print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

«Интеллектуальная чистота» бизнеса

Как исключить риски нарушения чужих прав на объекты интеллектуальной собственности.

«Интеллектуальная чистота» бизнеса – это ведение дел с соблюдением чужих прав на объекты интеллектуальной собственности.

В связи с вступлением в ВТО и по иным объективным причинам законодательство РФ становится все строже в отношении защиты любых объектов интеллектуальной собственности, начиная от чужих авторских прав, заканчивая товарными знаками, коммерческими обозначениями и фирменными наименованиями участников гражданского оборота.

Нарушение чужих прав на объекты интеллектуальной собственности (ИС) может повлечь ответственность от штрафа до ликвидации юридического лица, не говоря уже про уголовную ответственность за нарушение авторских прав (ст.146 УК РФ) или прав на товарный знак (ст.180 УК РФ).

Поэтому начиная свой бизнес или развивая его, необходимо исключить риски нарушения чужих прав на объекты интеллектуальной собственности.

1. Риск нарушения чужих прав при создании организации

При регистрации новой организации необходимо обеспечить оригинальность фирменного наименования юридического лица. Недопустимо, чтобы название вашей организации было сходным до степени смешения с чужим фирменным наименованием, товарным знаком или коммерческим обозначением.

Иначе правообладатель, который раньше вас зарегистрировал соответствующее обозначение (то есть имеет приоритет в отношении него), вправе в судебном порядке потребовать прекратить использование спорного обозначения и возместить ему убытки.

Особенно болезненным такое развитие ситуации будет в случае, если вы уже вложили значительные средства в рекламу и продвижение своего обозначения.

Кроме того, если правообладатель докажет, что вы при регистрации фирмы использовали наименование его фирмы для того, чтобы воспользоваться чужым «раскрученным» обозначением и ввести потребителей в заблуждение, Федеральная антимонопольная служба может признать это фактом недобросовестной конкуренции. В таком случае она вправе наложить на нарушителя штраф до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение (ст.14.33 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что налоговый орган, который осуществляет регистрацию юридических лиц, не обязан проверять и не проверяет на практике оригинальность фирменного наименования вновь создаваемой организации. Поэтому начиная бизнес, вам придется самостоятельно позаботиться о проверке своего обозначения.

Возможность проверки сильно облегчает наличие многочисленных баз данных в сети Интернет, включая официальные открытые данные. Так, проверить наличие юридического лица с таким же (или похожим) обозначением можно на сайте ФНС РФ. Открытые реестры зарегистрированных товарных знаков размещены на сайте Федерального института промышленной собственности (подразделение Роспатента).

Однако необходимо учитывать, что закон считает нарушением использование не только тождественного (полностью совпадающего) обозначения, но и обозначения «сходного до степени смешения», то есть не совпадающего полностью, но, несмотря на отдельные отличия, в целом ассоциирующегося с первоначальным. Поэтому, на наш взгляд, полная и компетентная проверка обозначения на «интеллектуальную чистоту» требует специальных познаний. Рекомендуем для этого обращаться к патентному поверенному либо в специализированную юридическую фирму, занимающуюся вопросами интеллектуальной собственности.

2. Риск нарушения чужих прав при ведении бизнеса

Естественно, ведение дел с соблюдением чужих прав на объекты интеллектуальной собственности не исчерпывается регистрацией организации с оригинальным фирменным наименованием.

Любая фирма в процессе своей деятельности сталкивается с объектами интеллектуальной собственности, прежде всего - с объектами авторских прав.

Результат творческой деятельности человека в любой объективной форме (рисунок, скульптура, фотография, текст, программный код и т.д.) охраняется авторским правом. Использование чужого произведения без правового основания также влечет ответственность, от гражданско-правой до уголовной. В настоящее время нарушение авторских прав также является одной из угроз для любого бизнеса.

2.1. Программы для ЭВМ

В любой, самой небольшой, организации сейчас есть компьютер, на котором обязательно используется разнообразное программное обеспечение: собственно операционная система, офисное приложение, программы для работы с графическими объектами, бухгалтерские и иные приложения и т.д.

Большинство руководителей не задумываются (или предпочитают не задумываться) о том, что каждая программа для ЭВМ является самостоятельным объектом авторского права, права на которую охраняются законом.

С точки зрения закона, нарушением является использование контрафактного программного обеспечения само по себе, при этом, использованием автоматически признается наличие контрафактной программы на диске, даже если в момент проверки эта программа не была запущена.

В связи с вступлением России с ВТО государство постоянно активизирует проверки легальности программного обеспечения. Если раньше объектами проверки были в основном магазины и рынки, торгующие компьютерными дисками, то сейчас таким проверкам могут подвергнуться организации среднего бизнеса и даже отдельные пользователи. Такие проверки проводит в настоящее время не только отдел «К», но и ОБЭП.

Действующее законодательство РФ дает право проверить подлинность программ, установленных на вашем компьютере, любому представителю правоохранительных органов, включая участкового инспектора милиции. Связано это с тем, что требование к организации предоставить правоустанавливающие документы на программное обеспечение не является обыском или проникновением в жилище, соответственно, не требует постановления суда. Постановление суда нужно только для осмотра и изъятия компьютера в жилом помещении, принадлежащем физическому лицу.

Такая ситуация породила новую угрозу безопасности бизнеса – проведение внеплановой милицейской проверки вашей организации по жалобе (заявлению) конкурента. Такое мероприятие (причем абсолютно законное) может повлечь даже полный паралич деятельности фирмы, поскольку обычно сопровождается изъятием компьютеров. Проверка легальности программного обеспечения может привести и к более существенным последствиям – потере информации, включая информацию бухгалтерского и управленческого учета, с возможным ознакомлением с этой информацией правоохранительных органов и конкурентов.

Есть всего два варианта того, как избежать этой опасности:

  • использовать только лицензионное программное обеспечение;
  • пользоваться бесплатным программным обеспечением (например, операционная система Linux, текстовый редактор OpenOffice и т.п.).

2.2. Иные объекты авторского права (тексты, фотографии, произведения дизайна)

Соблюдение авторских прав в настоящее время нельзя свести только к использованию лицензионного программного обеспечения.

Любая фирма в своей деятельности использует чужие объекты авторских прав: при создании (дизайне) упаковки своей продукции, в рекламе, при создании сайта и т.д.

С точки зрения закона, вы вправе использовать чужие объекты авторских прав только при наличии правового основания.

Действующее законодательство предусматривает два основных способа приобретения прав на использование чужих произведений (рисунков, фотографий, текстов, программного кода, объектов дизайна):

  • заключение авторского договора с правообладателем (ст.ст.30, 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»; с 1.01.2008 – ст.ст.1285-1288 ГК РФ);
  • создание произведения в рамках служебного задания – служебное произведение (ст.14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»; с 1.01.2008 – ст.1295 ГК РФ).

Применительно к авторскому договору необходимо учитывать несколько принципиальных моментов.

Во-первых, авторский договор должен быть заключен с лицом, которому принадлежат авторские права.

Как правило, таким лицом является сам автор – физическое лицо, своим творческим трудом непосредственно создавшее произведение. Очевидно, что организация автором какого-либо произведения быть не может, поэтому при заключении договора о передаче имущественных прав с правообладателем-организацией необходимо убедиться, что соответствующие авторские права перешли к организации от автора.

Во-вторых, необходимо учитывать, что по авторскому договору могут быть переданы только имущественные авторские права (право на воспроизведение; право на распространение; право на импорт; право на публичный показ; право на публичное исполнение; право на передачу в эфир; право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; право на перевод; право на переработку; право на доведение до всеобщего сведения).

Неимущественные авторские права (право авторства; право на имя; право на обнародование произведения; право на защиту репутации автора) неотчуждаемы и принадлежат автору независимо от отчуждения имущественных прав.

В-третьих, авторский договор заключается в письменной форме и обязательно должен предусматривать способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору). Связано это с правилом п.2. ст.31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (с 1.01.2008 – ст.1235 ГК РФ), согласно которому все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

В-четвертых, кроме конкретного перечня передаваемых прав, авторский договор обязательно должен предусматривать: срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения; порядок и сроки его выплаты.

При отсутствии указанных существенных условий авторский договор признается незаключенным.

Также рекомендуется устанавливать в авторском договоре срок, на который передаются имущественные авторские права. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения путем направления письменного уведомления об этом за шесть месяцев до расторжения договора. Максимальный срок действия имущественных авторских прав – в течение жизни автора и 70 лет после его смерти.

Кроме того, рекомендуется устанавливать в авторском договоре условие о территории действия авторских прав, иначе действие передаваемого по договору права ограничивается территорией РФ.

Помимо авторского договора, организация может приобрести имущественные авторские права в случае создания произведения ее работником в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение).

Для возникновения у организации прав на такое произведение необходимо, чтобы:

  • автор являлся работником организации;
  • создание произведения входило в его непосредственные должностные (служебные) обязанности (было указано в качестве его трудовой функции в трудовом договоре, должностной инструкции или иных документах);
  • конкретное произведение было создано автором для работодателя в период его работы в рамках трудовой функции.

При соблюдении данных условий исключительные права на использование служебного произведения по общему правилу принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, – работодателю.

Указанные правила приобретения авторских прав на произведения необходимо учитывать в повседневной деятельности, при обращении с любыми объектами авторских прав.

Например, при разработке оригинального дизайна упаковки организация должна быть уверена, что вместе с разработанным дизайном в виде картинки (изображения упаковки) она получила также и авторские права на использование этого дизайна.

Аналогична ситуация с созданием сайта. Заключив договор на создание сайта, организация должна позаботиться о том, чтобы условия этого договора предусматривали передачу ей всех имущественных прав на использование всех элементов сайта: программного кода, текста, фотографий и рисунков, анимации, а также дизайна (расположения элементов) сайта в целом.

Такая же ситуация должна быть и в рекламе продукции фирмы: все используемые в рекламе организации результаты творческой деятельности человека (оригинальные тексты и слоганы, фотографии и рисунки, иные объекты дизайна) должны использоваться правомерно, то есть у организации должны быть имущественные права на использование этих произведений, полученные либо по авторскому договору, либо в силу создания конкретных объектов работником организации в качестве служебного произведения.

Правомерность использования любых объектов интеллектуальной собственности должна стать нормой, поскольку соблюдение этого требования становится сейчас одним из элементов безопасного, а значит, успешного ведения бизнеса.

Статья опубликована в "ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС", №10/2007

авторское право, деловая репутация, интеллектуальная собственность, программное обеспечение, товарные знаки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности