print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Новеллы ФЗ «О теплоснабжении»

Статья об изменениях, внесенных Федеральным законом «О теплоснабжении» №190-ФЗ.

Елисеев Иван Сергеевич

Елисеев Иван Сергеевич


Федеральный закон «О теплоснабжении» 27 июля 2010 года №190-ФЗ (далее 190-ФЗ или Закон) внес довольно большое количество изменений как в систему регулирования (управления) теплоэнергетикой, так и в структуру договорных отношений. На последнем моменте и хотелось бы остановиться поподробнее в настоящем очерке, кратко прокомментирововав договорные новеллы закона с точки зрения эксперта, практикующего юридические услуги в области ЖКХ и энергетики.

Система законодательства, регулирующего снабжение тепловой энергией, состоит на данный момент из 190-ФЗ, ГК РФ, и подзаконных актов, часть из которых, согласно Закону, «канет в Лету», а другая часть, причем большая, появится на свет и, несомненно, «удивит» субъекты теплоэнергетики.

Какие же новеллы 190-ФЗ являются наиболее судьбоносными?

1. Поставлены все точки над «i» в вопросе, с кем работает потребитель

Потребитель должен урегулировать отношения по теплоснабжению своих объектов только с одной организацией - теплоснабжающей. Согласно Закону, это владелец источника тепловой энергии и/или тепловых сетей, который выработанную или приобретенную тепловую энергию поставляет потребителю.

Потребителя теперь не должно заботить урегулирование отношений по передаче тепловой энергии до его объектов с теплосетевыми организациями, занимающимися исключительно транспортировкой энергии, - это обязанность теплоснабжающей организации, с которой заключен договор теплоснабжения.

Последствия этого нововведения для потребителя можно описать довольно просто: он больше не должен заключать трехсторонний договор (одновременно с владельцем источника тепла и с владельцем сетей) или два договора - на поставку энергии и на передачу энергии, что практиковалось и практикуется по настоящий момент. Ответственность за надежность и качество снабжения потребителя несет только один субъект - теплоснабжающая организация.

Однако если до вступления в силу Закона потребитель уже заключил трехсторонний договор, то он будет вынужден работать по нему до момента заключения договора энергоснабжения согласно 190-ФЗ.

2. Введены новые договорные конструкции, опосредствующие оборот тепловой энергии

Если раньше все договорные отношения приходилось вписывать в существующий параграф 6 главы 30 ГК РФ полностью, то сейчас Закон прямо выделил самостоятельные договоры:

  • договор об оказании услуг по передаче тепловой энергии (заключается только между теплоснабжающей и теплосетевой организацией),
  • договор на поставку тепловой энергии (заключается между теплоснабжающими организациями для поставки энергии потребителям, либо между теплоснабжающими организациями друг с другом, либо между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями для компенсации потерь энергии в тепловых сетях).

Самый главный вопрос, который следует задать для определения природы этих отношений, заключается в следующем: какие конструкции ГК РФ распространятся на данные договоры? Например, если договор поставки тепловой энергии - самостоятельный вид договора купли-продажи, отличный от договора энергоснабжения, а договор на оказание услуг по передаче - самостоятельный вид договора возмездного оказания услуг, также отличный от договора энергоснабжения, то нормы об ответственности поставщика или исполнителя услуг будут общие, как для любого предпринимателя: возмещай реальный ущерб и упущенную выгоду, отвечай даже при отсутствии вины.

3. Закреплен новый порядок подключения к тепловым сетям

Выразилось это в том, что отсутствие возможности подключить объект к тепловой сети не является теперь безусловным основанием для отказа от выдачи технических условий и заключения договора на подключение. Для теплоснабжающей или теплосетевой организации это означает необходимость инициировать процесс изменения схемы теплоснабжения муниципалитета [1] и изменения своей инвестиционной программы - либо, если изменение невозможно, реализацию иных вариантов подключения при их наличии. В качестве иного варианта Закон предусматривает, в том числе, перераспределение мощности между уже присоединенным потребителем, который снизил свое потребление тепловой энергии в пользу другого.

В этом случае плата за подключение к сетям теплоснабжения рассчитывается индивидуально и не включает в себя расходы на развитие существующих сетей теплоснабжающей или теплосетевой организации.

Самое важное: Закон четко определил, что плата за подключение только регулируемая.

Согласно действующему на настоящий момент п.14 Правил заключения и исполнения публичных договоров на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, плата по ним в ряде случаев может определяться по соглашению сторон.

Всеми перечисленными положениями, за исключением возможности изменить схему теплоснабжения [2], согласно 190-ФЗ возможно будет воспользоваться с 2011 года.

4. Решена проблема отношений «абонент-субабонент», а точнее, в соответствии с формулировками 190-ФЗ, проблема отношений «потребитель-потребитель»

Если раньше положение потребителя, запитанного от сетей другого потребителя, было зависимым и от воли этого другого потребителя, и от воли теплоснабжающей организации, то сейчас субабонент, вне зависимости от согласия основного потребителя, вправе заключить договор теплоснабжения с теплоснабжающей организацией и даже более того - понудить к заключению договора. По такому договору теплоснабжающая организация будет обязана отвечать за поставку тепловой энергии, исходя из ст.2 190-ФЗ, не до точки присоединения основного потребителя, а до точки присоединения субабонента к сетям основного потребителя.

В случае заключения указанного договора, основной потребитель не вправе препятствовать перетоку тепловой энергии субабоненту по своим сетям, но если он хочет получить справедливую компенсацию за свои услуги, то должен обратиться в регулирующий орган для установления тарифа на передачу тепловой энергии.

5. Определена, хоть и довольно своеобразно, судьба бесхозяйных объектов теплоэнергетики

Если согласно ФЗ «Об электроэнергетике» за бесхозяйный объект отвечает тот, к кому он присоединен, то по 190-ФЗ за него будет отвечать та организация, которую определит орган местного самоуправления и от которой запитан объект, либо единая теплоснабжающая организация [3].

6. Закон предусмотрел возможность свободного ценообразования на тепловую энергию

Это допускается в следующих случаях:

  • Стороной по договору должен быть потребитель, владелец объекта, введенного в эксплуатацию в 2010 году, срок договора более 1 года, при этом иные потребители не должны получать в результате заключения таких договоров повышение тарифов, кроме того, существует возможность снабжения таких потребителей у соответствующей теплоснабжающей организации.
  • Отмена регулирования тарифов соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  • Повышение производимой мощности источников тепловой энергии и/или пропускной способности сетей за счет любых источников, кроме платы за подключение, тарифов в сфере теплоснабжения и бюджетных средств. В этом случае допускается, в том числе, и свободное ценообразование на услуги по передаче энергии, однако регулирующий орган субъекта должен согласовать величину прироста.

В заключение хотелось бы отметить в целом положительную направленность изменений, закрепленных в 190-ФЗ, особенно для потребителей тепловой энергии. Однако Закон преподнес и ряд изменений, которые вряд ли порадуют последних: например, введение платы за поддержание резервной мощности в том случае, если потребитель не потребляет энергию, но и не отключается от сети. При этом такая плата для большинства потребителей будет нерегулируемая, что само по себе принципиально опасно для них.

[1] Документ принципиально важен как для развития систем теплоснабжения соответствующего поселения, так и для определения обязательств субъектов теплоэнергетики.

[2] По Закону схемы должны появиться до конца 2011.

[3] По статусу - аналог Гарантирующего поставщика в электроэнергетике (должна заключать со всяким и каждым договор теплоснабжения).

недвижимость, подключение к инженерным сетям, энергетика

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности