RU   EN

print

Памятка для редакций и издателей журналов

Выходные данные, обложка, первая и последняя страницы, упаковка журнала: требования законодательства по состоянию на 15 сентября 2015 года.

Нужно, можно и нельзя: как правильно оформить обложку, выходные данные и первую полосу журнала

I. Требования к выходным данным журнала 
II. Требования к обложке журнала 
III. Требования к первой и последней страницам журнала 
IV. Рекомендации по оформлению первой полосы журнала
V. Требования к упаковке журнала 

I. Требования к выходным данным журнала

1.1. Требования к выходным данным журнала содержатся в двух законах РФ:

  • Статья 27 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации».
  • Статьи 16, 26, 27 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».

1.2. Согласно указанным требованиям каждый выпуск зарегистрированного журнала должен содержать следующую информацию в составе выходных данных:

  • Наименование (название) издания, т.е. полное наименование согласно свидетельству о регистрации СМИ.
  • Учредитель (соучредители) СМИ, т.е. полное наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество физического лица (или: фамилия и инициалы) - учредителя согласно свидетельству о регистрации СМИ.
  • Фамилия, инициалы главного редактора.

Согласно позиции Роскомнадзора допустимыми вариантами также являются: (а) указание фамилии, имени, отчества полностью; (б) указание фамилии и имени полностью и первой буквы отчества. Не допускается указание только фамилии и имени главного редактора.

  • Порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет (под датой выхода журнала в свет подразумевается дата, когда журнал был выдан типографией издателю). При проверке деятельности СМИ Роскомнадзор запрашивает в типографии сведения о дате выхода журнала в свет.
  • Индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи.
  • Тираж.

Тираж должен совпадать с теми данными, которые подавались в Роскомнадзор при регистрации СМИ. Если тираж после регистрации был изменен, то необходимо уведомить Роскомнадзор об этом, и выходных данных указывать тираж согласно уведомлению. При проверке деятельности СМИ Роскомнадзор запрашивает в типографии сведения о том, каким тиражом был выпущен журнал.

  • Цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно».
  • Адреса редакции, издателя, типографии.

Адрес редакции должен совпадать с теми данными, которые подавались в Роскомнадзор при регистрации СМИ. Если адрес редакции после регистрации был изменен, то необходимо уведомить Роскомнадзор об этом, и указывать в выходных данных адрес согласно уведомлению.

В выходных данных необходимо информацию об адресе сопровождать конкретизирующими пометками: «адрес редакции», «адрес издателя» (или «адрес редакции и издателя»), «адрес типографии».

  • Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", т. е. в случаях, когда согласно указанному закону размещение «возрастной пометки» является обязательным для данного выпуска журнала.
  • Наименование регистрирующего органа и регистрационный номер свидетельства о регистрации СМИ.
  • Информация о том, что журнал специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера — для журналов, зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, если:

(а) реклама превышает 40% от общего объема номера и (или) реклама в журнале не сопровождается пометкой «реклама»;
либо (б) если в номере журнала размещена реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия;
либо (в) если в номере журнала размещена реклама основанных на риске игр или пари.

Примеры часто используемых вариантов пометок: «рекламно-информационное издание», «рекламно-информационный журнал».

II. Требования к обложке журнала

2.1. Требования к обложке журнала содержатся в трех законах РФ:

  • Статья 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации».
  • Статьи 16, 21, 26, 27 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».
  • Статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

2.2. Согласно указанным требованиям обложка каждого выпуска зарегистрированного журнала должна содержать следующую информацию:

  • Наименование (название) издания, т.е. полное наименование согласно свидетельству о регистрации СМИ.

Если СМИ имеет также название на иностранном языке, то обложка может содержать это название вместо названия на русском языке.

  • Информация о том, что журнал специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера — для журналов, зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, в любом из следующих случаев:

(а) реклама превышает 40% от общего объема номера и (или) реклама в журнале не сопровождается пометкой «реклама»;
(б) если в номере журнала размещена реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия;
(в) если в номере журнала размещена реклама основанных на риске игр или пари.
Примеры часто используемых вариантов пометок: «рекламно-информационное издание», «рекламно-информационный журнал».

2.3. На обложке журнала запрещено размещать:

  • Информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, — для журналов, содержащих информацию, запрещенную для детей (т. е. журналов категории «18+»), при распространении среди неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей.

Перечень информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, содержится в ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

  • Рекламу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива.
  • Рекламу вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда.

2.4. Широко распространенное на практике размещение «возрастной пометки» на обложке журнала на сегодняшний день не является обязательным. Этот вопрос в законодательстве не урегулирован и остается на усмотрение редакции.

III. Требования к первой и последней страницам журнала

3.1. Требования к первой и последней страницам журнала содержатся в статье 21 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».

3.2. На первой и последней страницах журнала запрещено размещать:

  • Рекламу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива.
  • Рекламу вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда.

IV. Рекомендации по оформлению первой полосы журнала

4.1. Рекомендации по оформлению первой полосы журнала содержатся в документе Роскомнадзора «Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Важно отметить, что документ официально опубликован не был, поэтому не является обязательным к исполнению редакциями и издателями СМИ.

4.2. Роскомнадзор рекомендует на первой полосе журнала ставить знак информационной продукции («возрастную пометку»). При этом знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе, при этом шрифт знака информационной защиты по начертанию, цвету должен отличаться от основного шрифта и цветных подложек, используемых на первой полосе периодического печатного издания.

V. Требования к упаковке журнала

5.1. Требования к упаковке журнала содержатся в двух законах РФ:

  • Статья 37 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации».
  • Статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

5.2. Эротические журналы (журналы, специализирующиеся на сообщениях и материалах эротического характера) могут поступать в розничную продажу только в запечатанных прозрачных упаковках.

5.3. Журналы, запрещенные для детей (категории «18+»), допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.

юруслуги издательскому бизнесу

Похожие материалы

Юридические услуги
Коллекторские услуги

Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Патентные услуги
Регистрационные услуги      

Политика информационной безопасности