print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Авторский договор. Дизайнеры

Какие договоры приемлемы для разовой работы, а какие для постоянной?

Вопрос: Большинство дизайнеров работают с заказчиками либо по договору, либо вообще без него. Какие договоры приемлемы для разовой работы, а какие для постоянной? Если можно, приведите пример (форму) стандартного договора для разовой работы или опишите, какие пункты в него входят.

Не секрет, что большую часть заказов дизайнеры выполняют без какого-либо договора или по договору, который не является авторским.

Так, дизайнерские или рекламные агентства заключают договоры подряда на создание, допустим, фирменного стиля. Это неверно. Во-первых, авторские права могут быть переданы исключительно по авторскому договору (договор может называться по другому, но по своей сути должен быть авторским, т.е. содержать все существенные условия авторского договора). Во-вторых, по договору подряда результат работы передается в собственность заказчику, в то время как по авторскому договору передаются имущественные права на результат работы на определенный срок или бессрочно [1]. И, кроме того, «все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными».

Права на использование произведения, подлежащие передаче по авторскому договору, содержатся в ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее ЗоАП) и их необходимо точно указывать в авторском договоре. Благодаря сложившейся ситуации, существует неприятное для заказчиков рекламы, дизайна положение. На созданные по их заданию произведения, заказчики не имеют ни каких прав, так как договоры с рекламными и дизайнерскими фирмами отсутствуют или являются недействительными. Любой дизайнер может подать исковое заявление в суд и потребовать от заказчика прекратить нарушение его прав на произведение дизайна и выплатить компенсацию размером от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда.

Что делать в данной ситуации заказчику? Общее правило действующего законодательство говорит о том, что авторский договор должен быть заключен в простой письменной форме (п.1.ст.32 ЗоАП). Если был заключен устный договор, то наступают последствия ст.162 ГК РФ: в случае спора стороны лишаются права ссылаться в подтверждение договора и его условий на свидетельские показания, но не лишаются права приводить письменные и другие доказательства. Такими доказательствами будут: подписанное автором задание, макет, расписка в получении денежных средств за создание произведения и т.п. При отсутствии указанных документов, использование произведения заказчиком будет контрафактным, со всеми вытекающими последствиями. Если удастся доказать наличие устного авторского договора, то права переданные по нему будут носить неисключительный характер, это значит, что автор произведения может передать эти права кому либо еще.

Основываясь на вышесказанном, договор между дизайнером и заказчиком должен быть выполнен в письменной форме и содержать все существенные условия авторского договора.
П.1 ст. 31 ЗоАП «Условия авторского договора» говорит следующее: «Авторский договор должен предусматривать:

  1. способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
  2. срок и территорию, на которые передается право;
  3. размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;
  4. другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора».

1. Передаваемые права должны быть конкретными, иначе могут наступить последствия закрепленные в п. 2 ст.31 ЗоАП: «Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными». Желательно, чтобы формулировки соответствовали закону, а именно ст. 16 ЗоАП. Например, «По настоящему договору исполнитель передает заказчику следующие права на произведение: право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичный показ и т.п.». Так же, в договоре можно указать, что передаются все имущественные права, закрепленные в ст. 16 ЗоАП. Характер прав так же желательно указать: «передаются исключительные права», т.е. лицо, которому их передали, вправе запрещать использование произведения другим лицам. Если характер прав не указан, то считается, что по договору переданы неисключительные права.

2. Срок, на который передается авторское имущественное право, стороны определяют самостоятельно. Также законом оговорен случай, когда договоры заключаются без указания срока - авторские договоры на неопределенный срок. Ч.2 п.1. ст. 31 ЗоАП вводит дополнительное правило для авторских договоров, которые заключены без указания на срок действия. В этом случае автор может в любой момент по истечении пяти лет расторгнуть договор. Однако сделать это можно лишь при одном условии, если пользователь будет уведомлен об этом не позднее шести месяцев до момента расторжения договора.

Условие о территории, на которую передается авторское имущественное право, принадлежит к числу существенных условий. Если это условие не оговаривается в договоре, то согласно ЗоАП действие передаваемого права ограничивается территорией России.

3. Цена авторского договора по закону именуется авторским вознаграждением. Авторское вознаграждение является существенным условием. Обычным способом определения вознаграждения, по закону, это определение его в виде процента от дохода, полученного от использования произведения, что, в свою очередь, необычно для дизайнеров и рекламистов, определяющим вознаграждение в виде фиксированной суммы, выраженной в МРОТ или других условных единицах (не запрещается).

Выплата аванса дизайнеру обязательна в соответствии с законом, так как дизайнеры работают в основном под заказ (авторский договор заказа).

Если все существенные условия, описанные выше, соблюдены в договоре между дизайнером и заказчиком (причем, название договора не играет роли, он может называться хоть договором подряда), то такой договор будет авторским и будет надежно защищать интересы всех заинтересованных сторон.

[1] С юридической точки зрения получается, что подрядчик передает заказчику в собственность материальный носитель, в котором выражено произведение (дискета, макет), не передавая прав на само произведение. В результате заказчик не имеет права его использовать в коммерческих целях! Кроме того, необходимо помнить, что при передаче имущественных прав по авторскому договору, личные права на имя, защиту и т.п. не передаются, т.е. являются неотчуждаемыми и все сделки с ними всегда ничтожны.

авторское право, договорное право, интеллектуальная собственность

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности