RU   EN

print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Налоговые итоги - 2011 и перспективы - 2012

Разъяснение основных новелл налогового законодательства.

Налоговая нагрузка на бизнес и пенсионная реформа

К началу 2011 года бизнес подошел под знаком существенного повышения налоговой нагрузки. В 2010 году Единый социальный налог был заменен взносами во внебюджетные фонды. При этом ставки взносов выросли с 26% (для плательщиков на ОСН) или с 14% (для плательщиков на спецрежимах) сразу до 34%. Особенно сильно пострадал малый и средний бизнес, зарплаты в этом секторе экономики в значительной части «ушли в тень», работодатели вернулись к «зарплатам в конвертах».

По отдельным видам деятельности в 2011 году была предусмотрена возможность применения пониженной ставки взносов 26%, но только для ограниченного перечня видов деятельности и только для налогоплательщиков на УСНО. При этом применение пониженных ставок было обставлено множеством условий и ограничений и коснулось, по оценкам РСПП, не более чем 3% представителей российского бизнеса.

С 2012 года государство формально выполняет обещание «действующего Президента РФ» Д.А. Медведева снижении общей ставки с 34% до 30%.

Однако при анализе данной новеллы законодательства на ум приходит знаменитая фраза В.И. Ленина: «формально правильно, а по существу - издевательство». В отношении зарплат, превышающих в 2012 году 512 тысяч рублей в год (чуть больше 42,6 тысяч рублей в месяц на руки), вводится дополнительная ставка платежа 10% с суммы превышения. На практике это означает, что зарплаты свыше 60 тысяч рублей в месяц в 2012 году ждет вовсе не снижение, а увеличение налоговой нагрузки. Получается, что налоги, вопреки обещанию власти, в этом случае не снижаются, а просто перекладываются на высокооплачиваемых (как правило, высококвалифицированных) работников.

Кроме того, декларируемое «снижение налоговой нагрузки» на бизнес государство фактически произвело за счет пенсионеров, отказавшись от базового принципа пенсионной реформы - учета уплаченного налога на индивидуальном счете работника и определения размера будущей пенсии в зависимости от этой уплаченной суммы. В случае с дополнительной ставкой в 10% принцип «больше заплатил - больше получил» действовать не будет. Взносы на «хвосты» (заплаты свыше 512 тысяч рублей в год) не добавят ни копейки к пенсии работника, а уйдут на погашение дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ.

Более того, закон ввел так называемую «солидарную часть страхового взноса». Смысл ее в том, что даже в пределах выплат в рамках основной части зарплаты (до 512 тысяч рублей в год) на индивидуальном счете работника будет учтена не вся уплаченная сумма налога. Страховой тариф разделяется на две части - индивидуальную, по-прежнему идущую на будущую пенсию, и солидарную, поступающую прямиком в «общий котел» Пенсионного фонда РФ. У лиц, родившихся до 1967 года, государство «позаимствует» 6 % от страхового взноса, у лиц, родившихся после - 10%.

Таким образом, после громких заявлений власти о построении разумной и справедливой пенсионной системы, где пенсия каждого зависит от уплаченных налогов с его официальной заработной платы, государство цинично вводит полураспределительную систему, в которой размер пенсии никак не зависит от дохода работника и определяется фактически только возможностями текущего бюджета.

При этом пенсионная реформа на этом не закончилась, официально заявлено, что в созданном виде система пенсионного страхования проработает всего два года. К 2014 году чиновники обещают изобрести что-то совершенно новое - справедливое к будущим пенсионерам и их работодателям и при этом каким-то образом исполнимое для бюджетной системы.

На фоне вышеуказанной реформы почти незамеченными прошли планы государства по существенному повышению акцизов на алкоголь, а также на табачную продукцию. Поскольку в условиях резкого роста госрасходов (только государственная программа перевооружения армии предусматривает до 2020 года траты в размере более 20 триллионов рублей) у государства осталось не очень много источников увеличения доходов, сомневаться в исполнении этих обещаний чиновников у нас оснований нет.

Налоговые споры в судах и до судов

Несмотря на то, что налоговое законодательство РФ в основном сформировано, в 2010-2011 годах активно принимаются законодательные акты об изменении отдельных норм и институтов.

В сентябре 2010 года вступили в силу изменения в отношении правил налогового администрирования: в целях «разгрузки судов» (сокращения налоговых споров, для разрешения которых налогоплательщики обращаются в арбитражный суд) предусмотрено обязательное досудебное оспаривание решений о привлечении к налоговой ответственности сначала в вышестоящий налоговый орган (путем подачи так называемой «апелляционной жалобы»). В областных (краевых, республиканских) налоговых были созданы специальные отделы «налогового аудита» - для разрешения споров с налогоплательщиками. Однако из-за формалистского подхода и явной необъективности эти отделы, фактически, не уменьшили количество судебных споров: подавляющее большинство таких споров все так же доходят до суда. При этом, по статистике ВАС РФ, налогоплательщики выигрывают в арбитражных судах до 80 % налоговых дел.

По нашим оценкам, количество налоговых споров в 2011 году не только не уменьшилось, но даже возросло, при этом 99 % налоговых споров по-прежнему разрешаются только в суде, такая ситуация сохранится и в 2012 году.

Новый раздел Налогового кодекса: сделки между взаимозависимыми лицами и трансфертное ценообразование

С 01 января 2012 года Налоговый кодекс РФ дополняется новым разделом V.I., в котором описаны правила осуществления и контроля сделок между взаимозависимыми лицами, а также трансфертного ценообразования (Федеральный закон от 18.07.2011 г. №227-ФЗ). Этот раздел предусматривает подробные правила проверки налоговым органом цены сделки между взаимозависимыми лицами в целях доначисления налогов исходя из рыночных цен.

Однако принципиальные правила проверки цен не изменились: для того чтобы произвести доначисление налогов, налоговый орган должен

  • во-первых, получить информацию о «сопоставимых сделках»,
  • во-вторых, обосновать, что в определенной сделке между взаимозависимыми лицами установлены коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми,
  • и, в-третьих, рассчитать и обосновать надлежащие «рыночные» цены, исходя из которых должен быть исчислен налог.

Вся указанная система построена на оценочных суждениях, начиная от «сопоставимости сделок» и заканчивая «установлением коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми».

Например, правила определения сопоставимости сделок обязывают налоговый орган учитывать многочисленные факторы: должны быть учтены характеристики товаров, являющихся предметом сделки; функции, выполняемые сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая распределение ответственности между сторонами сделки и прочие условия сделки; условия договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки, оказывающих влияние на цены товаров; экономические условия деятельности сторон сделки, включая характеристики соответствующих рынков товаров, оказывающих влияние на цены товаров, и другие факторы.

При этом для каждого из указанных выше факторов НК РФ отдельно устанавливает дополнительные «подфакторы», которые должны учитываться. Например, для «учета функций, исполняемых сторонами сделки» НК РФ устанавливает еще 22 дополнительных характеристики, кроме того, необходимо учитывать виды рисков (10 вариантов), при определении сопоставимости характеристик рынков товаров должно быть учтено еще 7 характеристик и т.д.

Учитывая изложенное, обоснование сопоставимости сделок (еще даже не корректировка цены) потребует проведения экономической экспертизы, специального экспертного исследования с формулами и расчетами.

Принципиально, что корректировка цены в сделках налогоплательщика возможна только в том случае, если налоговый орган, доказав сопоставимость сделок налогоплательщика со сделками между неаффилированными лицами, докажет и нерыночные условия сделки налогоплательщика.

Кроме того, даже доказав «нерыночность» примененных цен, налоговый орган должен будет определить для доначисления налогов надлежащие «рыночные» цены, что является не менее сложным. Для этого налоговый орган вправе использовать методы «сопоставимых рыночных цен»; «цены последующей реализации»; «затратный метод»; метод «сопоставимой рентабельности» или «метод распределения прибыли».

Очевидно, что любой из указанных методов также требует проведения специализированной экономической экспертизы, экспертного исследования с формулами и расчетами, обоснованием всех цифр и коэффициентов. В настоящее время налоговые органы познаниями, необходимыми для корректного проведения таких экспертных исследований, не обладают.

Показательно, что небольшая существующая арбитражная практика по действующей в настоящее время статье 40 НК РФ по делам, в которых налоговые органы пытались проверить цены налогоплательщиков, на 99 % - не в пользу налоговых органов.

Расчет и обоснование рыночной цены сделки по закону настолько сложны и громоздки, что налоговые органы на практике просто не решаются применять эти нормы. И введение с 01 января 2012 года нового раздела V.I. Налогового кодекса РФ, по нашему мнению, ситуацию никак не изменит.

Также с 2012 года вводится новый институт «единого налогоплательщика», который предусматривает, что консолидированная группа налогоплательщиков рассматривается законом в качестве единого плательщика налогов и сборов. Однако это коснется только крупнейших холдингов с оборотом не менее 100 млрд рублей в год.

Основные направления налоговой политики в 2012-2014 годах

07 июля 2011 года Правительство РФ одобрило Основные направления налоговой политики РФ на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов, которые предусматривают ряд направлений развития современного налогового законодательства.

В частности, в очередной раз предусмотрено введение одного (единого) налога на недвижимость (вместо существующих сейчас отдельных налогов на имущество и земельного налога). Это должен быть местный налог (зачисляемый в бюджет муниципалитета), налоговой базой для которого будет рыночная стоимость объектов недвижимости. Введение данного налога сдерживается отсутствием актуальных данных о существующих объектах недвижимости и необходимостью проведения массовой оценки этого имущества. Ожидается, что массовая оценка недвижимости будет закончена в начале 2012 года и в IV квартале 2012 года возможно внесение в Налоговый кодекс РФ норм о новом налоге.

Однако несмотря на то, что Основные направления... одобрены Правительством РФ, 28 декабря 2011 года глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила, что единый налог на недвижимость не будет вводиться в стране еще долго. «Это наша общая позиция: Минфина, ФНС и Минэкономразвития. У нас будет отдельный налог на имущество и земельный налог», - сказала она. По словам Набиуллиной, перейти на взимание единого налога на недвижимость можно будет постепенно в течение нескольких лет, когда люди сами начнут регистрировать свою собственность как единый объект. При этом она не стала называть даже приблизительно возможных ставок такого «нового» налога на имущество. Но подчеркнула, что прежде чем он будет введен, необходимо создать механизм оспаривания кадастровой оценки недвижимости.

Кадастровая оценка объектов недвижимости должна завершиться к концу 2012 года, и это позволит нескольким «пилотным» регионам начать собирать налоги исходя из рыночной цены.

По нашему мнению, единый налог на недвижимость в России действительно не будет введен в течение ближайших лет. И дело здесь не только в сложности кадастровой оценки, но и в росте протестных настроений, который государство уже не может игнорировать. Введение одного налога на недвижимость затронет абсолютное большинство граждан России, владеющих квартирами, дачами, садовыми участками, включая пенсионеров. Поскольку налог будет рассчитываться с кадастровой (приближенной к рыночной) стоимости недвижимости, введение этого налога означает безусловный и существенный рост налоговой нагрузки на подавляющее большинство граждан, что явно не добавит симпатий действующей власти.

Также Основные направления... декларируют постепенный отказ от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и переход к разновидности другого специального режима - УСНО на основе патента.

Патентная система налогообложения (будет распространяться только на индивидуальных предпринимателей) предусматривает замену обычных налогов (НДС, НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности) на фиксированный платеж за покупку патента. То есть плательщик уплачивает в год фиксированную сумму («стоимость патента»), независимо от показателей своей деятельности.

При этом с 01 января 2013 года планируется запретить применение УСНО в отношении розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала до 150 кв.м. и оказания услуг общественного питания, а с 2014 года - отменить упрощенную систему налогообложения полностью.

Еще ряд мер, которые предусмотрены Основными направлениями..., могут быть реализованы государством при наличии политической воли. Так, Минфин РФ хочет провести «мониторинг эффективности налоговых льгот» и их «оптимизацию» - оценку эффективности существующих налоговых льгот, устранение отдельных видов льгот, которые не оказывают существенного влияния на экономику (в частности, льгот по НДФЛ). Однако очевидно, что за любой налоговой льготой стоят группы отраслевых лоббистов, поэтому результаты «мониторинга эффективности льгот» предсказать сложно.

Также озвучивается намерение государства повысить налоговую нагрузку по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче природного газа: предусмотреть ежегодное индексирование НДПИ, а также определение ставок налога в зависимости от мировых цен. Однако указанное повышение налоговой нагрузки должно коснуться в первую очередь ОАО «Газпром», лоббистские возможности которого огромны.

И, наконец, государство обещает в ближайшем будущем ввести в налоговое законодательство нормы в целях противодействия незаконному уклонению от уплаты налогов, включая концепцию «деловой цели», иные нормы и понятия, выработанные арбитражной практикой, а также международным опытом.

В итоге, 2012 год, с точки зрения налогового законодательства, обещает быть достаточно стабильным. И из-за выборов, и из-за общей экономической ситуации каких-либо существенных налоговых новаций (типа введения новых налогов) государство себе позволить не может. Могут быть незначительно скорректированы отдельные правила в отношении отдельных налогов, возможно введение или отмена каких-то «точечных» льгот, но общий размер налоговой нагрузки на бизнес в 2012 году (налоги и налоговые ставки), по нашему мнению, не изменится. А любая стабильность в России, особенно стабильность в налоговых отношениях, - это положительный для бизнеса момент.

налоговое планирование, налоговое право, налоговые проверки, налоговые споры

Похожие материалы

Юридические услуги
Коллекторские услуги

Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Патентные услуги
Регистрационные услуги      

Политика информационной безопасности