RU   EN

print

Осторожно! Корректировка таможенной стоимости

Решение о корректировке таможенной стоимости – проблема, с которой может столкнуться любой декларант. Как бороться и победить?

Решение о корректировке таможенной стоимости товара – не приговор. С ним можно и нужно бороться. Тем более, бороться есть за что.

16 февраля 2016 года глава Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) А.Ю. Бельянинов подписал приказ №280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками». Сегодня ФТС возглавляет уже другой человек, а приказ и ныне там. Указанный документ призывает работников таможни минимизировать риски занижения таможенной стоимости, контролировать качество принимаемых решений, не допускать формального подхода к проведению дополнительных проверок. За достаточно абстрактными формулировками скрывается вполне конкретный смысл: за установление таможенной стоимости, отличной от мнения ФТС, придется сражаться.

Действующее таможенное законодательство предоставляет таможенным органам большой объем полномочий. В случае обнаружения признаков недостоверности таможенной стоимости таможенный орган вправе провести дополнительную проверку. При этом важно понимать, что «признаки недостоверности» – это открытый перечень, который таможенный орган может трактовать по своему усмотрению. Чаще всего о недостоверности свидетельствует отличие стоимости товара, которую декларируете вы, от стоимости товара, которую представляет себе подразделение ФТС.

Очевидно, что ФТС, скорее всего, согласится с более высокой заявленной стоимостью товара. Но если стоимость будет ниже, то дополнительной проверки вряд ли удастся избежать. Подобная тактика двойных стандартов обуславливается тем, что для подразделения ФТС важно, в первую очередь, обеспечить сбор необходимого количества таможенных платежей, который напрямую зависит от таможенной стоимости задекларированного товара.

Как правильно действовать при дополнительной проверке?

Дополнительная проверка, предусмотренная статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза, обязывает декларанта представить документы и сведения, которые помогут устранить недостатки в понимании того, почему ваша таможенная стоимость отличается от среднестатистической. Необходимые документы указываются в решении таможенного органа о проведении дополнительной проверки. Такими документами могут быть прайс-лист производителя товара, сертификат происхождения товара, оригинальный инвойс к поставке, различные бухгалтерские документы. При этом список документов очень часто зависит не от специфики товара, а от шаблона, принятого в том или ином подразделении ФТС. Однако предоставление вами всех документов из списка запрашиваемых сведений не гарантирует того, что таможенный орган согласится с заявленной таможенной стоимостью.

Важно отметить, что, согласно судебной практике, непредставление некоторых документов само по себе не является основанием для корректировки таможенной стоимости. Более того, обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми он располагает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота. Исключением, конечно, будет являться непредставление доказательств совершения сделки, на основании которой приобретен товар.

Несмотря на указанные возможности, которые могут избавить вас от обязанности представления некоторых документов, об этих документах не стоит забывать. Важно представить объяснения причин, по которым вы не можете передать в таможенный орган какие-либо сведения. Во-первых, дополнительная проверка – формальная процедура, поэтому к ней стоит подойти максимально формально, чтобы не дать таможенному органу произвести корректировку стоимости автоматически. Во-вторых, в случае судебного разбирательства суд, признав причины непредставления доказательств на стадии дополнительной проверки уважительными, начнет исследовать их в рамках судебного процесса.

Обжалование решения таможенного органа по корректировке стоимости товара

Неудовлетворительный результат дополнительной проверки и, как следствие, решение о корректировке таможенной стоимости товара – не приговор. С ним можно и нужно бороться. А бороться есть за что. Так, решение о корректировке таможенной стоимости означает, что увеличится размер таможенных платежей. Более того, исходя из пункта 2 статьи 16.2 КоАП РФ предоставление недостоверных сведений о таможенной стоимости товара влечет за собой наложение штрафа в размере от 1/2 до двукратной суммы таможенных пошлин, а также может повлечь конфискацию товаров, явившихся предметом нарушения.

Законодательство предоставляет декларанту право обжалования решения таможенного органа. При этом решение может быть обжаловано в таможенные органы и/или суд. Важно понимать, что споры с таможенным органом, которые будут рассматриваться в вышестоящем таможенном органе, – далеко не самое перспективное мероприятие. Следуя приказу ФТС №280 от 16 февраля 2016 года, должностные лица таможенных органов, в первую очередь, будут обеспокоены сбором налогов и таможенных платежей, а не справедливостью решения о корректировке для одного отдельно взятого декларанта. К тому же судебный процесс, который прямо следует принципу состязательности, представляет декларанту больше возможностей для восстановления нарушенных прав и законных интересов. Сделанный вывод подтверждается еще и тем, что судебная практика сформировала прочную позицию, согласно которой заявленная декларантом таможенная стоимость должна презюмироваться как достоверная. А факт ее несоответствия действительности таможенный орган должен еще доказать.

Помимо уже отмеченной возможности представить новые доказательства таможенной стоимости в ходе самого судебного разбирательства, судебная практика сформировала еще одно полезное средство борьбы с таможенным органом. Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 года №13328/12, факт самостоятельной корректировки декларантом таможенной стоимости ввозимого товара не препятствует декларанту в реализации права на оспаривание решения таможни о корректировке таможенной стоимости и права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Таким образом, факт того, что вы изначально согласились с решением о корректировке (например, для ускорения процесса по реализации товара) не лишает вас права обжаловать решение таможенного органа в будущем – естественно, в рамках установленного законом срока.

Как победить таможенный орган в суде?

Выбор суда, в который следует обжаловать действия таможенного органа, зависит от двух факторов. Во-первых, если декларантом является физическое лицо, то споры подобного рода будут рассматриваться в судах общей юрисдикции. В случае если декларантом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то его заявление будет рассмотрено арбитражным судом. Во-вторых, выбор того или иного арбитражного суда или суда общей юрисдикции зависит от местонахождения таможенного органа, который принял решение о корректировке таможенной стоимости товара. Так, если юридическое лицо оспаривает решение Шереметьевской таможни, то судебное разбирательство состоится в Арбитражном суде Московской области.

При подготовке заявления о признании решения таможенного органа незаконным принципиально важно собрать необходимые доказательства. По сути, указанным заявлением вы заново инициируете рассмотрение вопроса о достоверности заявленной стоимости – только уже на судебном уровне. Поэтому суд обязан проверить сведения, которые были в распоряжении у подразделения ФТС в тот момент, когда оно принимало решение. Однако, как уже было отмечено, вы можете представить не только те документы, что были в распоряжении у таможенного органа, но и другие, которые вы по объективным причинам представить не смогли. Важно понимать, что бремя доказывания в судебном разбирательстве несет государственный орган, который принял потенциально необоснованное решение. Поэтому именно он должен совершать активные действия по защите своих интересов.

Принятое в вашу пользу решение позволит взыскать с таможенного органа излишне уплаченные денежные средства, государственную пошлину, а также стоимость юридических услуг, если таковые были оказаны. Безусловно, судебный орган не осуществляет функции таможни, а значит, принятое решение не сможет стать безусловным прецедентом, который поможет избежать корректировки в будущем. Однако ссылка на судебный акт во время дополнительной проверки создаст должное впечатление у любого работника таможни.

Таким образом, необходимо отметить, что споров с таможенными органами не стоит бояться. Таможенники руководствуются достаточно «плоскими» принципами, которые основаны на фискальной (налогово-бюджетной) функции таможенной службы. И страх того, что сотрудники таможенного подразделения начнут к вам относиться хуже, рано или поздно приведет к тому, что ваши права будут нарушаться снова и снова. И если вы не будете даже пытаться их защищать, то чем в таком случае таможенные платежи отличаются от дани?

Статья написана специально для сайта ИНТЕЛЛЕКТ-С

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

коммерческие споры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности