print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Важные для бизнеса законодательные новеллы

Обзор изменений законодательства в 2012 году, имеющих значение для российского бизнеса: положительные и отрицательные новшества.

Роман Речкин, старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С, составил список изменений законодательства 2012 года, которые будут иметь заметное влияние на российский бизнес. Оказалось, что позитивных изменений больше, чем негативных.

Прежде всего, стоит отметить два изменения, которые, в силу их глобальности и многоплановости, нельзя оценить однозначно: в них есть как положительные, так и отрицательные факторы.

Во-первых, 22 августа 2012 года Россия вступит в ВТО: вступает в силу Федеральный закон от 21.07.2012 №126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». О плюсах и минусах этого события экономисты и юристы будут спорить еще долго, однако это, бесспорно, событие огромной важности.

Впервые Россия будет ограничена в применении инструментов государственного регулирования экономических процессов, включая протекционистские меры по защите внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции.

К предполагаемым положительным моментам относится, прежде всего, внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых подходов в регулировании внешнеэкономической деятельности. Также прогнозируется, что, хоть и не сразу, но существенно улучшатся условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг. Кроме того, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли.

Однако часть экономистов и предпринимателей считает вступление России в ВТО почти катастрофой. По их словам, от снижения импортных пошлин пострадают целые отрасли экономики, повысятся цены на ряд товаров (включая бензин), открытие внутреннего рынка приведет к массовому разорению предпринимателей, росту безработицы и прочим негативным последствиям.

Видимо, объективно истина лежит где-то посередине, и вступление страны в ВТО просто нельзя оценить однозначно. Это событие, как и любые перемены, несет в себе и новые опасности, и новые возможности.

Во-вторых, главная «внутрироссийская» положительная новелла 2013 года - вступление в силу существенных, в чем-то даже революционных, изменений в Гражданский кодекс РФ (законопроект принят Госдумой в первом чтении, вступит в силу предположительно с 01 февраля или 01 марта 2013 года).

Проект ГК РФ - это огромный массив информации, изменяются или добавляются более 600 статей, только сам текст законопроекта занимает 460 листов. Изменения вносятся во все части ГК РФ (в части I, II, III и IV), значительные изменения касаются как корпоративных отношений (юридических лиц, их организационно-правовых форм, а также отношений между участниками/акционерами), так и норм о сделках (сделки, договоры, их недействительность и т.п.).

Кардинально переработаны и дополнены нормы законодательства о вещных правах, включая установление новых титулов «право застройки», «право пользовладения», урегулированы «соседские права» собственников недвижимости и многое другое.

Законодатели, получив после первого чтения более 2 тысяч поправок к законопроекту, вынуждены были отложить принятие Проекта во втором чтении с июля на октябрь 2012 года, однако никто не сомневается, что эти изменения, в том или ином виде, назрели и вступят в силу не позже 2013 года.

I. Позитивные изменения законодательства

1. Государство выполнило свое обещание по снижению с 01 января 2012 года тарифа страховых взносов. Этот тариф снижен (за счет уменьшения размера взноса в ПФР) для основной массы плательщиков, хотя и почти символически - с 34% до 30% (Федеральный закон от 03 декабря 2011 г. №379-ФЗ).

В таком размере взносы надо уплачивать, пока сумма выплат в пользу каждого работника не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов (в 2012 году - 512 000 рублей). Вместе с тем, введен дополнительный, ранее отсутствовавший, тариф для перечисления взносов на суммы превышения предельной величины базы - 10%. Для ряда льготных категорий плательщиков на период 2012-2013 гг. установлен тариф взносов в размере 20%. Указанные поправки внесены в Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ.

2. С 01 января 2012 года регламентированы принципы и требования к закупке товаров (работ, услуг) отдельными юридическими лицами (госкорпорациями, субъектами естественных монополий, ГУПами, МУПами, автономными учреждениями, обществами с долей участия РФ более 50% и некоторыми другими субъектами (Федеральный закон от 18.07.2011 г. №223-ФЗ).

Фактически данный закон представляет собой аналог 94-ФЗ и призван сделать более прозрачными (а значит - менее коррупциогенными) закупки, которые осуществляются за счет бюджета не прямо, а опосредованно - государственными и квазигосударственными организациями. Он предусматривает обязательное опубликование заказчиками правил проводимых ими закупок товаров (работ, услуг) и дает право контролировать соблюдение этих правил органам ФАС РФ.

Очень серьезное правило установлено п.4 ст.8 Федерального закона №223-ФЗ: если правила проведения закупок не опубликованы заказчиками до 01 апреля 2012 года, соответствующие закупки прямо регулируются Федеральным законом №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. С 01 января 2012 года соответствие цены сделки рыночным ценам для целей налогообложения проверяется по новым правилам, предусмотренным разделом V.1 Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 18.07.201 г. №227-ФЗ).

Необходимо отметить, что новые правила проверки «трансфертных цен» налогоплательщика существенно ограничивают возможности налоговых органов для оспаривания цены сделки, определенной налогоплательщиком. Эти правила даже на первый взгляд сложны и громоздки, требуют специальных экономических и математических знаний. Поэтому законодатель, понимая, что инспекторы районных (межрайонных) налоговых инспекций применять эти нормы просто не смогут, полномочия по проверке «трансфертных» цен передал вышестоящим (областным) налоговым органам.

4. С 01 января 2012 года российские организации-плательщики налога на прибыль, отвечающие определенным требованиям, вправе создавать консолидированную группу налогоплательщиков.

Введение понятия «консолидированного налогоплательщика» - это шаг в правильном направлении, который позволяет упростить и сделать более удобным для налогоплательщика налоговый учет в части налога на прибыль. Если одна из организаций, контролируемых налогоплательщиком, получила убыток, а другая прибыльна, «консолидированный налогоплательщик» вправе учитывать общий финансовый результат, уплачивая налог на прибыль, исходя из совокупных показателей всех своих организаций.

Однако положительный характер введения понятия «консолидированного налогоплательщика» фактически нивелируется критериями лиц, которые могут быть признаны «консолидированными налогоплательщиками»: совокупная сумма налогов за предшествующий период должна составлять не менее 10 млрд рублей, суммарный объем выручки - не менее 100 млрд рублей, а совокупная стоимость активов - не менее 300 млрд рублей.

Под эти критерии, по оценкам самой ФНС РФ, попало только 11 групп налогоплательщиков (уровня Газпрома, РЖД, Сбербанка и т.п.) - всего около 200 из более чем 3 млн российских организаций. На эти 200 организаций приходится 30% суммы налога на прибыль, поступающего в бюджет.

5. С 01 января 2012 акционерные общества освобождены от обязанности представлять в налоговый орган сведения о стоимости чистых активов (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №228-ФЗ).

При этом с 01 января 2013 года сведения о стоимости чистых активов АО и ООО подлежат опубликованию в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, который представляет собой отдельный (от ЕГРЮЛ) информационный ресурс и в значительной степени дублирует его. В Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц должны, в частности, отражаться:

(а) запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;

(б) запись об изменении адреса (местонахождения) юридического лица;

(в) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату;

(г) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося обществом с ограниченной ответственностью, и другие сведения.

6. С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 25 июля 2011 г. №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».

Этот закон ввел понятие «договора сельскохозяйственного страхования», по которому в случае повреждения или гибели урожая сельскохозяйственная организация вправе получить страховое возмещение. При этом государство прямо поддерживает сельскохозяйственный бизнес, субсидируя (уплачивая страховой компании за счет бюджета) 50% страховой премии. Сам сельскохозяйственный товаропроизводитель оплачивает только вторую половину этой страховой премии.

7. Продолжается развитие антимонопольного законодательства: с 06 января 2012 года вступил в силу так называемый «третий антимонопольный пакет» (Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. №401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ»), который расширяет полномочия антимонопольного органа в целях более эффективной защиты конкуренции.

Основные изменения коснулись положений Федерального закона «О защите конкуренции», в частности:

(а) уточнены правила признания цен монопольно высокими (определены условия, при которых цены на товары таковыми не признаются);

(б) скорректированы нормы Закона, предусматривающие критерии признания действий хозяйствующих субъектов согласованными и приводящими к ограничению конкуренции, а также критерии признания совокупности лиц - группой лиц для целей данного Закона;

(в) определен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров;

(г) предусмотрена возможность направления хозяйствующему субъекту предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства.

Отдельные изменения внесены также в Федеральные законы «О естественных монополиях» (в частности, к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены водоснабжение и водоотведение с использованием систем коммунальной инфраструктуры), «Об электроэнергетике» (введено понятие манипулирования ценами на рынках электрической энергии), а также Уголовный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и некоторые другие законодательные акты РФ.

8. С 01 января 2012 года инвесторы получили новый инструмент для осуществления вложений - договор инвестиционного товарищества, который является подвидом договора о совместной деятельности (договора простого товарищества). Принят и специальный закон - «Об инвестиционном товариществе», и обеспечивающий его исполнение Федеральный закон - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об инвестиционном товариществе».

На основании такого договора товарищами совместно осуществляется деятельность по приобретению и (или) отчуждению не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств. Законодательство определяет права и обязанности товарищей по договору инвестиционного товарищества, требования к форме и содержанию этого договора, урегулированы вопросы вознаграждения управляющего товарища за ведение общих дел товарищей, закреплены требования к вкладам и общему имуществу товарищей, регламентирован порядок ведения общих дел товарищей, установлена ответственность товарищей по общим обязательствам, а также определены порядок и последствия изменения, расторжения и прекращения договора инвестиционного товарищества.

Перспективы применения данного договора пока неясны, однако расширение перечня инструментов инвестора безусловно можно расценить только положительно.

9. Усиливается защита интересов кредитора по обязательствам, обеспеченным залогом: 07 марта 2012 года вступил в силу Федеральный закон №405-ФЗ от 06 декабря 2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество».

Этим законом внесены изменения, направленные на изменение порядка обращения взыскания и регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом: расширяются возможности и упрощается процедура обращения взыскания на заложенное имущество, сокращены сроки государственной регистрации отдельных видов ипотеки (залога недвижимости).

10. С 01 июля 2012 года инвесторы, в дополнение к «договору инвестиционного товарищества» получили еще один инструмент для ведения деятельности - «хозяйственное партнерство» (Федеральный закон от 03 декабря 2011 г. №380-ФЗ).

С 01 июля 2012 года юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственного партнерства (п.2 ст.50 ГК РФ). Это новая организационно-правовая форма юридических лиц удобна тем, что дает учредителям такого партнерства широкие возможности для регулирования внутрикорпоративных отношений, эти отношения регулируются не законом или уставом, а соглашением участников партнерства. Такая свобода корпоративного регулирования необычна для нашего законодательства и введена, в первую очередь, для развития и поддержки инвестиционной деятельности.

11. Расширяется сфера применения упрощенного порядка арбитражного судопроизводства: 24 октября 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 25.06.2012 г. №86-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ в связи с совершенствованием упрощенного производства».

Данный закон принят по инициативе ВАС РФ и преследует цель обеспечить более быстрое и простое рассмотрение арбитражных дел по определенным категориям споров, тем самым повысив эффективность защиты нарушенных прав лица, обращающегося в суд.

Законом, в частности, существенно расширен перечень дел, которые должны рассматриваться в упрощенном порядке, то есть без вызова и личного участия сторон. Так, в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:

(а) по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц 300 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - 100 тысяч рублей;

(б) об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, содержащих требования об уплате (взыскании) денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что оспариваемая сумма не превышает 100 тысяч рублей;

(в) о привлечении к административной ответственности, а также об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, предусматривающей административное наказание только в виде штрафа, максимальный размер которого не превышает 100 тысяч рублей;

(г) о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 тысяч рублей.

Кроме того, в порядке упрощенного производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела:

(а) по искам, основанным на документах, устанавливающих денежные обязательства, которые ответчиком признаются, но не исполняются, или на документах, подтверждающих задолженность по договору;

(б) по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.

По ходатайству истца при согласии ответчика или по инициативе суда при согласии сторон в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены также иные дела, если не имеется препятствующих этому обстоятельств.

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц.

II. Негативные изменения законодательства

1. С 01 января 2012 года работодатели обязаны платить страховые взносы за легальных трудовых мигрантов в Пенсионный фонд РФ (Федеральный закон от 03 декабря 2011 г. №379-ФЗ).

До этого под обязательное пенсионное страхование попадали лишь те иностранцы, которые работали на российской территории, имея вид на жительство или разрешение на временное проживание. С 2012 года к застрахованным гражданам будут относиться мигранты, которые находятся на территории России временно или работают по трудовому договору сроком не менее чем на полгода.

Желание государства пополнить бюджет понятно, но это изменение, во-первых, удорожает для бизнеса привлечение иностранной рабочей силы, во-вторых, непонятен смысл уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ за иностранного гражданина, которому российская пенсия все равно не положена.

2. Государство продолжает расширять регулирование таксомоторного бизнеса. С 01 января 2012 года ужесточается наказание за незаконную работу в качестве такси.

Так, за незаконную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси и нанесение на наружные поверхности соответствующей цветографической схемы будут штрафовать на 5 000 рублей, должностных лиц - на 20 000 рублей, а юридических лиц - на 500 000 рублей. При этом государственные регистрационные знаки снимаются до устранения причины запрещения эксплуатации, а незаконно установленный фонарь конфискуется. Если же таксист отказывается после поездки выдать вам чек, то его можно смело штрафовать на 1 000 рублей.

3. Усиливается и ужесточается государственное регулирование производства и реализации алкогольной продукции: с 01 июля 2012 года вступили в силу изменения, внесенные в закон об обороте алкогольной продукции №171-ФЗ (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №218-ФЗ). В частности, пиво и слабоалкогольные напитки (включая коктейли) окончательно отнесены законом к алкогольной продукции, на их реализацию с 01 июля 2012 года распространяются все запреты и ограничения, действовавшие в отношении крепкого алкоголя.

Кроме того, с 01 июля 2012 года увеличилась минимальная цена на закупку (поставку) этилового спирта. Она устанавливается в размере 35 рублей за литр. Соответственно, увеличиваются и минимальные розничные цены и на всю алкогольную продукцию.

Эти ограничения, безусловно, ударят, прежде всего, по малому и среднему бизнесу, поскольку подавляющее число продуктовых магазинов принадлежит малому или среднему бизнесу, а реализация пива и иной алкогольной продукции - существенная и заметная часть в структуре выручки любого магазина.

Также необходимо отметить, что с 23 июля 2012 года на рекламу пива распространятся те же ограничения, что и на рекламу водки или коньяка, прежде всего - запрет телерекламы.

4. С 01 июля 2012 года должно было вступить в силу обязательное требование Федерального закона от 30 декабря 2006 г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» о переводе всех рынков - в капитальные строения, под крышу.

В Москве, Петербурге и крупных городах с населением больше 500 тысяч человек торговля в павильонах, ларьках и с открытых прилавков должна была прекратиться с 01 января 2012 года, в малых городах - с 01 января 2013 года, а все сельхозрынки страны должны были переехать в капитальные строения к 01 января 2015 года.

Однако по состоянию на ноябрь 2011 года из 719 рынков, расположенных в крупных городах, лишь 20% были переведены в капитальные здания, поэтому Государственная Дума отсрочила вступление в силу этого требования. Но отсрочка Москве и Санкт-Петербургу дана лишь на 6 месяцев, до 01 июля 2012 года, а другим крупным городам (включая Екатеринбург) - до 01 января 2013 года.

После этой даты все розничные рынки, расположенные не в капитальных зданиях, должны быть закрыты.

акционерные общества, акционерные соглашения, банкротство, госзаказ, договорное право, интеллектуальная собственность, кадровое делопроизводство, коммерческие споры, коммерческое право, конкуренция, корпоративное право, налоговое планирование, налоговое право, налоговые споры, недвижимость, регистрация фирм, сопровождение сделок и инвестиций, трудовое право, юридические консультации, юридическое обслуживание

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности