применением полужирного начертания, или не меньше 20% от основной информационной колонки. По цвету знак информационной продукции должен соответствовать или быть контрастным цвету заголовка издания.

Новостная лента знаком информационной продукции не маркируется.
2.8. Нет такой обязанности. Обязанность уведомлять о получении редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранных источников (статья 19.2 ФЗ «О СМИ»).
3. Права и обязанности, возможности, ограничения.
3.1. Нет возможности аккредитации. Возможность аккредитации в гос.органах (ст. 48 ФЗ «О СМИ»).
3.2. На информационные запросы респондент вправе не отвечать. Возможность делать запросы о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц (ст.39 ФЗ «О СМИ»). Отказ в ответе допускается только в случаях, предусмотренных законом.
3.3. Получение дополнительного финансирования может быть ограничено отсутствием статуса СМИ. Возможность участвовать в конкурсах, получать гранты.
3.4. Нет ограничений в предвыборной агитации, предусмотренных для СМИ. Вправе размещать предвыборную агитацию по истечении 1 года с даты регистрации. Иные ограничения, предусмотренные законодательством о выборах.
3.5. Нет освобождения от ответственности за недостоверную информацию со ссылкой на другое СМИ. Освобождение от ответственности за недостоверную информацию со ссылкой на другое СМИ (п.2 ч.1 ст.57 ФЗ «О СМИ», п.23 Постановления Пленума Верховного суда №16 п.23).
3.6. Нет аналогичного законодательного запрета. Нецензурные выражения и мат запрещены (ст. 4 ФЗ «О СМИ»).
3.7. Право сохранять в тайне источник информации не предусмотрено. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом (ст. 41 ФЗ «О СМИ»).
3.8. За комментарии читателей может наступить ответственность администратора сайта. Сайт может быть заблокирован без предупреждения. Если на сайте в сети Интернет, зарегистрированном в качестве средства массовой информации, комментарии читателей размещаются без предварительного редактирования (например, на форуме читателей материалов такого сайта), то в отношении содержания этих комментариев следует применять правила, установленные в части 2 статьи 24 и пункте 5 части 1 статьи 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» для авторских произведений, идущих в эфир без предварительной записи. В случае поступления обращения уполномоченного государственного органа, установившего, что размещенные комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации, редакция указанного средства массовой информации вправе удалить их с сайта либо отредактировать, руководствуясь положениями статьи 42 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Если комментарии, представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации, и после этого остаются доступными для пользователей данного сайта в сети Интернет, то правила пункта 5 части 1 статьи 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не применяются. С учетом этого при рассмотрении вопроса о допустимости привлечения редакции к ответственности судам следует выяснять, выдвигались ли уполномоченным государственным органом требования об удалении сведений с форума, а также было ли произведено удаление либо редактирование сведений, в связи с распространением которых перед судом поставлен вопрос о привлечении редакции к ответственности.
3.9. Сайт может быть заблокирован в случаях, предусмотренных законодательством (запрещенные материалы, пиратство и т.п.). Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке административного судопроизводства по иску регистрирующего органа (ст. 16 ФЗ «О СМИ»).
3.10. Аналогичного требования нет. Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя (ст.18 ФЗ «О СМИ»).
3.11. Аналогичного требования нет. Редакция обязана опубликовать ответ или опровержение в случае, если нет оснований для отказа (ст. 43-46 ФЗ «О СМИ»).
3.12. Изначально выборочный мониторинг. Систематический контроль в виде наблюдения со стороны Роскомнадзора и иных гос. органов.
3.13. Использование персональных данных ограничено. Дополнительная возможность обработки персональных данных: обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных (п. 8. ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных»).

Источник: заметка в блоге Михаила Хохолкова, ИНТЕЛЛЕКТ-С, на сайте mediapravo.com

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >> 

медиа, юруслуги издательскому бизнесу

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности