RU   EN

print

5 заблуждений о международных товарных знаках

Развенчиваем мифы, которые зачастую останавливают правообладателей от подачи заявки на международную регистрацию товарного знака.

Регистрировать или не регистрировать: нужна ли локальному российскому бизнесу международная регистрация товарного знака?

Задумываться о регистрации товарного знака, наверное, приходилось каждому участнику рынка: это тот репутационный аспект, конкурировать без которого в условиях современного рынка сложно. Но вопрос о целесообразности регистрации товарного знака в других странах порою остается без ответа, сталкиваясь с не имеющими подтверждений на практике нюансами.

Согласно данным патентных ведомств, Россия по количеству поданных заявок на международную регистрацию товарных знаков входит в четвертую десятку. Зачастую в этом процессе участвуют те, кто начинает экспансию на международный рынок или предполагает ее в будущем. Но, может быть, международная регистрация товарного знака нужна и тем, чьи планы по развитию бизнеса не выходят за пределы России? Давайте попробуем разобраться вместе.

Как и любой процесс, еще не имеющий широкого практического применения, международная регистрация товарных знаков остается «частным случаем». Рука об руку с ней идут мифы и стереотипы, и даже если невозможно вывести аксиомы, позволим себе усомниться в следующих постулатах:

  1. Для международной регистрации товарного знака необходимо доказать факт ведения бизнеса на территории иностранного государства.
  2. Международная регистрация товарного знака – дорогостоящая процедура.
  3. Участие патентного поверенного необязательно.
  4. Процедура регистрации занимает длительное время.
  5. Товарному знаку предоставляется охрана во всех странах.

Прежде чем перейти непосредственно к развенчанию этих мифов, скажем несколько слов о процедуре регистрации и ведомстве, которое ею занимается.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — именно та структура, на которую возложены все административные функции по признанию за интеллектуальной собственностью международно-правовой составляющей. Признание вашего товарного знака будет происходить лишь в странах-участницах Мадридского Соглашения от 1891 года либо Протокола к нему от 1989 года — эти документы, принятые с разницей в 100 лет, дают представителям бизнеса различных стран возможность обеспечить своей продукции и деятельности маркировку при экспорте за границу, то есть быть участниками Мадридской системы.

Для понимания системы международной регистрации необходимо знать статусы стран, участвующих в данном процессе: страны заявителя и страны истребуемой регистрации. Страны должны быть договаривающимися сторонами, то есть каждая из них должна иметь в своем арсенале одинаковые подписанные документы — Соглашение или Протокол.

Что такое международная регистрация товарного знака и для чего она нужна?

Регистрация товарного знака — дело предпринимателей дальновидных и осмотрительных, а точнее – нацеленных на дальнейшее развитие. Ведь таким образом вы показываете потребителям разных стран свой интерес в продвижении продукции (деятельности) и защиту от всех возможных на неё посягательств со стороны недобросовестных конкурентов.

При наличии заинтересованности в трансграничном характере своего бизнеса одним из первых вопросов, требующих решения, должно быть повсеместное (в местах присутствия вашей продукции или ведения деятельности) признание вашего знака. Появившись однажды, скажем, в Казахстане или любой иной стране ближнего зарубежья, ваш знак может быть попросту скопирован и использован при реализации контрафакта. А спустя время товарный знак может оказаться зарегистрированным на имя ваших иностранных конкурентов. Вы же просто не сможете полноценно защитить свои права.

Чем международная регистрация отличается от национальной?

Коэффициент полезного действия Всемирной организации интеллектуальной собственности выражается в упрощении процедуры регистрации и её сравнительной дешевизне. По сути, работа экспертов ВОИС — это совокупная работа патентных ведомств стран истребуемой регистрации. Международная регистрация является единой, в то же время знак получает охрану в нескольких юрисдикциях.

Международная заявка на регистрацию товарного знака всегда базируется на национальной регистрации — это первый барьер, и при его успешном прохождении знак получает «путевку» в иностранные государства, а его шансы стать «международным» существенно увеличиваются. Это происходит и благодаря качественной работе экспертов национальных патентных ведомств — заявленному обозначению в процессе регистрации противопоставляются не только знаки своей страны, но и международные товарные знаки. Зависимость регистрации ВОИС и национальной проявляется и в том, что при аннулировании знака в родной стране аналогичная участь постигнет его и во всех остальных государствах, где знак был зарегистрирован. Однако подобные узы сохраняются лишь в течение первых пяти лет — далее международный товарный знак отправляется в «свободное плавание».

Миф первый: «Для международной регистрации товарного знака необходимо доказать факт ведения бизнеса на территории иностранного государства».

Предоставление защиты со стороны государства — это услуга, то есть стандартный вариант правоотношений двух субъектов со своими правами и обязанностями. Основная предпосылка к возникновению последних — наличие необходимой связи заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) с членом Мадридского союза (по состоянию на 15 октября 2014 года в союзе участвуют 92 государства). Необходимая связь может выражаться в следующем:

  • наличие действительного и нефиктивного промышленного или торгового предприятия;
  • гражданство страны-участницы Мадридского соглашения и (или) Протокола либо проживание на её территории.

В настоящее время основное количество заявок от имени российских лиц подается на основании второй формы необходимой связи, то есть планы по выходу на международный уровень можно начинать реализовывать с подачи заявки на регистрацию знака в ВОИС, не имея при этом реального «промышленного или торгового предприятия».

Миф второй: «Международная регистрация товарного знака – дорогостоящая процедура».

Сравнение затрат на международную и национальную (в отношении территории конкретного иностранного государства) регистрации позволяет сделать выбор в пользу именно первой системы: мы платим пошлину за единую регистрацию, а в результате получаем охрану в нескольких странах. Кроме того, процедура национальной регистрации иностранном государстве требует участия представителя, в некоторых странах — патентного поверенного, а вся переписка с ведомством ведется на государственном языке страны, в которой истребуется защита. В этом случае услуги переводчика могут оказаться более затратными, нежели услуги по регистрации. Для работы с ВОИС вы вполне можете обойтись сотрудничеством с российским патентным поверенным.

Пошлина за подачу международной заявки начинает исчисляться с суммы в 653 швейцарских франка; национальная регистрация в России — от 14 тысяч рублей, в Федеративной Республике Германия — от 300 евро.

Миф третий: «Участие патентного поверенного необязательно».

Необходимо ли участие патентного поверенного? Подобный вопрос возникает у каждого, кто задумывался о получении охранного документа для товарного знака — национального или международного. Действительно ли данная статья расходов является настолько необходимой или с такой работой справится каждый юрист? В поисках ответа заинтересованные люди просматривают множество страниц в Интернете и обзванивают специалистов из разных компаний. Как правило, вникнув в процедуру и услышав объем рекомендаций, потенциальный клиент переходит в разряд реальных.

Патентный поверенный — незаменимый участник процесса получения охранного документа международного образца, существенно повышающий шансы заявителя на регистрацию. Помимо чисто юридической работы, патентный поверенный обладает необходимым запасом лингвистических знаний, что существенно упрощает взаимодействие с Международным бюро, а также исключает дополнительные расходы клиента на переводчика.

К слову об иностранном языке. Заявители из любой страны располагают возможностью подать заявку на одном из трех языков: английском, французском или испанском; выбранный язык будет использоваться до окончания делопроизводства.

Миф четвертый «Процедура регистрации занимает длительное время».

Срок международной регистрации товарного знака зависит от индивидуальной обстановки в каждой стране — члены Европейского Союза стараются следовать положениям Протокола и укладываться в 18 месяцев, а регистрация в Китае может занять несколько лет.

Результативность работы ВОИС поражает своим территориальным охватом, даже несмотря на то что вся процедура регистрации редко укладывается в срок 18 — 20 месяцев — тот стандартный базовый период, в который происходит так называемое «обычное делопроизводство». Таким термином обозначается ситуация, при которой эксперты ВОИС не сомневаются в возможности регистрации товарного знака – как с точки зрения формальных правил, так и с позиции возможных конкурентов и потребителей. Тут и становится понятной важность полномочий, которые выполняют эксперты патентных ведомств, ведь они являются препятствием для нездоровой конкуренции и незащищенности прав потребителей.

Стоит обратить особое внимание на составление заявки: она является той верительной грамотой, которая представляет заявителя в стенах патентного ведомства. От качественной работы над ней зависит суть итогового решения – будет ли знак зарегистрирован.

Не менее важную роль выполняют и разработчики товарного знака. Его оригинальность и отсутствие тождественных и сходных обозначений — залог прохождения знаком стандартного делопроизводства и нивелирование оснований для увеличения срока регистрации более чем на 2 года.

Миф пятый: «Товарному знаку предоставляется охрана во всех странах».

Как указывалось выше, деятельность Международного бюро ВОИС базируется на двух правовых документах: Мадридском Соглашении и Протоколе к нему. ВОИС не может предоставить охрану товарного знака в тех странах, которые не являются участником соответствующих договоренностей. Кроме того, подавая заявку, не стоит рассчитывать на придание вашему знаку статуса «международный» в обыденном, привычном большинству, значении.

Что подразумевает под собой характеристика «международный» в понимании обычного потребителя? Что-то, что признается во всем мире или в большей его части; что-то настолько устоявшееся, что всем известно. С этой точки зрения, ВОИС работает на перспективу – задает, так сказать, необходимый вектор развития бизнеса заявителей.

«Международность» товарного знака – свойство, скорее, желаемое, чем действительное: нельзя зарегистрировать знак во всем мире хотя бы потому, что не все государства до единого задействованы в подобной «интеллектуальной» кооперации. Кроме того, заявители сами выбирают нужные им страны, учитывая как формальные требования, изложенные выше, так и материальные затраты и реальную необходимость.

Практика международной регистрации товарного знака становится всё обширней в мире — всё большее количество предпринимателей вовлекаются в этот процесс. Зачастую быть первым и подать заявку раньше своего (пусть и зарубежного) конкурента – значит, сыграть стимулирующую роль для бизнеса, принести ему единовременный доход (посредством заключения договора отчуждения) или создать постоянную статью дохода (посредством заключения лицензионного договора). Цель регистрации выбирать вам, но именно из желания развивать бизнес и стоит исходить при принятии решения.

интеллектуальная собственность, международные товарные знаки, товарные знаки

Похожие материалы

Юридические услуги
Коллекторские услуги

Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Патентные услуги
Регистрационные услуги      

Политика информационной безопасности